Базовая ценность: Труд и творчество

(уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость)

Диагностическое сопровождение Сроки проведения Ответственные, респонденты Показатели
Средства измерения когнитивного критерия продуктивного опыта младших школьников (С.Н. Чистякова)   Диагностика учебной мотивации школьников (М.В.Матюхиной) Анкета для определения уровня сформированости интереса к труду взрослых у младших школьников (С.Н. Чистякова) Анкета о творчестве (Н. Н. Захаров)   Тест: Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?   1 раз в год     2 раза в год   1 раз в год   1 раз в год   1 раз в год     Учитель     Учитель   Учитель   Учитель   Родители (законные представители)   1-3 класс - первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - положительное отношение к школе; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарные представления об основных профессиях; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;   4класс -умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; -инициативность и творчество в труде; - интерес к занятиям художественным творчеством; - стремление к опрятному внешнему виду; - участие разработке и реализации различных проектов; -стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.  

Базовая ценность: Искусство и литература

(красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие)

Диагностическое сопровождение Сроки проведения Ответственные, респонденты Показатели
Диагностика сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности младших школьников, В. В. Буткевич, Б.С. Любимова   Методика «Пословицы» С.М. Петровой Диагностика нравственно-этической культуры младших школьников     1 раза в год     1 раза в год   1 раза в год       Учитель     Учитель   Учитель     1-2 класс - различие хороших и плохих поступков; - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; 3-4 класс -ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе; - представления о возможности негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; -отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач; - формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного.  




Следует использовать в своей работе основной метод изучения отношений личности ребенка – наблюдение. Наблюдение ситуации, эпизода школьной жизни, инцидента ли конфликта и правильная его интерпретация способствует улучшению качества прогнозирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса.

На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций.

Для низкого уровня характерны: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; неадекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; преобладание атрибуции везения; отсутствие способности к интерпретации высказываний; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.

Для удовлетворительного уровня характерны: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость рефлексивной самооценки учебной деятельности; ориентация на атрибуции способности и объективная сложность; стремление за словами увидеть ценностное отношение; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.

Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; атрибуция на собственные усилия; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентация на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; ориентация на мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.

Важно отметить, что любая методика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям детей, традициям региона проживания, а так же особенностям уклада школы. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводиться и как ее результат будет использован в работе педагога. Так же необходимо соблюдать педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики.

Приложение I

Наши рекомендации