Антропогенные воздействия обусловлены различными факторами, среди которых следует выделить:
· поступление загрязняющих веществ в ОПС;
· изъятие природных ресурсов;
· разрушение естественно сложившихся природных структур.
Источникамипоступления загрязняющих веществ в ОПС являются:
· выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами;
· сбросы сточных вод в водные объекты;
· поверхностные смывы загрязняют и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря;
· внесение на земную поверхность и/или в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности;
· места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов;
· техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и/или разливу жидких загрязняющих и опасных веществ;
· поступление загрязняющих веществ в геологическую среду через скважины и спуры эксплуатационные, разведочные и наблюдательные). Загрязняющие вещества, поступившие в ОПC, в дальнейшем подчиняются законам атмосферного переноса и геохимической миграции.
Таким образом, процессы загрязнения ОПС, обусловленные антропогенными причинами, необходимо рассматривать с позиций геосистемного подхода на фоне природных миграционных циклов и естественных процессов.
Обеспечение экологической безопасности путем нормирования антропогенных нагрузок на ОПС приводит к необходимости реализации мониторинга окружающей среды на основе концепции слабого звена экосистемы:
· на ландшафтном (геосистемном) уровне - это зоны вторичного накопления загрязняющих веществ (химические, термодинамические, физико-химические и др. ландшафтно- геохимические барьеры);
· на популяционном уровне - это виды-биоиндикаторы; - на организменном уровне - это критические органы.
Геосистемный подход обеспечивает строгую иерархию систем и процессов по характерным временам и характерную масштабам:
· быстро протекающие (короткопериодические, непериодические) процессы;
· медленно протекающие процессы.
К быстро протекающим процессам относятся переносы загрязняющих веществ, включающие:
· процессы атмосферного переноса;
· процессы переноса и миграции в водной среде.
Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить с помощью автоматизированных информационно-измерительных систем.
К медленно протекающим процессам относятся процессы ландшафтно-геохжиического перераспределения загрязняют веществ, включающие:
· миграцию загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод,
· миграцию загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению (почвенно- геохимическая катена) с учетом геохимических барьеров и биогеохимических круговоротов;
биогеохимический круговорот, продуктивность фито-зооценозов, их видовой состав, сукцессии;
· распространение по большим площадям видов фито- и зооиндикаторов (почвенная мезофауна), лихеноиндикация и т.д.
Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов: наблюдения.
Анализ техногенных и экономических составляющих предполагает выделение в них слабого звена. В первую очередь им могут оказаться источники экологической опасности, характеризующиеся высоким уровнем риска возникновения аварий, природно-техногенных катастроф, а также объекты, создающие перманентно высокие уровни воздействия на окружающую среду. Возникновению слабого звена способствует недостаточное финансирование мероприятий и программ по обеспечению экологической безопасности и снижению воздействия на окружающую среду.
24.ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
Экологический мониторинг и экологический контроль
Под экологическим мониторингом принято понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором:
- во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем;
- во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Все это позволяет нам считать термины «мониторинг», «мониторинг окружающей среды», «экологический мониторинг» - перекрывающими друг друга, а «мониторинг окружающей среды» и «экологический мониторинг» - синонимами.
Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг определяется как информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.
В настоящее время употребляют два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: «мониторинг» и «контроль».
Мониторинг как система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Термин «контроль» нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.
«Толковый словарь по охране природы» определяет экологический контроль следующим образом:
Контроль экологический это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.)
Статья 68. Задачи экологического контроля.
1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.
Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.