Международное сотрудничество в области охраны ОПС

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушение в экосистеме одной страны неминуемо вызывает ответную реакцию в сопредельных. Нужно уважать права других на чистую ОС, а это возможно лишь договорившись о единой экологической политике в соседних странах, а, лучше, со всеми странами. Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы.

Исторически международное природоохранное сотрудничество началось еще в начале XX века (1902 г.) Парижским соглашением охраны ресурсов животного мира.

На настоящий момент создались две основные формы сотрудничества: двухсторонние и многосторонние международные соглашения и конвенции по вопросам охраны окружающей среды и участие в деятельности международных природоохранных организациях.

Большим успехом в охране природы от загрязнений явилось заключение договора (1963 г.) о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В настоящее время к этому договору присоединилось более 100 стран.

С 1973 г. действует специализированное учреждение “Программа ООН по окружающей среде — United Nations Environment Program” (ЮНЕП), одно из начинаний которой было создание системы глобального мониторинга биосферы. Кроме того, международное сотрудничество ведется по линии ЮНЕСКО — организации ООН, занимающейся вопросами образования, науки и культуры; ВООЗ — Всемирной организации охраны здоровья; МСОП — Международном союзе охраны природы и природных ресурсов; МАГАТЭ — Международном агентстве по атомной энергии; в Greenpeace; ЕЭК ООН — Европейской экономической комиссии ООН, а также на международных форумах по ООС в целом и по отдельным направлениям.

Результатом сотрудничества стран мира в деле защиты окружающей среды явилось подписание целого ряда важнейших документов. Среди них:

· Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);

· Резолюция Генеральной Ассамблее ООН “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений” (1981 г.);

· “Всемирная хартия природы” (1982 г.), которая возлагает на все государства ответственность за сохранение планеты и ее богатств;

· Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.);

· Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, к которой присоединились многие страны мира. Нашей страной Конвенция ратифицирована в 1978 г;

· Монреальский протокол, принявший ограничение, а в дальнейшем и полное прекращение производства фреонов;

· Женевская декларация (1979 г.) о малоотходных и безотходных технологиях и использовании отходов;

· Мюнхенская конвенция (1987 г.) о снижении загрязнений атмосферы серой и ее соединениями и ряде других.

Наравне с многосторонним сотрудничеством в области охраны окружающей среды осуществляются и многочисленные двусторонние сотрудничества. Так, между нашей страной и США такое сотрудничество осуществляется в рамках 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов. Оно ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими странами.

В конце 70-х годов различными международными организациями (МСОП, ЮНЕП, ВВФ) была выдвинута идея разработки Всемирной стратегии охраны природы. В первом варианте Стратегии подчеркивалась необходимость учета экологических факторов в прогрессе социально-экономического развития и впервые был использован термин “устойчивое развитие” (sustainable development).

В конце 80-х гг. стало очевидным, что необходим новый документ, учитывающий происходящие в мире изменения и опыт реализации первой Стратегии. Этот документ появился в результате работ, проведенных в течение трех лет правительственными и неправительственными организациями, сотнями ученых и экспертов разных стран, и был принят на уже упомянутой ранее Конференции в Рио-де-Жанейро.

В этой конференции принимали участие главы государств и правительств более чем 170 стран. Впервые политическим деятелям пришлось принять трудное решение об изменении мировоззренческой стратегии человечества. Они признали, что идеал экономически развитых стран, беспрецедентный уровень благополучия и мощь богатого меньшинства, недостижимы для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Модель развития, по которой развивающиеся страны должны стремиться догнать экономически развитые страны может привести цивилизацию к краху. Конференция ООН констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым прошли к своему благополучию развитые страны. Природа не выдержит такого бурного роста потребления.

Участники конференции согласились с тем, что экологическое благополучие любого государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов. Любая деятельность государства не должна наносить ущерб окружающей среде как в пределах, так и за пределами его национальной юрисдикции.

Итак, документ, принятый Конференцией и получивший название “Стратегия устойчивого развития”, состоит из трех частей.

В первой части провозглашаются принципы устойчивого развития:

· уважение и забота о всем сущем на Земле;

· повышение качества жизни;

· сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем;

· предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;

· развитие в пределах потенциальной емкости экосистем;

· изменение сознания человека и стереотипов его поведения;

· поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания;

· выработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды;

· достижение единства действий на мировом уровне.

Во второй и третьей частях документа даны рекомендации по претворению этих принципов в жизнь, изложена предполагаемая последовательность мероприятий.

Цель Стратегии: не заменяя национальных программ охраны окружающей среды, дать основные ориентиры.

Стратегия ставит основную задачу — выживание человечества. Выживание не является сугубо человеческой задачей, и в этом смысле человек мало отличается от других живых существ. Перспектива сохранения человека как вида сейчас уже достаточно проблематична. Данные палеонтологии свидетельствуют о том, что десятки миллионов видов живых существ вымерли на Земле. Среди них есть виды, принадлежащие к человеческому роду. Ясно, что нужны большие усилия, для того, чтобы нас не постигла та же участь.

Большое внимание в Стратегии уделено “неистощительному использованию ресурсов”. Только такой подход дает надежду на то, что мы сможем оставить что-то потомкам.

Отношение к основным положениям Стратегии устойчивого развития весьма неоднозначно. Ряд известных ученых отнесся к ней отрицательно или довольно скептически. Так, например, академик Н. Н. Моисеев — один из ведущих российских специалистов по биосферным явлениям, считает, что концепция устойчивого развития является опасным заблуждением. Она порождает иллюзии, которые в какой-то мере успокаивают общественное мнение. На самом деле потенциальные возможности современной цивилизации исчерпаны или близки к исчерпанию. Человечество стоит перед реальной возможностью исчезновения с лица планеты. По его мнению, чисто технического или технологического пути преодоления кризиса не существует. Энергосберегающие технологии, очистка воды, воздуха, почвы и охрана природы — недостаточны для преодоления неизбежного экологического кризиса. Необходимы меры, способные качественно изменить планетарную экологическую обстановку. Людям придется изменить шкалу ценностей и сам процесс развития человечества, что потребует согласованных действий всех народов планеты.

Весьма скептически относятся к Стратегии и многие другие российские ученые. Большинство из них считает, что в основе Стратегии лежит ожидание чуда: надежда на то, что минимизация воздействий человека на окружающую среду приведет к сохранению биосферы как системы жизнеобеспечения. Реальность же такова: человечество уже живет в разрушающемся мире, в условиях нарастающего экологического кризиса, который превращается в кризис цивилизации.

Оптимистический взгляд, однако, заключается в том, что накопленный интеллектуальный потенциал может остановить разрушение природы.

Концепция устойчивого развития, ориентированная на сохранение “природного капитала”, сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться. Концепция признает, что экономический рост необходим для избавления от бедности, которая приводит к разграблению ресурсов.

Нужны быстрые перемены. Промышленно развитым странам придется изменить образ жизни, предусматривающий интенсивное использование ресурсов. Производство должно быть переориентировано на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды. Развивающимся странам придется использовать менее разрушительные для природы методы ведения сельского хозяйства, осуществлять индустриализацию с беспрецедентной осторожностью и сокращать уровень рождаемости. Они не смогут добиться этого без помощи богатых стран материальными вливаниями и промышленными технологиями. Общее воздействие таких изменений сейчас сравнивают с воздействием промышленной революции.

Не все согласны с тем, что такая “революция” необходима, некоторые думают, что проблемы окружающей среды не столь серьезны. Есть мнение, что если рост населения стабилизируется (это, по прогнозам ООН, ожидается в середине XXI века), то экономический рост может продолжаться. Но многие с таким мнением не согласны и полагают, что единственный путь обеспечить выживание человека на планете — перераспределение богатства между богатыми и бедными странами.

Тем не менее, несмотря на все противоречия, на сегодняшний день Стратегия представляет собой документ, выражающий основной экологический стереотип мышления к началу XXI века. Экологическая политика государств, в том числе и России, ориентировано именно на идею устойчивого развития. В ближайшее время станет ясно, удастся ли найти пути стабилизации ситуации или очевидное погружение в глобальную экологическую катастрофу будет продолжаться.

В 1995 г. был сделан еще один шаг на пути реализации стратегии устойчивого развития. На Международном форуме “Экологическая политика и миротворчество в Евразийском пространстве”, был принят документ — “Общественный экологический кодекс”, направленный на принятие новых мировоззренческих основ и правовых норм. Он исходит из того, что главной причиной развивающейся катастрофы является все возрастающее потребление природных ресурсов в ущерб физическому и духовному развитию человека.

В первом разделе этого документа постулируется, что природа Земли вошла в кризисное состояние в результате деятельности человека. В этой связи главной задачей нынешнего и будущего поколений является сохранение и восстановление природы. Основной тезис: жизнь во всех ее формах самоценна и уникальна; осознание человеком своей ответственности за все живое — основа нравственного поведения. Культура человека — это умение сохранять Природу, видеть ее красоту. В связи с ограниченностью природных ресурсов бережное отношение к ним является делом совести каждого человека. Разрушение природной среды аморально и является экологическим преступлением. Каждый человек имеет право на здоровую среду обитания и в то же время несет ответственность за ее состояние и за ущерб, причиненный Природе, перед потомками. В документе подчеркивается, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, нанесенного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Для защиты этого права каждый человек может обратиться в суд, государственные органы и межправительственные организации.

Перейдя от общего к частному, следует отметить, что охрана ОПС слагается из охран отдельных объектов природной среды. Объекты охраны ОС подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охранят и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны ОПС — это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных, в т.ч. перечисленных ранее, договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и т.д.).

В качестве примера объекта международного сотрудничества можно рассмотреть Мировой океан. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). эта конвенция признает суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Выживание человечества?

(вместо заключения)

Рост численности населения и опережающий его рост потребностей общества поставили перед человечеством общемировые задачи обеспечения продовольствием необходимой калорийности и состава, водой приемлемого количества и качества, территорией, обеспечивающей многие аспекты деятельности человека, энергией, не вызывающей глобальных экологических кризисов, продуктами индустриальной деятельности, не приводящей к неприемлемому уровню загрязнения биосферы. Эти потребности неуклонно возрастают, переводя биосферу из кризисного, но все же устойчивого состояния к неустойчивому, а при дальнейшем развитии неустойчивости – и к глобальной катастрофе.

Все эти и подобные потребности удовлетворяются благодаря надежному функционированию биосферы и ее процессов, таких как глобальные биогеохимические циклы, глобальный гидрологический цикл, глобальный энергетический баланс и его географическое распределение, синтез и деструкция органического вещества, системы циркуляции атмосферы и Мирового океана и др. Значительная часть нужд человечества обеспечивается также благодаря добыче и переработке невозобновимых минеральных ресурсов (нефти, угля, руд, металлов и др.).

Из ранее рассмотренного материала вытекает, что по отношению к интересам и задачам человечества, в масштабах времени нескольких поколений, биосфера выполняет четыре основные функции:

1) Устойчивое поддержание систем жизнеобеспечения;

2) Устойчивое поглощение и переработка продуктов жизнедеятельности человеческого общества;

3) Устойчивое воспроизводство возобновимых природных ресурсов (преимущественно биологических);

4) Обеспечение невозобновимыми (преимущественно минеральными) природными ресурсами.

Последняя из вышеупомянутых функций целиком вызвана деятельностью человека. Она чужда природе, и ее усиление вызывает рост неустойчивости биосферы. Первые три функции органически присущи биосфере и, в определенных пределах, устойчивы. При увеличении антропогенной и (или) естественной нагрузки, с ее выходом за допустимые пределы, устойчивость каждой из первых трех функций резко уменьшается. Роль человечества в снижении, а затем и разрушении устойчивости каждой из функций, – решающая.

С проблемами ограниченности природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых) и загрязнением окружающей среды человечество в принципе может справиться. Что касается восстановления антропогенно нарушенных глобальных систем жизнеобеспечения, то оно во многом находится за пределами возможностей человечества.

По всей видимости, эта ситуация сохранится на ближайшую перспективу, даже если правительства стран мира коренным образом изменят систему приоритетов по отношению к биосфере и ее элементам. Отсюда вытекает реальная возможность переступания через порог устойчивости биосферы с возникновением опасности для существования всего человечества. Так возникает проблема выживания человечества, и поэтому сохранение устойчивой биосферы – важнейшая проблема XXI века.

При этом результаты исследований глобальных изменений показывают, что предел устойчивости биосферы, зависящий от все возрастающего антропогенного давления на нее, – не ресурсный, а экологический. В истории эволюции биосферы локальные и частные экологические кризисы возникали неоднократно. Во второй половине XX века человечество впервые столкнулось с глобальным экологическим кризисом антропогенного происхождения. Глубокие исследования сложных, междисциплинарных процессов глобальных изменений, их взаимодействия с обществом, и разработка стратегий, основанных на этом понимании, может стать важнейшим вкладом экологии в решение проблемы выживания человечества.

Вопрос выживания человечества может рассматриваться как обеспечение устойчивости системы взаимосвязанных глобальных проблем кризисного характера: экологической, водной, демографической, энергетической, продовольственной, минерально-ресурсной. Эти проблемы возникают, потому что пока еще неограниченно растущие потребности общества приходят в противоречие с ограниченными природными ресурсами и “услугами” биосферы.

Невозможно сказать, какая из выше перечисленных кризисных проблем наиболее опасна или наиболее приоритетна. Приоритеты человечества в преодолении кризисов изменяются со временем, но сами проблемы не снимаются. Они становятся более комплексными, и проблема выживания все более усложняется.

Усложнение и углубление кризисных проблем в конечном итоге может привести к глобальной катастрофе, проявляющейся не только и не столько в ухудшении общемирового состояния окружающей среды и менее эффективном функционировании экологических “услуг”, но и в распаде ранее устойчивых политических, экономических и социальных систем, ухудшении здоровья людей, межнациональных конфликтах, голоде, военных столкновениях и пр.

По-видимому, не все кризисные проблемы подойдут к порогу возможной глобальной катастрофы одновременно. Наоборот, они, скорее всего, достигнут своего пика в различное время, но какая из них вызовет катастрофу, сказать заранее невозможно. Чтобы избежать катастрофы, необходимо разработать и осуществлять стратегии разрешения кризисных проблем на переходный период, от текущего состояния, близкого к неустойчивости, к устойчивости.

Проблема деградации систем жизнеобеспечения биосферы – основной вопрос экологии. Онавызвана увеличением антропогенного давления на природные и природно-общественные системы. В результате возникают такие вопросы как ограниченность природных ресурсов, как возобновимых, так и невозобновимых, дефицит пространства, загрязнение окружающей среды и антропогенная деградация систем жизнеобеспечения (снижение естественной биологической продуктивности, нарушение глобальных биогеохимических циклов, трансформация и деградация естественных ландшафтов, изменение естественного климата, деградация озонового слоя, ухудшение состояние почв и пр.). Основная стратегия на переходный период – сохранение эффективного функционирования систем жизнеобеспечения на основе понимания того, что предотвращение деградации систем существенно проще и экономичнее, чем их восстановление.

Для выполнения этой сложной задачи необходимо сотрудничество всех государств мира. Именно в этой области накоплен наибольший опыт разработки и выполнения международных конвенций по защите или восстановлению глобальных систем жизнеобеспечения. К этой категории относятся упоминаемые выше соглашения ООН, такие как Конвенция по изменению климата, Конвенция по защите озонового слоя, Конвенция по борьбе с опустыниванием, Конвенция по охране биологического разнообразия и др. Не все конвенции пока эффективно осуществляются, но само согласие правительств сотрудничать в этой области уже является важным фактором политической жизни.

Другие глобальные проблемы кризисного характера теснейшим образом связаны с экологической проблемой.

Проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества (водная проблема) заключается в том, что во многих районах мира имеющиеся водные ресурсы приемлемого качества не обеспечивают потребность в них, что вызывает серьезные социальные, экономические и политические трудности. По мере роста населения и его потребностей дефицит водных ресурсов будет усугубляться и становиться все более серьезным препятствием в обеспечении устойчивости.

Стратегия на переходный период заключается в более тщательной разработке динамического равновесия между водными ресурсами и их потреблением в рамках долгосрочной системы управления устойчивым развитием региона. Кроме того, многие водные объекты относятся к нескольким государствам. Региональное международное сотрудничество, основанное на совместном управлении разделяемыми реками, озерами и морями, – важнейший инструмент устойчивости и мира. К этой категории относятся несколько сотен водных объектов, включая такие крупные и важные как Нил, Дунай, Меконг, Парана, Каспий, Арал, Балтика, Великие озера, Черное море и др.

Демографическая проблема заключается в росте численности населения мира и еще большем увеличении его потребностей, так что объем природных ресурсов и экологических “услуг”, приходящихся на душу населения, сокращается. Стратегия на переходный период должна заключаться в постепенном замедлении роста численности населения, а затем, возможно, и в ее сокращении. Одновременно должно снижаться потребление ресурсов и услуг.

Энергетическая проблема заключается в необходимости обеспечения человечества достаточным количеством энергии в настоящее время и на перспективу при условии сохранения благоприятного состояния биосферы с точки зрения климата, биогеохимических циклов и пр. Она решается посредством перехода от современной энергетики, основанной преимущественно на сжигании органического топлива, к использованию солнечной энергии в различных ее формах.

Продовольственная проблема это задача обеспечения растущего населения Земли продуктами питания при сохранении почвы как ресурсной базы сельского хозяйства, а также и соблюдении устойчивого состояния биосферы, то есть при условии решения экологической проблемы. Основное направление стратегии на переходный период – укрепление устойчивости сельского хозяйства при неизбежном росте его интенсивности.

Минерально-ресурсная проблема связана с возрастающей потребностью общества в полезных ископаемых. Скорость образования полезных ископаемых значительно меньше скорости их добычи, и потому неизбежны частичные кризисы, связанные с дефицитом того или иного ископаемого, возрастающей стоимостью их добычи и ухудшением состояния окружающей среды вследствие горнорудной деятельности. Стратегия на переходный период заключается в экономии сырья и сохранении устойчивого состояния биосферы, а в более далекой перспективе – в неизбежном переходе к возобновимым заменителям.

Оценки будущего состояния биосферы выполняются на основе сценариев, отвечающих на вопрос “что будет, если...?”. Согласно одному из реалистичных сценариев, разработанных в ООН, при условии, что во всех странах мира среднее количество детей в семье снизится до 2,1 чел., пик численности населения мира придется приблизительно на 2050 г., когда он достигнет 10 млрд. чел. Если отношение общества к использованию природных ресурсов и “услуг” биосферы не изменится, то к 2050 г. можно ожидать увеличения потребностей в продовольствии, по сравнению с настоящим временем, в 2 раза, в энергии – в 2,2 раза, в воде в 1,9 раза. Рост валового производства в мире должен стать за этот период четырехкратным. При этом географическое распределение природных ресурсов и экологических “услуг” в целом не изменится, но станет еще более контрастным.

Дальнейшие антропогенные изменения биосферы при таком сценарии неизбежны. Использование земли для сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) увеличится до 50% всей свободной от ледников площади суши, при этом площадь лесов сократится еще на 10%. Спрос на рыбу и другие морские продукты возрастет до 200 млн. т в год, тогда как ежегодный прирост рыбных ресурсов мира не превышает 85 млн. т. Соответственно будет расширяться разведение рыбы и других морских продуктов в садках (марикультура), что вызовет конфликты между пользователями прибрежной зоны, неблагоприятно повлияет на ее состояние, в особенности на мангровые побережья. Несмотря на усилия стран контролировать рост парникового эффекта, эмиссия углекислого газа в атмосферу может увеличиться в 2,3 раза, с соответствующими последствиями. Городское население составит 85% всего населения Земли. Разница в доходах на одного человека в развитых и развивающихся странах увеличится в 2,8 раза, что приведет к дальнейшему росту политической неустойчивости.

Выход биосферы за пределы устойчивости может совершиться не только вследствие развития глобального кризиса, но и из-за обострения региональных проблем. Например, водная проблема, связанная с неизбежно прогрессирующим снижением обеспеченности водными ресурсами (на душу населения) ряда стран Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, может привести к таким социальным потрясениям, что раскачается и выйдет за пределы устойчивости вся мировая хозяйственно-политическая система, а через нее и вся биосфера.

Из-за взаимосвязанности явлений в биосфере последствия могут возникать не там, где имеется наибольшее антропогенное давление. Возьмем одну из важнейших проблем – обеспечение растущей потребности в энергии. Потребление горючих ископаемых нарастает очень высокими темпами, но весьма вероятно, что фактором, выводящим биосферу за пределы устойчивости, окажется не дефицит доступных горючих ископаемых, а неприемлемые экологические последствия парникового эффекта, усиливающегося благодаря увеличивающимся, кумулятивным последствиям сжигания угля, нефти и газа.

ПРИЛОЖЕНИЕ[*]

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 3 Городское население (процент от общей численности населения)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 4 Коэффициент детской смертности в возрасте до 5 лет

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 5 Расходы на образование (% ВНД)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 6 Внутренний валовый продукт (ВВП)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 7 Валовый национальный доход (ВНД) на душу населения

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 8 Выбросы твёрдых частиц

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 9 Ущерб от выброса твердых частиц (% ВНД)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 10 Выбросы диоксида углерода на единицу ВВП

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 11 Выбросы диоксида углерода на душу населения

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 12 Ущерб от диоксида углерода (% ВНД)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 13 Энергопотребление на душу населения

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 14 Потребление электроэнергии на душу населения

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 15 Внутренние запасы пресной воды на душу населения

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 16 Доступ к источникам очищенной воды в сельской местности (% населения)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 17 Доступ к источникам очищенной воды в городах (% городского населения)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 18 Доступ к канализации в сельской местности (% сельского населения)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 19 Доступ к канализации в городах (% городского населения)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 20 Площадь лесов (тыс. кв. км)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 21 Площадь лесов (% площади)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 22 Ежегодное обезлесение (% изменений, 1990 – 2000 гг.)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 23 Плотность населения в сельской местности (чел./кв. км пашни)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 24 Сельскохозяйственные угодья (% площади)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 25 Национальные охранные зоны (% площади)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 26 Энергия из продуктов биомассы и отходов (% общ. потребл. энерг.)

Международное сотрудничество в области охраны ОПС - student2.ru

Рис. 27 ВВП на ед. потребл. энерг. (долл. по ППС 2000/кг нефт. эквивал.)

Таблица 1

   
Грузовые автомобили всего
в том числе:
общего пользования2)
в собственности граждан
Автобусы - всего
в том числе:
эксплуатационные автобусы общего пользования2)
в собственности граждан  
Легковые автомобили - всего
в том числе:
в собственности граждан

Наличие подвижного состава автомобильного транспорта1)

( на конец года; тысяч штук )

1) По данным МВД России

2) По данным Росстата; с 2000 г. - без субъектов малого предпринимательства

Таблица 2

Наши рекомендации