Это влечет за собой серьезные экологические последствия: снижение величины производства и качества сельскохозяйственных продукции, ухудшение плодородия почвы, загрязнение водоемов и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины «Экология»

(для студентов-заочников направления

280700.62 – Техносферная безопасность)

Рекомендовано методической комиссией по направлению 280700.62 – Техносферная безопасность

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание создано в связи с необходимостью методического обеспечения дисциплины «Экология» для студентов заочного отделения специальности 280700.62 – Техносферная безопасность. В соответствии с Федеральным государственным стандартом (от 14.12.2009 г № 723) и рабочей программой по дисциплине «Экология» для студентов заочного отделения на освоение дисциплины отводится 180 часов, в том числе на лекции – 2 часа, на лабораторные работы – 12 часов, на практические занятия – 4 часа, на внеаудиторную академическую работу студентов (ВАРС) – 162 часа. Дисциплина изучается в первом семестре первого курса.

Материал, предложенный в указаниях, соответствует требованиям Федеральным государственным стандартом для специальности 271100 по Экологии, прошел апробацию на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине.

В первом разделе указаний устанавливаются цель и задачи дисциплины, ее стуктура и трудоемкость. Во втором разделе приводятся рекомендации для внеаудиторного изучения тем, а также вопросы для самоконтроля. В третьем разделе помещены указания к выполнению внеаудиторной контрольной работы.

При изучении дисциплины важное место отводится усвоению новых экологических понятий, ставших в последние десятилетия общеупотребительными. Чтобы этот процесс не вызывал больших затруднений, в конце указаний приведен «Краткий экологический словарь». Лучшее понимание терминов достигается усвоением их согласно изучаемых в данное время тем, а не путем автоматического запоминания.

Для более глубокого изучения тем дисциплины, выполнения контрольной работы, детальной проработки некоторых вопросов, кроме основной, рекомендуется дополнительная литература.

Методические указания предназначены для студентов по направлению 280700.62 – Техносферная безопасность, может использоваться преподавателями-экологами высших учебных заведений.

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время деятельность человека затрагивает биосферные процессы на всех уровнях, количество загрязняющих веществ антропогенного происхождения стало соизмеримо с величиной природных массопереносов различных химических соединений, увеличение численности человечества стало одной из основных экологических проблем.

В начале третьего тысячелетия вследствие интенсификации сельскохозяйственного производства в окружающую среду поступает значительное количество пестицидов и удобрений, негативное влияние оказывают приемы механизации, мелиорации и др. Оказывают негативное влияние на окружающую среду и производства переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе и молочной.

Общие указания

Структура и трудоемкость дисциплины приведена в табл. 1. Изучение дисциплины «Экология» можно условно разделить на четыре части:

· прослушивание студентами лекций и выполнение заданий на практических занятиях в аудитории;

· внеаудиторное изучение содержания тем дисциплины;

· написание внеаудиторной контрольной работы;

· подготовка и выполнение аудиторной контрольной работы.

Основной формой занятий является внеаудиторная работа над учебной литературой.

При изучении дисциплины студенту, прежде всего, следует детально ознакомиться с его структурой и подобрать рекомендуемую литературу.

Последовательность изучения отдельных тем и разделов должна быть такой же, как в методических указаниях. Изучение материала по теме рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Внимательно прочитать соответствующий раздел методических указаний, обратив особое внимание на цель и задачи. Пояснение встретившимся терминам можно найти в кратком экологическом словаре, который находится в конце указаний.

2. Ознакомиться с материалом изучаемой темы по рекомендуемой литературе. При этом следует, руководствуясь методическими указаниями, выделить наиболее важные вопросы.

Необходимо кратко законспектировать в рабочей тетради соответствующие разделы учебника или другого литературного источника. Для лучшего усвоения материала записи полезно иллюстрировать схемами и рисунками.

3. После изучения материала темы следует дать ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в методических указаниях.

Результатом самостоятельного изучения тем является написание контрольной работы. После проверки рецензентом контрольная работа дорабатывается или выполняетя заново с учетом замечаний.

Студент для получения зачета должен успешно выполнить внеаудиторную контрольную работу, аудиторные практические задания и аудиторную контрольную работу в предсессионный период.

Таблица 1

Структура и трудоемкость дисциплины «Экология»

  Наименование тем Распределение времени, ч
Всего В т.ч.
Лек-ции Практи ческие занятия Лабораторная работа ВАРС
1. Содержание, предмет и задачи экологии    
2. Природная среда и закономерности действия экологических факторов    
3. Экология популяций и сообществ    
4. Классификация и свойства экологических систем    
5. Основные закономерности развития и динамики биосферы    
6. Экологические проблемы современности      
7. Сельскохозяйственные экосистемы и их воздействие на биосферу    
8. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов    
9. Основы экономики природопользования    
10. Основы экологического права      
11. Международное сотрудничество и общественные организации в области охраны окружающей среды      
Внеаудиторная контрольная работа      
Итого по дисциплине

ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Содержание, предмет и задачи экологии

Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней, от организмов до биосферы, их взаимодействие со средой обитания.

Начало изучения дисциплины состоит из следующих вопросов: классификация, задачи и объекты экологии; современные представление о структуре экологии; история ее развития и место среди других наук. При освоении тем этого раздела важно понять, что экология является фундаментальной биологической дисциплиной, которая в настоящее время превратилась в междисциплинарную область знаний и имеет огромное значение в связи с влиянием человека на окружающую среду.

В структуре экологии различают крупные разделы – аутэкологию (экологию особей), демэкологию (экологию популяций), синэкологию (экологию сообществ). Аутэкология исследует реакции отдельного организма на воздействие факторов среды; демэкология (популяционная экология) занимается отношениями особей внутри популяции – элементарной надорганизменной макросистемы. Синэкология изучает сложный комплекс взаимосвязанных организмов (биоценоз), который существует в определенной физико-химической среде. Эти разделы изучает часть современной экологии – биологическая экология или биоэкология.

Современной жизнью продиктовано возникновение прикладной экологии – раздела, занимающегося изучением и решением практических проблем охраны окружающей среды. В ней развиваются более мелкие направления – промышленная, сельскохозяйственная, медицинская экологии и др.

Другие части экологии, которые выделяются в зависимости от объекта изучения (экология микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека), или от географической среды обитания (экология островов, пустынь, морских побережий и т.д.) или уровня изучаемых проблем (глобальная, региональная и т.п.).

Экология оформилась как самостоятельная наука на рубеже ХIХ и ХХ веков, однако во многих более ранних исследованиях ученые уделяли внимание взаимоотношениям организмов с окружающей средой. Изучая историю возникновения и развития экологии как науки, необходимо отметить, что вклад в ее становление внесли как зарубежные ученые – А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, Э. Геккель, А. Тенсли и др., так и отечественные – В.В. Докучаев, К.Ф. Рулье, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, В.И. Вернадский и многие другие.

Знание тем этого раздела значительно облегчает дальнейшее изучение экологии, так как ведет к пониманию того, чем она занимается, каково ее место среди других наук, какие разделы предстоит изучить, и какое место они занимают в структуре современной экологии.

Литература: [1, с. 12-20]; [2, с. 4-18]; [3, с. 4-22]; [4, с. 5-14].

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте определение экологии как науки.

2. Какие объекты изучает экология?

3. Охарактеризуйте связь экологии с другими науками.

4. Чем отличается синэкология от аутэкологии?

5. Какова роль российских ученых в становлении и изучении экологии как науки?

Экологических факторов

В этой теме рассматриваются вопросы экологических факторов, адаптации, основных законов экологии. При изучении литературы по данным вопросам студент должен получить представление об основных экологических факторах: абиотических факторах наземной среды, почвенного покрова, водной среды, биотических факторах.

Экологические факторы – это такие свойства компонентов экосистемы и ее внешней среды, которые оказывают непосредственное действие на особей данной популяции, а также на характер их отношений друг с другом и особями других популяций. Разнообразные экологические факторы классифицируются по нескольким критериям. Наиболее распространенная классификация – по характеру действия и природе источника – подразделяет экологические факторы на абиотические, биотические и антропогенные. Нужно иметь представление о характеристиках и действии абиотических факторов (свет, температура, влажность и др.) на живые организмы, биотические же факторы удобнее рассматривать при изучении раздела «Экология популяций и сообществ». Не забывайте, что определенные приспособительные реакции организмов создались в результате длительной эволюции. Нужно изучить различные виды адаптации живых организмов к экологическим факторам и правила, ими управляющие (Аллена, Бергмана, Глогера), усвоить, что такое жизненная форма организма.

Студент должен ознакомиться с основными законами экологии: законами биогенной миграции атомов и необратимости эволюции, положениями Б. Коммонера, законами минимума Ю. Либиха и толерантности В. Шелфорда и правилами, их дополняющими. Необходимо осмыслить их практическое значение.

Центральной концепцией этой темы является концепция лимитирующего фактора. В совокупности факторов окружающей среды всегда есть фактор, который в наибольшей степени влияет на состояние организма из-за того, что находится либо в недостатке (минимуме), либо в избытке (максимуме). Такой фактор называется лимитирующим. Правило действия лимитирующих факторов определяет закон толерантности В. Шелфорда (1913). Этот закон расширяет действие установленного ранее закона минимума Ю. Либиха (1840), согласно которому активность жизнедеятельности организма ограничивает фактор, находящийся в относительном минимуме. Студент должен научиться выделять лимитирующие факторы из условий окружающей среды, выражать относительную степень толерантности экологическими терминами при помощи приставок стено-(узкий) и эври-(широкий).

Важный вопрос – распространение организмов в физической среде, географическое и локальное. Нужно ознакомиться с понятиями: экотоп, экотип, гомеостатические реакции организмов и обратная связь, регуляторы и конформисты. Изучить и понять как энергетический, тепловой и водный режимы организмов влияют на их жизнедеятельность и пространственное распространение.

Литература: [1, с. 43-82]; [2, с. 28-150]; [3, с. 62-243, 270-306]; [4, с. 21-72].

Вопросы для самопроверки

1. Что такое экологический фактор?

2. Дайте характеристику температуры как экологического фактора.

3. Как классифицируются растения по отношению к влажности среды?

4. Какие виды адаптации вы знаете?

5. Что такое экотоп?

Вопросы контрольной работы

1. Экология, ее содержание, структура и задачи.

2. Взаимосвязь экологии с другими биологическими науками.

3. История экологии.

4. Классификация экологических факторов.

5. Абиотические факторы.

6. Антропогенные факторы.

7. Свет как экологический фактор.

8. Температура как экологический фактор.

9. Влажность как экологический фактор.

10. Ионизирующее излучение как экологический фактор.

11. Характеристика наземно-воздушной среды жизни.

12. Почва как среда жизни.

13. Характеристика водной среды жизни.

14. Экологические группы водных организмов.

15. Живые организмы как среда жизни.

16. Жизненные формы организмов.

17. Закон минимума Ю. Либиха.

18. Закон толерантности В. Шелфорда.

19. Экологическая валентность.

20. Адаптация организмов к окружающей среде. Правила Бергмана, Аллена, Глогера.

21. Биологические ритмы и биологические часы.

22. Фотопериодизм.

23. Классификация растений по отношению к влажности.

24. Классификация растений по отношению к свету.

25. Классификация растений по отношению к температуре.

26. Понятие о популяции.

27. Колебания численности и гомеостаз популяций.

28. Экологические стратегии популяций.

29. Структура популяций.

30. Динамика популяций.

31. Внутривидовые биотические факторы.

32. Межвидовые биотические факторы.

33. Паразитизм как форма экологических отношений.

34. Комменсализм как форма экологических отношений.

35. Конкуренция как форма экологических отношений.

36. Симбиоз как форма экологических отношений.

37. Хищничество как форма экологических отношений.

38. Понятие о биоценозе.

39. Экологическая структура биоценозов.

40. Экологическая ниша.

41. Пограничный эффект.

42. Структура экосистем.

43. Классификация экосистем.

44. Макроэкосистемы(биомы).

45. Биологическая продуктивность экосистем.

46. Энергетика экосистемы.

47. Динамика экосистем.

48. Трофическая структура экосистем.

49. Биологический и геологический круговороты веществ.

50. Круговорот азота в биосфере.

51. Круговорот кислорода в биосфере.

52. Круговорот серы в биосфере.

53. Круговорот углерода в биосфере.

54. Круговорот фосфора в биосфере.

55. Биосфера как глобальная экосистема.

56. В.И. Вернадский и учение о биосфере.

57. Живое вещество биосферы.

58. Структура и границы биосферы.

59. Эволюция биосферы.

60. Распределение первичной продукции в биосфере.

61. Ноосфера как последняя стадия развития биосферы.

62. Демографический взрыв и его экологические последствия.

63. Классификация загрязнителей окружающей среды.

64. Источники химического загрязнения биосферы.

65. Воздействие транспорта на окружающую среду.

66. Смог как экологическая проблема.

67. Эвтрофикация водоемов.

68. Причины возникновения и влияние кислотных дождей на экосистемы.

69. Парниковый эффект, его причины и последствия.

70. Озоновая проблема.

71. Радиоактивное загрязнение биосферы.

72. Опустынивание как экологическая проблема.

73. Уничтожение лесов как экологическая проблема.

74. Шум экологический и меры борьбы с превышением его уровня.

75. Влияние загрязнителей окружающей среды на здоровье человека.

76. Проблема сохранения биологического разнообразия.

77. Энергетическая проблема и пути ее решения.

78. Альтернативная энергетика.

79. Качество природной среды и состояние природных ресурсов Омской области.

80. Влияние экологических факторов среды на здоровье населения Омской области.

81. Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду Омской области.

82. Сельскохозяйственные экосистемы: классификация и особенности.

83. Основные факторы деградации почв.

84. Экологические аспекты интенсификации земледелия.

85. Экологические аспекты животноводства.

86. Пестициды в окружающей среде.

87. Нитраты в сельскохозяйственной продукции.

88. Тяжелые металлы в окружающей среде.

89. Гигиеническое нормирование химических веществ в продуктах питания.

90. Безотходное и малоотходное производство.

91. Мониторинг окружающей среды.

92. Экологический мониторинг в Омской области.

93. Инженерная защита окружающей среды.

94. Экологическая аттестация и паспортизация.

95. Экологическая экспертиза.

96. Государственная экологическая экспертиза и лицензирование в Омской области.

97. Экологическое воспитание и просвещение.

98. Экономическая оценка последствий загрязнения.

99. Экономический механизм охраны окружающей среды.

100. Классификация природных ресурсов.

101. Экологические фонды.

102. Экономическое регулирование природопользования на территории Омской области.

103. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»

104. Ответственность за экологические правонарушения.

105. Охраняемые природные территории.

106. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

107. Международные экологические неправительственные организации.

108. Общественное экологическое движение в Омской области.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Передельский Л.В., Общая экология. – М.: Проспект, 2009. – 607 с.

2. Степановских А.С. Общая экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 2003. – 512 с.

3. Бродский, А. К. Общая экология: учеб. для вузов/ А. К. Бродский. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 253 с.

4. Киселев, В. Н. Основы экологии: Учеб. пособие для вузов/ В. Н. Киселев. - Минск: Вышэйш. шк., 2002. - 383 с.

5. Коробкин, В. И. Экология: учебник/ В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 18-е изд., перераб. и доп.. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 601, [1] с

6. Сельскохозяйственная экология: учеб. пособие для вузов/ ред. Н. А. Уразаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 2000. - 304 с.

Дополнительная литература

7. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

8. Анненков Б.Н., Юдинцева Е.В. Основы сельскохозяйственной радиологии. – М.: Агропромиздат, 1991. – 287 с.

9. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К.Ж. Экология (особи, популяции и сообщества) / Пер. с англ. т. 1 и 2. М.: Мир, 1989. – 667 и 477 с.

10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. 2-е из-е, перераб. и доп. – М.: Юность, 1996. – 624 с.

11. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. – М.: Колос, 1996. – 367 с.

12. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии: Учебное пособие. – М.: МПУ, 1997. – 368 с.

13. Лозановская И.Н., Орлов Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие для хим., хим.-технол. и биол. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 287 с.

14. Минеев В.Г., Дебрецени Б., Мазур Т. Биологическое земледелие и минеральные удобрения. – М.: Колос, 1993. – 415 с.

15.Небел Б. Наука об окружающей среде. т.1 и 2 / Пер. с англ.-М.: Мир, 1993. – 420 и 330 с.

16.Об охране окружающей среды: Закон Российской Федерации. - М., 2002.

17. Одум Ю. Экология. т. 1 и 2 / Пер. с англ. – М.:Мир,1986. – 328 и 376с.

18. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: БЕК, 1995. – 557 с.

19. Протасов А.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. – М., 1996. – 528 с.

20. Ревелль Ч., Ревелль П. Среда нашего обитания. Кн. 1-4 / Пер. с англ. – М., 1994 – 1995. – 340, 296, 291 и 191 с.

21. Семенов А.А., Артемова Е.И., Белова Л.А. Экономика природопользования: Уч. пособие. – Краснодар: КГАУ, 1997. – 124 с.

22. Состояние окружающей природной среды Омской области в 2010 году – Омск, 2009.

23. Состояние окружающей природной среды Омской области в 2011 году – Омск: ГУ «Природоохранный центр», 2012.

24. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; под ред. Л.А.Муравья. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

25. Экономические основы экологии: Учебник / Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.В. – СПб: Спец. лит-ра, 1995. – 280 с.

­­­­­­­­­Приложение А

Пример оформления титульного листа контрольной работы

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени п.а.Столыпина

Выполнил: Кудрявцев С.В.

заочное отделение

фак-т агрохимии, почвоведения

и экологии

11 группа

шифр 223344

Проверил: ассистент Коржова Л.В.

Омск 2013

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины …………… Цели и задачи дисциплины…………….…………………………………. Общие указания …………………………………………………………... 2. Методические указания по изучению тем дисциплины………..…… Тема 1. Содержание, предмет и задачи экологии ………………………. Тема 2. Природная среда и закономерности действия экологических факторов …………………………………………………………………………. Тема 3. Экология популяций и сообществ ……………………………… Тема 4. Классификация и свойства экологических систем ……………. Тема 5. Основные закономерности развития и динамики биосферы …. Тема 6. Экологические проблемы современности ……………………... Тема 7. Сельскохозяйственные экосистемы и их воздействие на биосферу ………………………………………………………….…………………. Тема 8. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов ………………………………………………………………………. Тема 9. Основы экономики природопользования ………….…………. Тема 10. Основы экологического права ………………………………… Тема 11. Международное сотрудничество и общественные организации в области охраны окружающей среды …………………………………… 3. Указания к выполнению контрольной работы ………………….…………. Вопросы контрольной работы ……………………………………………. Тематика лекций и практических занятий …………………………………… Краткий экологический словарь ………………………………………………. Список рекомендуемой литературы………………………….………………... Приложение А. Пример оформления титульного листа контрольной работы          

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по изучению дисциплины «Экология»

(для студентов-заочников направления

280700.62 – Техносферная безопасность)

Рекомендовано методической комиссией по направлению 280700.62 – Техносферная безопасность

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание создано в связи с необходимостью методического обеспечения дисциплины «Экология» для студентов заочного отделения специальности 280700.62 – Техносферная безопасность. В соответствии с Федеральным государственным стандартом (от 14.12.2009 г № 723) и рабочей программой по дисциплине «Экология» для студентов заочного отделения на освоение дисциплины отводится 180 часов, в том числе на лекции – 2 часа, на лабораторные работы – 12 часов, на практические занятия – 4 часа, на внеаудиторную академическую работу студентов (ВАРС) – 162 часа. Дисциплина изучается в первом семестре первого курса.

Материал, предложенный в указаниях, соответствует требованиям Федеральным государственным стандартом для специальности 271100 по Экологии, прошел апробацию на лекциях и практических занятиях по данной дисциплине.

В первом разделе указаний устанавливаются цель и задачи дисциплины, ее стуктура и трудоемкость. Во втором разделе приводятся рекомендации для внеаудиторного изучения тем, а также вопросы для самоконтроля. В третьем разделе помещены указания к выполнению внеаудиторной контрольной работы.

При изучении дисциплины важное место отводится усвоению новых экологических понятий, ставших в последние десятилетия общеупотребительными. Чтобы этот процесс не вызывал больших затруднений, в конце указаний приведен «Краткий экологический словарь». Лучшее понимание терминов достигается усвоением их согласно изучаемых в данное время тем, а не путем автоматического запоминания.

Для более глубокого изучения тем дисциплины, выполнения контрольной работы, детальной проработки некоторых вопросов, кроме основной, рекомендуется дополнительная литература.

Методические указания предназначены для студентов по направлению 280700.62 – Техносферная безопасность, может использоваться преподавателями-экологами высших учебных заведений.

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время деятельность человека затрагивает биосферные процессы на всех уровнях, количество загрязняющих веществ антропогенного происхождения стало соизмеримо с величиной природных массопереносов различных химических соединений, увеличение численности человечества стало одной из основных экологических проблем.

В начале третьего тысячелетия вследствие интенсификации сельскохозяйственного производства в окружающую среду поступает значительное количество пестицидов и удобрений, негативное влияние оказывают приемы механизации, мелиорации и др. Оказывают негативное влияние на окружающую среду и производства переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе и молочной.

Это влечет за собой серьезные экологические последствия: снижение величины производства и качества сельскохозяйственных продукции, ухудшение плодородия почвы, загрязнение водоемов и др.

В связи с этим возникла необходимость экологического образования специалистов самого различного сельскохозяйственого профиля, в том числе и инженеров-технологов молочного производства. Умение ориентироваться в различных процессах, протекающих в биосфере, является необходимым условием для каждого специалиста в области производства и переработки молочных продуктов.

Программой дисциплины предусматривается изучение экологии в составе естественнонаучных дисциплин.

Цель дисциплины – формирование экологического мировоззрения инженера, знаний и навыков, позволяющих квалифицированно оценивать реальные экологические ситуации, складывающиеся во всех подсистемах современного агропромышленного комплекса и принимать необходимые природоохранные мероприятия.

Задачами дисциплины являются изучение:

- биосферы и источников загрязнения окружающей среды;

- природно-ресурсного потенциала и экологических проблем сельскохозяйственного производства;

- эколого-экономического механизма в системе агропромышленного комплекса.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

– структуру, предмет и задачи современной экологии;

– свойства природных сред и закономерности действия экологических факторов;

- учение о популяциях и сообществах;

- свойства и закономерности функционирования экосистем;

– основные закономерности развития и динамики биосферы;

– экологические основы функционирования сельскохозяйственных экосистем и проблемы, связанные с их воздействием на окружающую среду;

– общие сведения о состоянии и изменениях окружающей среды под влиянием антропогенных факторов, основные экологические проблемы современности;

– экономические аспекты охраны природы и рационального использования природных ресурсов; принципы платного природопользования; основные источники экологического ущерба, наносимого окружающей среде деятельностью человека, их качественные и количественные характеристики, методы и способы оценки и прогнозирования последствий экологического ущерба;

– природосберегающие и ресурсосберегающие технологии, мероприятия;

– нормирование допустимых воздействий на окружающую среду, принципы и содержание экологической экспертизы;

– региональные особенности экологической ситуации: качество природной среды и состояние природных ресурсов, влияние экологических факторов среды на здоровье населения, воздействие отраслей экономики на окружающую среду Омской области;

– условия устойчивого развития, состояние международного сотрудничества и общественные организации в области охраны окружающей среды.

Используя эти знания, учащиеся должны уметь:

– решать вопросы охраны окружающей среды и экономии ресурсов на производстве;

- предусматривать природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия при разработке новых и модернизации действующих технологий.

Эти положения определяют актуальность изучения экологии будущим инженером.

Общие указания

Структура и трудоемкость дисциплины приведена в табл. 1. Изучение дисциплины «Экология» можно условно разделить на четыре части:

· прослушивание студентами лекций и выполнение заданий на практических занятиях в аудитории;

· внеаудиторное изучение содержания тем дисциплины;

· написание внеаудиторной контрольной работы;

· подготовка и выполнение аудиторной контрольной работы.

Основной формой занятий является внеаудиторная работа над учебной литературой.

При изучении дисциплины студенту, прежде всего, следует детально ознакомиться с его структурой и подобрать рекомендуемую литературу.

Последовательность изучения отдельных тем и разделов должна быть такой же, как в методических указаниях. Изучение материала по теме рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. Внимательно прочитать соответствующий раздел методических указаний, обратив особое внимание на цель и задачи. Пояснение встретившимся терминам можно найти в кратком экологическом словаре, который находится в конце указаний.

2. Ознакомиться с материалом изучаемой темы по рекомендуемой литературе. При этом следует, руководствуясь методическими указаниями, выделить наиболее важные вопросы.

Необходимо кратко законспектировать в рабочей тетради соответствующие разделы учебника или другого литературного источника. Для лучшего усвоения материала записи полезно иллюстрировать схемами и рисунками.

3. После изучения материала темы следует дать ответы на вопросы для самопроверки, приведенные в методических указаниях.

Результатом самостоятельного изучения тем является написание контрольной работы. После проверки рецензентом контрольная работа дорабатывается или выполняетя заново с учетом замечаний.

Студент для получения зачета должен успешно выполнить внеаудиторную контрольную работу, аудиторные практические задания и аудиторную контрольную работу в предсессионный период.

Таблица 1

Структура и трудоемкость дисциплины «Экология»

  Наименование тем Распределение времени, ч
Всего В т.ч.
Лек-ции Практи ческие занятия Лабораторная работа ВАРС
1. Содержание, предмет и задачи экологии    
2. Природная среда и закономерности действия экологических факторов    
3. Экология популяций и сообществ    
4. Классификация и свойства экологических систем    
5. Основные закономерности развития и динамики биосферы    
6. Экологические проблемы современности      
7. Сельскохозяйственные экосистемы и их воздействие на биосферу    
8. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов    
9. Основы экономики природопользования    
10. Основы экологического права      
11. Международное сотрудничество и общественные организации в области охраны окружающей среды      
Внеаудиторная контрольная работа      
Итого по дисциплине

Наши рекомендации