Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
Экологические правоотношения можно классифицировать по разным основаниям.
1. По основаниям возникновения выделяются:
- экологические правоотношения возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе правомерной деятельности его участников (например, отношения, возникающие в области недропользования, лесопользования, водопользования и т.д.);
- деликтные экологические правоотношения, являющиеся следствием противоправных действий или бездействий (административных, дисциплинарных, гражданско-правовых правонарушений или преступлений).
2. В зависимости от назначения эколого-правовых норм различаются:
- материальные экологические правоотношения - это отношения, урегулированные нормами материального права, складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой защитой (например, правоотношения по осуществлению производственного контроля, мероприятий по восстановлению окружающей среды, по осуществлению противопожарных мероприятий и т.д.);
- процессуальные экологические правоотношения - это отношения, урегулированные нормами процессуального права, складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности, а также по поводу согласования определенных эколого-разрешительных документов (например, процедура оформления лицензий на природопользование и т.д.)
3. По соотношению прав и обязанностей сторон выделяются:
- вертикальные правоотношения - это отношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой (например, отношения, возникающие между юридическим лицом и органом государственной власти при осуществлении государственного экологического контроля);
- горизонтальные правоотношения отличаются от вертикальных тем, что их стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически независима от другой (например, отношения, возникающие на основании соглашения о взаимодействии органов государственной власти между собой в сфере охраны окружающей среды).
Экологические правоотношения можно классифицировать также и по другим критериям: в зависимости от видов эколого-правовых норм, источников экологического права, юридических фактов и т.д.
Государственное управление в области охраны окружающей среды можно рассматривать с нескольких позиций:
- как систему органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны окружающей среды, государственный экологический контроль и надзор;
- как совокупность функций, задач и направлений в области охраны окружающей среды;
- как институт экологического права, представляющего собой совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения.
Государственное управление в области охраны окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших государственных функций. Оно выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также муниципальных образований и общественных формирований, хозяйствующих субъектов по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:*(67)
- установления правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- определение основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на ближайшие годы и на перспективу; принятие (утверждение) экологических программ, планов; их финансирование и материально-техническое обеспечение;
- учет природных ресурсов, ведение их кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов; оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;
- организация нормирования качества окружающей среды;
- установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
- утверждение нормативов платы за использование природных ресурсов, за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;
- проведение государственной экологической экспертизы;
- осуществление государственного экологического контроля;
- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
- организация экологического страхования;
- направление материалов дела в суд для принятия решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных производств;
- привлечение виновных лиц к юридической ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;
- экологическое образование и воспитание;
- международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в области охраны окружающей среды может быть:
- государственным;
- муниципальным;
- общественным;
- производственным.