Методика обработки материалов исследования.
При изучении социально-экономических процессов, их влияния на окружающую среду основная часть сведений представляет собой первичные статистические данные. Поэтому важно уметь так обрабатывать исходный материал, чтобы он не только легко воспринимался, но и лег в основу выводов.
Исходная информация в процессе анализа подвергается обработке по трем основным направлениям: обобщение, сопоставление и выводы.
Самый распространенный метод обобщений - группировка данных вокруг некоторых пороговых величин. В процессе группировки совокупность данных разбивается на конкретные статистические группы. Принцип группировки подчиняется задаче исследования. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифметической, либо геометрической прогрессии или иметь хотя бы одинаковый шаг изменения признака. При этом не следует стремиться к многочисленности групп, так как теряется целостное представление и не получится обобщенной картины. Различаются группировки по количественным и качественным признакам. Если единицы совокупности группируются по территориальному признаку, то такие группировки называют географическими, или территориальными. При помощи такой группировки можно проследить тенденции развития определенных территориальных объектов и явлений и сделать выводы об их взаимосвязи.
Метод группировок является важнейшим методом экономико-статистического анализа. Этот метод позволяет не только отразить качественное многообразие разнообразных явлений, он дает возможность установить и изучить связи между ними. Однако неправильная группировка может исказить действительность, затушевать ее отдельные стороны, поэтому исследователь должен хорошо владеть экономической теорией, которой он руководствуется.
Группировочные признаки не должны быть случайными, формальными, ибо от правильности выбора группировочного признака зависит и правильность выводов. Один и тот же материал при неправильном применении метода группировок может дать диаметрально противоположные выводы.
Результаты группировок можно изобразить наглядно в виде диаграмм распределения, гистограмм, огив, полигонов. Диаграмма распределения показывает, как часто встречается каждое значение изучаемого признака. Частоту наблюдений в каждой группе по определенному размеру шкалы показывает гистограмма. Если по оси ординат отметить численность групп, а на оси абсцисс - интервалы численных значений изучаемого признака, а каждый интервал представить своей средней точкой, то получим изображение в виде полигона. Показав на оси ординат вместо частот проценты, можно получить график, который называется огивой.
Вторым важным методом обобщения данных является метод средних величин. Самый распространенный вид средней величины - среднее арифметическое, т. е. сумма всех исходных величин, деленная на число наблюдений. Есть еще одна разновидность средней величины, которая называется медианой; это цифра в середине ранжированного ряда. Наиболее часто встречающееся числовое значение, типичная цифра данной совокупности, или мода, «модальная группа», также может служить примером обобщенной средней величины.
Роль средних величин в экономико-геоэкологическом анализе чрезвычайно велика. Благодаря их применению, исследователь получает возможность переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без средних показателей, отражающих реально достигнутые, объективные уровни, невозможно сопоставление изучаемого признака, явления во времени и в пространстве. Средняя величина абстрактна, но именно в этой абстракции заключается научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей.
После обобщения данных необходимо произвести их сравнение, сопоставление, чтобы определить степень, уровень развития явлений или процессов, установить причины их возникновения и следствия, из этого вытекающие. В географических работах используются три вида сравнений. Чисто описательные сравнения широко распространены в сравнительной региональной географии (сравниваются, например, особенности природы, хозяйства, занятий населения стран и районов). Второй вид сопоставлений помогает найти не только объяснение установленным характеристикам, но и причину выявленных различий. В этом случае приходится рассматривать факторы, влияющие на развитие тех или иных процессов, и определять характер связи между независимыми и зависимыми переменными. Из сравнения двух переменных рождается объяснение явления. Сопоставления такого рода называются объяснительными, с их помощью выявляются закономерности изучаемых процессов.
Оформление материалов исследования. После обработки данных требуется представить полученные результаты в форме, соответствующей требованиям для оформления научных работ. Автору необходимо переосмыслить полученный материал, изложить его грамотно, логически последовательно, увязав теоретические знания с практическими результатами. Следует проявить умение анализировать факты и явления, делать правильные умозаключения, ясно, четко, убедительно выразить свою идею, дать конкретные предложения или рекомендации, имеющие практическое значение. Выводы автора должны отразить суть и ценность проведенных исследований, показать результаты работы.
Каждая научная работа (для студентов вуза это курсовая и дипломная) состоит из следующих главнейших структурных элементов.
Введение. В нем кратко формулируется обоснование актуальности темы исследования, постановка задачи, цель и методы ее достижения. Приводятся сведения об объектах исследования, использованных материалах, дается обзор важнейших научных публикаций по данной теме, отмечается новизна работы и личный вклад автора в разработку проблемы; кратко излагается содержание каждого раздела.
Основная часть. В ней объясняется методика работы, может быть дан подробный литературный обзор, раскрываются общие закономерности и особенности изучаемой проблемы, подробно излагаются собственные исследования по данной теме, характеризуется роль и значение объекта исследования. Автор может высказать критические замечания в адрес существующей методики исследования, дать оценку условий его проведения, оценить собственные результаты, их научную и практическую значимость.
Основная часть работы должна содержать богатый и разнообразный картографический материал, сложные аналитические таблицы; можно использовать и фотографии. Весь картографический материал выполняется в соответствии с правилами картографии и является неотъемлемой частью текста, в котором дается его анализ.
Текст не должен быть перегружен цифровой информацией; ее лучше представить в форме рисунков или обобщающих таблиц. Сведенные в таблицы данные дают возможность делать выводы, обобщения, создают зримую картину, экономят место и облегчают анализ приводимых статистических показателей. Пронумерованные таблицы имеют названия и ссылки на источник информации.
Содержание таблицы не повторяется в тексте, на его основании необходимо сделать выводы применительно к содержанию раздела.
Если в работе использованы цитаты из сочинений других авторов или из официальных документов, их следует воспроизводить точно по подлиннику, ссылаясь на последнее издание. Цитаты должны иметь соответствующие ссылки на источники, из которых они взяты. Без них цифры и факты теряют достоверность.
Заключение или выводы в больших и сложных работах могут быть сделаны по каждому разделу, а в конце всей работы дается заключение и общие выводы. Выводы - это сжатое изложение полученных результатов, принадлежащих автору и вытекающих из содержания работы.
К законченной научной работе прилагается список использованной литературы и других источников. Он может быть составлен строго по алфавиту (по фамилиям авторов или по названиям работ) или по мере упоминания литературного источника по тексту. Библиографическое описание использованной литературы состоит из следующих элементов: фамилия автора (авторов), инициалы; название литературного источника (полностью); подзаголовочные данные, т. е. сведения, указывающие на вид издания, его повторность или периодичность; фамилия научного редактора и др.; выходные данные, т. е. место издания, издательство, год издания (см. литературу в конце пособия).
Таким образом, к оформлению результатов исследований предъявляются определенные методические требования, соблюдение которых обязательно для каждого исследователя.
Лекция № 14.
Тема: Население как объект исследования.
1. Цели и задачи изучения населения.
2. Изучение численности и воспроизводства населения.
3. Изучение миграции населения.
4. Анализ размещения населения и степени заселенности территории.