Государственные органы охраны природы

ОРГАНЫ ФУНКЦИИ ПРИМЕРЫ
ОБЩЕЙ компетенции занимаются не только вопросами охраны природы   Они призваны определять основные направления эколог политики, утверждать эколог программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы. - Президент России, - Федеральное Собрание РФ, - Правительство РФ, - представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, - муниципальные органы.
СПЕЦИАЛЬНОЙ компетенции – это органы, выполняющие только природоохранные функции КОМПЛЕКСНЫЕ Они выполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. Санэпиднадзор РФ МПР РФ МЧС РФ Роскомгидромет
ОТРАСЛЕВЫЕ Они выполняют функцию управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных объектов и ресурсов. Роскомзем Рослесхоз Госкомрыболовство Минсельхоз России
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Они выполняют одну или несколько родственных им функций в отношении всех природных объектов. Госатомнадзор России Госгортехнадзор России ГТК РФ МВД России

Законодательством предусматриваются требования к нормированию качества окружающей природной среды – предельно допустимые нормы воздействия на природу, гарантирующие экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Это ПДК, ПДВ (выбросы), ПДС (сбросы), ПДУ (уровни вибрации, шума и т.п.), ПДН (нормы применения ядохимикатов в с/х).

Для определения соответствия предприятий и организаций требованиям экологически безопасного воздействия на природу все они должны проходить государственную экологическую экспертизу– проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.

Для определения экологической ситуации в регионе необходимо постоянно осуществлять экологический контроль – наблюдение за состоянием природы и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

В экологическом законодательстве впервые даны определения зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зона чрезвычайной экологической ситуации– зона, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлёкшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА включает:

ü планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

ü установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду;

ü установление нормативов платы за причинённый ущерб природе и способы их выполнения, в том числе и через экологические фонды разных уровней.

ü Предусматривается также экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды (поощрение через налоговые льготы, дотации, льготное кредитование, надбавка к ценам; наказание через дополнительное налогообложение, дотации).

ТЕМА 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ РОССИИ

Атмосферный воздух

Над территорией России атмосферный воздух особенно загрязнён в Европейской части России и в южных районах Сибири. В России мониторинг загрязнения воздуха осуществляется более чем в 250 городах, в большинстве из которых средние за год концентрации вредных веществ в воздухе превышают ПДК. Основные источники загрязнения: промышленность, ТЭС, АЭС (в случае аварии радиоактивное загрязнение), транспорт (47% от общего объёма выбросов), лесные пожары.

Наши предприятия ещё недостаточно оснащены пылегазоулавливающими установками, часто они неисправны или эффективность функционирования занижена. Лишь 40% российских предприятий, загрязняющих атмосферу, оборудованы современными пылегазоочистными сооружениями.

Загрязнение атмосферного воздуха является причиной выпадения кислотных дождей, возникновения озоновых дыр. Основной вклад в трансграничное загрязнение воздуха России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния, Германия. Тридцать процентов заболевания горожан непосредственно связано с загрязнённостью воздуха выхлопными газами.

Водные ресурсы

Россия обладает одним из самых высоких водных потенциалов в мире (примерно 10% мировых). Преобладает водозабор из поверхностных источников (примерно 80%); подземные воды в основном используются на нужды ЖКХ (примерно 50% используемых подземных вод).

Большая часть забранной воды (⅔) сбрасывается в поверхностные объекты в виде сточных вод, из которых треть составляют загрязнённые воды. Степень освоения подземных вод составляет 33%.

Наблюдается не только загрязнение поверхностных и подземных вод, особенно в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий и населения, но и их истощение (особенно на юге).

Россия занимает второе место в мире по гидроэнергопотенциалу.

Таким образом, в настоящее время из-за загрязнения около 70% рек и озёр и 30% подземных утратили свои качества как источника питьевого водоснабжения. Практически 70% населения РФ потребляют воду, не соответствующую ГОСТу «Вода питьевая».

Земельные ресурсы

Россия занимает одно из ведущих мест мира по обеспеченности землёй. Земельный фонд России составляет 1 709,2 млн. га. Сельхозугодья (без оленьих пастбищ) составляют 13%, в том числе пашни – 7%, из которых 1222 млн. га – чернозёмы, на которых производится 80% сельхозпродукции.

Площадь сельскохозяйственных земель постоянно сокращается.

Площадь эрозионных процессов в той или иной мере затрагивает примерно 60% сельхозугодий, в том числе пашни – более 40%. Переувлажнённые и заболоченные почвы занимают более 12% площади сельхозугодий. Засолённые и солонцеватые почвы занимают более 20% площади сельхозугодий, из них пашни – 7%. Процессам опустынивания подвержено 6 % площади России.

Процессы деградации сельхозугодий развиваются неравномерно, затрагивая, прежде всего, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал. Увеличивается площадь земель, нарушенных в результате хозяйственной деятельности.

Лесные ресурсы

Россия занимает одно из ведущих мест по величине лесных ресурсов. На долю России приходится 1/5 площади лесов мира, ¼ мировых запасов древесины, из них наиболее ценные – хвойные леса (78% общих запасов древесины).

Восточнее Урала расположено 80% всего лесного фонда.

В России большую площадь занимают леса третьей группы, лесов первой группы – 23%, второй – 8%; удельный вес лесов первой и второй групп с развитием промышленности, ростом городов постепенно увеличивается, а третьей – уменьшается.

Леса Европейской части России сильно оскудели в результате избыточной рубки. Ежегодно в России вырубается примерно 100 млн. м3.

Большой ущерб лесам наносят пожары. Сокращаются площади лесовосстановления в лесном фонде, а также масштабы содействия естественному возобновлению леса.

Ресурсы животного мира

Для России характерно большое видовое разнообразие животного мира. Фауна позвоночных насчитывает 1513 видов: 320 млекопитающих, 732 птиц, 80 рептилий, 29 амфибий, 343 пресноводных рыб, 9 видов круглоротых. В омывающих Россию морях встречается около 1500 видов морских рыб. Фауна беспозвоночных насчитывает 130 000 видов. В России 50 видов млекопитающих являются постоянными объектами охоты и около 20 видов добываются нерегулярно. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их добыча обеспечивает кожевенное и пушное сырьё, мясо, а также лекарственное сырьё.

Учёт численности основных видов охотничьих животных ведётся на уровне субъектов Федерации. Учёт численности непромысловых видов практически отсутствует, хотя некоторые из них имеют значительную коммерческую ценность и эксплуатируются. Анализ состояния охотничьих ресурсов проводится ежегодно в рамках мониторинга лицензионных видов охотничьих животных. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации по рациональному использованию.

Среди 700 видов птиц, входящих в состав орнитофауны России, 60 видов являются постоянными объектами охоты и ещё 15 видов добываются нерегулярно. В коммерческих целях производится отлов 19 видов певчих птиц и 6 видов ловчих хищных птиц. Другие виды используются для культурных, научных, просветительских и прочих потребностей общества. В Красную Книгу России занесено 231 вид животных (2001 год).

Наши рекомендации