Тема №5: Биосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и биосфере

2.Цель занятия:Расширить свои знания в области биосферы и ноосферы.

Изучить учение В.И.Вернадского. Изучить границы биосферы и основные свойства и функции биосферы.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать:

- биосферные функции и свойства живого вещества

- Границы биосферы.

- Понятие о ноосфере.

Студент должен уметь: Осознавать биосферные функции и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости биосферы.

Использовать знание закономерностей функционирования биосферы как один из подходов в решении профессиональных вопросов..

4.Основные вопросы темы:

1.Дайте определение биосферы: какова ее структура?

2.Кто впервые ввел в науку термин «биосфера»?

3. Назовите основные оболочки Земли.

4. Каковы важнейшие аспекты учения В. И. Вернадского о биосфере?

5. Основные функции живого вещества.

6.Основные свойства живого вещества.

7. Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2 и СО2?

8. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?

9. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?

10. Возможно ли возникновение ноосферы в результате коэволюции человеческого общества и природной среды?

Методы обучения и преподавания: работа в малых группах с применением инновационной технологии (командо- ориентированное обучение)ТВL

Вступительное слово преподавателя:

1.преподаватель знакомит с темой занятия и целью, которую и преподаватель и студенты должны достичь, знакомит с распределением времени и оценкой в процентном соотношении за каждый вид деятельности.

Вид деятельности Время в минутах Вид оценки
1. Организационная часть  
2. Входное индивидуальное тестирование IRAT- 10%  
3. Тестирование в группе TRAT- 20%
4. Разбор клинических случаев в группе  
5. Перерыв  
6. Обсуждение клинического случая Оценка за разбор – 30%
7. Закрепление материала  
9. Практические навыки Оценка за практические навыки – 30%
10. Итоговое индивидуальное тестирование IRAT- 10%  
11. Подведение итогов Итоговая оценка
  Итого  

2.Делит студентов на 2 группы и проводит занятие строго по распределенному времени в соответствии с видом деятельности.

1. В Каждой группе проводится индивидуальное тестирование, затем тестирование в команде. После каждой выполненной работы преподаватель заполняет вариант электронного журнала.

2.Преподаватель раздает каждой группе ситуационную задачу и дает время на подготовку. Затем каждая группа обсуждает свою задачу.Вторая группа активно участвует в обсуждении.

3. Преподаватель внимательно слушает ответ студента, следит за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна ( бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?, Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».

4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему, если группа не отвечает, то вторая группа дополняет ответ, или выражает согласие с обоснованием.

5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.

Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.

В конце занятия, для контроля усвоенного материала проводится индивидуальное тестирование.

Преподаватель подводит итог занятию:

-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; знакомит с итоговой оценкой в электронном варианте журнала, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.

Литература

Основная:

1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)

2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006

3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.

пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г

4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г

Дополнительная:

1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.

2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.

3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.

4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.

5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.

6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.

7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008

8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :

9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3

10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.

11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.

14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил

15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,

7.Контроль:

Тест-контроль.

1. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:

1.Техносферой

2.Антропосферой.

3.Ноосферой.

4.Социосферой.

5.Тропосферой.

2. Укажите вещества, рожденные жизнью (по В.И. Вернадскому):

1. Косным веществом.

2. Биокосным веществом.

3. Биогенным веществом.

4. Живым веществом.

5. Атмосферой.

3.. Укажите вещество, в образовании которого участвуют живые и неживые процессы

1. Косным веществом.

2. Биокосным веществом.

3. Биогенным веществом.

4. Живым веществом.

5. Биосферным веществом.

4. Укажите вещество, в образовании которого участвуют неживые процессы:

1. Косным веществом.

2. Биокосным веществом.

3. Биогенным веществом.

4. Живым веществом.

5. Биосферным веществом.

5. Назовите слои атмосферы:

1. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, атмосфера, экзосфера.

2. Тропосфера, стратосфера, техносфера, термосфера, ионосфера.

3. Тропосфера, стратосфера, ноосфера, термосфера, ионосфера.

4. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

5. Тропосфера, экзосфера, ионосфера, мезосфера, гидросфера.

6.. Состав атмосферы:

1. Азот, кислород, хлор, углекислый газ.

2. Фтор, азот, аргон, озон.

3. Азот, кислород, углекислый газ, аргон.

4. Кислород, углекислый газ, озон, фтор.

5. Азот, кислород, углекислый газ, фтор.

7. Автор учения о биосфере:

1. Иогансен.

2. Геккель.

3. Дарвин.

4. Вернадский.

5. Мебиус.

8. Отрасль экологии, изучающей биосферу:

1. Аутэкология.

2. Демэкология

3. Синэкология

4. Глобальная экология.

5. Географическая экология.

9.Определите процессы, образующие биогенное вещество биосферы:

1. Рождаются и перерабатываются жизнью.

2. Неживые.

3. И живые, и неживые.

4. Лимитирующие.

5. Минимальные.

10. Определите, какой закон экологии доказывает сохранение массы вещества:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа «знает» лучше.

4. Ничего не дается даром.

5. Закон минимума.

1.Тема№6:Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972). Факторы устойчивого развития, стратегия и принципы.Модель устойчивого общества его признаки и принцип функционирования.

2. Цель:сформировать современные представления о концепциях, стратегиях, и практических задачах устойчивого развития в различных странах и в РК.

3.Задачи обучения:

Студент должен знать:концепцию, стратегию, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном, локальном уровнях

Студент должен уметь: разбираться в современных концепциях, стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов,

4.Основные вопросы темы:

1. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972).

2. Декларация первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм,1972).

3.Всемипрные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г.Ольборг,Дания,1994).

4.Факторы устойчивого развития: экологический ( граница коридора в котором должна развиваться цивилизация), экономический (преобразование рыночной системы), социальный (с-х производство, права человека, демография).

5.Стратегии и принципы устойчивого развития – локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный.

6. Модель устойчивого общества его признаки и принцип функционирования.

Наши рекомендации