Тема №10: Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие..
2.Цель занятия:Научить различать . Научить студентов работе в команде.
2. Цель:сформировать представления о социально-экологических проблемах современности, социально-экологическом кризизе. Научить работе в команде.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:социально-экологические проблемы современности.
Студент должен уметь: разбираться в современных концепциях, стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов,
4.Основные вопросы темы:
1.Дайте определение экологическому кризису.
2.Назовите экологические проблемы современности:
3.Загрязнение окружающей природной среды.
4.Проблема загрязнения водоемов и истощения запасов пресной воды.
5.Деградация и опустынивание земель.
6.Сведение лесов и снижение биоразнообразия.
7.Нарушение среды обитания.
8.Назовите основные социальные проблемы современности.
9. Рост населения и изменение его качества.
10. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи.
11. Бедность и неэквивалентность распределения доходов
12. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения.
13.Мировая продовольственная проблема, пути решения.
14.Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения.
15.Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы.
16.Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
Методы обучения и преподавания: работа в малых группах с применением инновационной технологии (командо- ориентированное обучение)ТВL
Вступительное слово преподавателя:
1.преподаватель знакомит с темой занятия и целью, которую и преподаватель и студенты должны достичь, знакомит с распределением времени и оценкой в процентном соотношении за каждый вид деятельности.
№ | Вид деятельности | Время в минутах | Вид оценки |
1. | Организационная часть | ||
2. | Входное индивидуальное тестирование | IRAT- 40% | |
3. | Тестирование в группе | TRAT-30% | |
4. | Перерыв | ||
5. | Разбор клинического случая | ||
6. | Обсуждение клинического случая | Оценка за разбор -30% | |
7. | Подведение итогов | Итоговая оценка | |
Итого |
2.Делит студентов на 2 группы и проводит занятие строго по распределенному времени в соответствии с видом деятельности.
1. В Каждой группе проводится индивидуальное тестирование, затем тестирование в команде. После каждой выполненной работы преподаватель заполняет вариант электронного журнала.
2.Преподаватель раздает каждой группе ситуационную задачу и дает время на подготовку. Затем каждая группа обсуждает свою задачу .Вторая группа активно участвует в обсуждении.
3. Преподаватель внимательно слушает ответ студента, следит за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна ( бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?, Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».
4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему, если группа не отвечает, то вторая группа дополняет ответ, или выражает согласие с обоснованием.
5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.
Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.
Преподаватель подводит итог занятию:
-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; знакомит с итоговой оценкой в электронном варианте журнала, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.
Литература
Основная:
1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)
2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.
пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г
4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г
Дополнительная:
1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.
2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.
3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.
4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.
5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.
6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.
7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008
8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :
9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3
10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.
11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.
14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил
15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,
Контроль
Тест-контроль