Методика сбора материалов и источники информации.
Главное требование к сбору информации — ее надежность и достоверность. При географическом исследовании нужные материалы обычно приходится собирать из различных источников, нередко прибегая к выборочным обследованиям. Очень важно также отобрать нужную информацию, избегая двух крайностей: и изобилия, и недостатка информации, раскрыть суть явления. Информация должна быть определенной: применяемые факты и данные должны отвечать цели исследования и быть однозначными, т. е. в единой системе измерения, в одном времени, относительно одного и того же или сходных пространств. Информация должна отражать процесс движения, динамику явления, развитие от простого к сложному, от известного к неизвестному, от старого к новому. Рекомендуются временные сопоставления на определенные даты, периоды. При этом расстояния между датами выбираются равновеликими, например, через каждые 5 (10) лет и последние 3-4 года без перерыва. При географических исследованиях необходимо относить информацию к равновеликим территориальным группировкам, административным единицам одного порядка.
С учетом этих условий применяется более экономный способ сбора информации - выборка. Выборка бывает нескольких видов:
а) элементарная, или метод «ключей», т. е. изучение наиболее типичных объектов в генеральной совокупности. Главное условие при этом - правильный отбор «ключевых» элементов;
б) простая систематическая выборка, предполагающая отбор элементов из всей совокупности систематическим, регулярным способом (через равные интервалы, например, каждый пятый, десятый). Процедура этой выборки очень простая, но при этом существует реальная опасность преувеличить долю отдельных признаков. По этой причине простую систематическую выборку нельзя признать надежной;
в) простая случайная выборка - отбор элементов случайным образом, основанный на законах вероятности, по схеме случайных чисел. Конечно, здесь результат может оказаться приближенным, но этот способ незаменим при изучении множества вариаций совокупности;
г) выборка типическая стратифицированная, заключающаяся в том, что генеральная совокупность расчленяется на части и выборка извлекается из каждой части. Этот способ позволяет исследовать выборочно все вариации совокупности явлений или объектов. Но он возможен лишь при условии, что уже имеется хотя бы грубое представление о структуре статистической совокупности. Например, расчленив все города на три основные группы - крупные, средние, малые,— можно дальше вести случайную или систематическую выборку по каждой из трех групп. Данный способ выборки требует двух необходимых условий: во-первых, еще до отбора нужно знать структуру совокупности; во-вторых, для получения точных результатов каждая выделенная категория, группа должна быть относительно однородной, без особых внутренних вариаций. Метод стратифицированной выборки наиболее приемлем для географических исследований.
Современный этап исследований отличается колоссальным объемом и потоком научной информации.
Существуют два вида информации - документальные источники и непосредственные обследования.
Огромное множество документальных источников информации, которыми пользуются исследователи-географы, можно объединить в следующие группы.
Документальные опубликованные материалы, такие как:
• директивные документы (материалы сессий Верховного Совета, государственные планы и программы экономического и социального развития страны, сводки о выполнении планов и программ и т. д.);
• статистические публикации (справочники, бюллетени, ежегодники, сводки); подробным источником информации являются переписи, материалы которых публикуются периодически (переписи населения, жилого фонда и др.). Большинство статистических публикаций готовится к печати различными ведомствами и службами, например, министерствами, управлениями);
• периодические географические и экономические издания: «Вестник БГУ» и подобные журналы других университетов страны; из экономических журналов - «Мировая экономика и международные отношения», а также различные информационные бюллетени;
• энциклопедические издания: энциклопедии, специальные энциклопедические словари и т. п.
Обобщающим источником информации о важнейших публикациях является «Реферативный журнал», в частности его специальный выпуск «География».
Неопубликованные статистические материалы:
• отчетные документы (годовые, квартальные отчеты предприятий, организаций, колхозов и совхозов);
• плановые материалы учреждений, предприятий, министерств;
• периодическая отчетность министерств, ведомств, организаций;
• материалы сельсоветов, колхозов, предприятий, домоуправлений, загсов, органов милиции и т. д.
Неопубликованные статистические материалы, относящиеся к мелким территориальным единицам, несмотря на некоторую недоступность, представляют собой лучший источник информации при крупномасштабных исследованиях.
Карты часто служат ценным источником информации, например топографические, отражающие подробности ландшафтов, размер и планировку поселений, транспортной сети; карты-планы городов и целых урбанизированных зон; картосхемы плановых и проектных организаций; тематические специальные карты (почвенные, геологические, агроклиматические и др.).
Аэрофотоснимки можно использовать и как источник данных, и для целей интерпретации. Они показывают все видимые детали природных и культурных ландшафтов, форм расселения, транспортных линий и потоков.
Прочие источники информации. К ним относятся материалы музеев, библиотек, архивов, адресные справочники, путеводители, расписания движения транспорта.
Если же перечисленные выше источники информации не обеспечивают исследователя необходимым потоком информации, он прибегает к натурным обследованиям интересующих объектов. Они могут быть в форме наблюдений или опроса населения.
Наблюдения чаще всего осуществляются в форме картирования (земель, форм рельефа, ландшафтов, типов поселений и т. д.). Если же информация отсутствует или нужно узнать мнение людей, выяснить мотивы, причины социальных явлений, исследователь прибегает к помощи анкет и интервью.
Нужно помнить, что любая исследовательская работа должна опираться на сведения из надежных источников.