Методика обработки материалов исследования.

При изучении социально-экономических процессов, их влияния на окружающую среду основная часть сведений представляет собой первичные статистические данные. Поэтому важно уметь так обрабатывать исходный материал, чтобы он не только легко воспри­нимался, но и лег в основу выводов.

Исходная информация в процессе анализа подвергается обра­ботке по трем основным направлениям: обобщение, сопоставление и выводы.

Самый распространенный метод обобщений - группировка дан­ных вокруг некоторых пороговых величин. В процессе группировки совокупность данных разбивается на конкретные статистические группы. Принцип группировки подчиняется задаче исследования. Предел числовых значений каждой группы должен соответствовать либо арифметической, либо геометрической прогрессии или иметь хо­тя бы одинаковый шаг изменения признака. При этом не следует стремиться к многочисленности групп, так как теряется целостное представление и не получится обобщенной картины. Различаются группировки по количественным и качественным признакам. Если единицы совокупности группируются по территориальному признаку, то такие группировки называют географическими, или территориальными. При помощи такой группировки можно проследить тенденции развития определенных территориальных объектов и явлений и сде­лать выводы об их взаимосвязи.

Метод группировок является важнейшим методом экономико-статистического анализа. Этот метод позволяет не только отразить каче­ственное многообразие разнообразных явлений, он дает возможность установить и изучить связи между ними. Однако неправильная группи­ровка может исказить действительность, затушевать ее отдельные сто­роны, поэтому исследователь должен хорошо владеть экономической теорией, которой он руководствуется.

Группировочные признаки не должны быть случайными, фор­мальными, ибо от правильности выбора группировочного признака зависит и правильность выводов. Один и тот же материал при непра­вильном применении метода группировок может дать диаметрально противоположные выводы.

Результаты группировок можно изобразить наглядно в виде диа­грамм распределения, гистограмм, огив, полигонов. Диаграмма рас­пределения показывает, как часто встречается каждое значение изу­чаемого признака. Частоту наблюдений в каждой группе по опреде­ленному размеру шкалы показывает гистограмма. Если по оси орди­нат отметить численность групп, а на оси абсцисс - интервалы числен­ных значений изучаемого признака, а каждый интервал представить сво­ей средней точкой, то получим изображение в виде полигона. Показав на оси ординат вместо частот проценты, можно получить график, который называется огивой.

Вторым важным методом обобщения данных является метод средних величин. Самый распространенный вид средней величины - среднее арифметическое, т. е. сумма всех исходных величин, деленная на число наблюдений. Есть еще одна разновидность средней величи­ны, которая называется медианой; это цифра в середине ранжированного ряда. Наиболее часто встречающееся числовое значение, типичная циф­ра данной совокупности, или мода, «модальная группа», также может служить примером обобщенной средней величины.

Роль средних величин в экономико-геоэкологическом анализе чрезвычайно велика. Благодаря их применению, исследователь получает возможность переходить от единичного к общему, от случайного к за­кономерному. Без средних показателей, отражающих реально достиг­нутые, объективные уровни, невозможно сопоставление изучаемого при­знака, явления во времени и в пространстве. Средняя величина абстрактна, но именно в этой абстракции заключается научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей.

После обобщения данных необходимо произвести их сравнение, сопоставление, чтобы определить степень, уровень развития явлений или процессов, установить причины их возникновения и следствия, из этого вытекающие. В географических работах используются три вида сравнений. Чисто описательные сравнения широко распространены в сравнительной региональной географии (сравниваются, например, осо­бенности природы, хозяйства, занятий населения стран и районов). Вто­рой вид сопоставлений помогает найти не только объяснение установ­ленным характеристикам, но и причину выявленных различий. В этом случае приходится рассматривать факторы, влияющие на развитие тех или иных процессов, и определять характер связи между независимыми и зависимыми переменными. Из сравнения двух переменных рождается объяснение явления. Сопоставления такого рода называются объясни­тельными, с их помощью выявляются закономерности изучаемых про­цессов.

Оформление материалов исследования. После обработки данных требуется представить полученные результаты в форме, соответст­вующей требованиям для оформления научных работ. Автору необхо­димо переосмыслить полученный материал, изложить его грамотно, ло­гически последовательно, увязав теоретические знания с практическими результатами. Следует проявить умение анализировать факты и явле­ния, делать правильные умозаключения, ясно, четко, убедительно вы­разить свою идею, дать конкретные предложения или рекомендации, имеющие практическое значение. Выводы автора должны отразить суть и ценность проведенных исследований, показать результаты работы.

Каждая научная работа (для студентов вуза это курсовая и ди­пломная) состоит из следующих главнейших структурных элементов.

Введение. В нем кратко формулируется обоснование актуальности темы исследования, постановка задачи, цель и методы ее достижения. Приводятся сведения об объектах исследования, использованных мате­риалах, дается обзор важнейших научных публикаций по данной теме, отмечается новизна работы и личный вклад автора в разработку про­блемы; кратко излагается содержание каждого раздела.

Основная часть. В ней объясняется методика работы, может быть дан подробный литературный обзор, раскрываются общие закономер­ности и особенности изучаемой проблемы, подробно излагаются собст­венные исследования по данной теме, характеризуется роль и значение объекта исследования. Автор может высказать критические замечания в адрес существующей методики исследования, дать оценку условий его проведения, оценить собственные результаты, их научную и практиче­скую значимость.

Основная часть работы должна содержать богатый и разнообраз­ный картографический материал, сложные аналитические таблицы; можно использовать и фотографии. Весь картографический материал выполняется в соответствии с правилами картографии и является не­отъемлемой частью текста, в котором дается его анализ.

Текст не должен быть перегружен цифровой информацией; ее лучше представить в форме рисунков или обобщающих таблиц. Све­денные в таблицы данные дают возможность делать выводы, обобще­ния, создают зримую картину, экономят место и облегчают анализ при­водимых статистических показателей. Пронумерованные таблицы име­ют названия и ссылки на источник информации.

Содержание таблицы не повторяется в тексте, на его основании необходимо сделать выводы применительно к содержанию раздела.

Если в работе использованы цитаты из сочинений других авторов или из официальных документов, их следует воспроизводить точно по подлиннику, ссылаясь на последнее издание. Цитаты должны иметь со­ответствующие ссылки на источники, из которых они взяты. Без них цифры и факты теряют достоверность.

Заключение или выводы в больших и сложных работах могут быть сделаны по каждому разделу, а в конце всей работы дается заключение и общие выводы. Выводы - это сжатое изложение полученных резуль­татов, принадлежащих автору и вытекающих из содержания работы.

К законченной научной работе прилагается список использован­ной литературы и других источников. Он может быть составлен строго по алфавиту (по фамилиям авторов или по названиям работ) или по мере упоминания литературного источника по тексту. Библиографиче­ское описание использованной литературы состоит из следующих эле­ментов: фамилия автора (авторов), инициалы; название литературного источника (полностью); подзаголовочные данные, т. е. сведения, указы­вающие на вид издания, его повторность или периодичность; фамилия научного редактора и др.; выходные данные, т. е. место издания, изда­тельство, год издания (см. литературу в конце пособия).

Таким образом, к оформлению результатов исследований предъяв­ляются определенные методические требования, соблюдение которых обязательно для каждого исследователя.

Лекция № 14.

Тема: Население как объект исследования.

1. Цели и задачи изучения населения.

2. Изучение численности и воспроизводства населения.

3. Изучение миграции населения.

4. Анализ размещения населения и степени заселенности терри­тории.

Наши рекомендации