Тема №5: Биосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и биосфере
2.Цель занятия:Расширить свои знания в области биосферы и ноосферы.
Изучить учение В.И.Вернадского. Изучить границы биосферы и основные свойства и функции биосферы.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:
- биосферные функции и свойства живого вещества
- Границы биосферы.
- Понятие о ноосфере.
Студент должен уметь: Осознавать биосферные функции и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости биосферы.
Использовать знание закономерностей функционирования биосферы как один из подходов в решении профессиональных вопросов..
4.Основные вопросы темы:
1.Дайте определение биосферы: какова ее структура?
2.Кто впервые ввел в науку термин «биосфера»?
3. Назовите основные оболочки Земли.
4. Каковы важнейшие аспекты учения В. И. Вернадского о биосфере?
5. Основные функции живого вещества.
6.Основные свойства живого вещества.
7. Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2 и СО2?
8. Почему человек абсолютно зависим от жизнедеятельности и разнообразия других организмов?
9. Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
10. Возможно ли возникновение ноосферы в результате коэволюции человеческого общества и природной среды?
Методы обучения и преподавания: работа в малых группах с применением инновационной технологии (командо- ориентированное обучение)ТВL
Вступительное слово преподавателя:
1.преподаватель знакомит с темой занятия и целью, которую и преподаватель и студенты должны достичь, знакомит с распределением времени и оценкой в процентном соотношении за каждый вид деятельности.
№ | Вид деятельности | Время в минутах | Вид оценки |
1. | Организационная часть | ||
2. | Входное индивидуальное тестирование | IRAT- 10% | |
3. | Тестирование в группе | TRAT- 20% | |
4. | Разбор клинических случаев в группе | ||
5. | Перерыв | ||
6. | Обсуждение клинического случая | Оценка за разбор – 30% | |
7. | Закрепление материала | ||
9. | Практические навыки | Оценка за практические навыки – 30% | |
10. | Итоговое индивидуальное тестирование | IRAT- 10% | |
11. | Подведение итогов | Итоговая оценка | |
Итого |
2.Делит студентов на 2 группы и проводит занятие строго по распределенному времени в соответствии с видом деятельности.
1. В Каждой группе проводится индивидуальное тестирование, затем тестирование в команде. После каждой выполненной работы преподаватель заполняет вариант электронного журнала.
2.Преподаватель раздает каждой группе ситуационную задачу и дает время на подготовку. Затем каждая группа обсуждает свою задачу.Вторая группа активно участвует в обсуждении.
3. Преподаватель внимательно слушает ответ студента, следит за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна ( бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?, Какое отношение ваши слова имеют к теме?, Что из этого следует? Высказана следующая мысль…Все ли с этим согласны или есть другие мнения?, У кого есть дополнения или уточнения? И т.д.».
4.Если выступающий не находит ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему, если группа не отвечает, то вторая группа дополняет ответ, или выражает согласие с обоснованием.
5. Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться о тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы.
Если ответы полностью не удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный, правильный ответ.
В конце занятия, для контроля усвоенного материала проводится индивидуальное тестирование.
Преподаватель подводит итог занятию:
-оценивает степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения; качество выступления студентов; знакомит с итоговой оценкой в электронном варианте журнала, дает задание для дальнейшей самостоятельной работы по неусвоенным вопросам.
Литература
Основная:
1. Экология : учебник / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 602 с. - (Высшее образование)
2. Алишева К, Экология, Алматы.,2006
3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Устойчивое развитие: вводный курс: Учеб.
пособие. — М.: Университетская книга. — 312 с. 2006 г
4. Кенесариев У.И., Жакакшов Н.Ж.»Экология и здоровье населения» Алматы,2012 г
Дополнительная:
1. Доклады Министерства охраны окружающсй среды РК «О состоянии природой среды РК» 2000-2007 гг.
2 .Концепция экологической безопасности РК, Астана, 2002.
3.Доклад конференции 00Н по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью_Йорк,1993.
4.Экологический кодекс РК, Астана 2007.
5. Шилов И.А. Экология : учебное пособие / И. А. Шилов. - 4-е изд., стериотип. - М. : Высшая школа, 2003. - 512 с.
6. Алибеков А.С. Токмолдаева З.К., Алибеков С.С., Краткий словарь по общей экологии,Алматы,Эверо,2010г,144 стр.
7. Экология и гигиена жилой среды: для специалистов Роспотребнадзора Губернский Ю.Д., Иванов С.И., Рахманин Ю.А.М., 2008
8. Атчабаров, Бахия Атчабарович. Заблуждения, ложь и истина по вопросу оценки влияния на здоровье людей испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне : научное издание / Б. А. Атчабаров. - Алматы, 2012. - 279 с. :
9. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПР Е С С » ,20 0 3
10.Ю.П.Пивоваров, В.В.Кролик, Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2002 –512 с.
11. Марфенин Н.Н. Концепция устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитич кий ежегодник) /1 Под общей редакцией: Данилова-Данильян ВИ., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.
13. Л.С.Зиневич.,Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов на Дону:Феникс, 2008 –512 с.
14. Иванов В.П. Общая и медицинская экология. : учебник / В. П. Иванов, О. В. Васильева, Н. В. Иванова ; ред. В. П. Иванова. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 507 с. : ил
15. Экология человека Ю.А. Габов Караганда,
7.Контроль:
Тест-контроль.
1. Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете, называется:
1.Техносферой
2.Антропосферой.
3.Ноосферой.
4.Социосферой.
5.Тропосферой.
2. Укажите вещества, рожденные жизнью (по В.И. Вернадскому):
1. Косным веществом.
2. Биокосным веществом.
3. Биогенным веществом.
4. Живым веществом.
5. Атмосферой.
3.. Укажите вещество, в образовании которого участвуют живые и неживые процессы
1. Косным веществом.
2. Биокосным веществом.
3. Биогенным веществом.
4. Живым веществом.
5. Биосферным веществом.
4. Укажите вещество, в образовании которого участвуют неживые процессы:
1. Косным веществом.
2. Биокосным веществом.
3. Биогенным веществом.
4. Живым веществом.
5. Биосферным веществом.
5. Назовите слои атмосферы:
1. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, атмосфера, экзосфера.
2. Тропосфера, стратосфера, техносфера, термосфера, ионосфера.
3. Тропосфера, стратосфера, ноосфера, термосфера, ионосфера.
4. Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.
5. Тропосфера, экзосфера, ионосфера, мезосфера, гидросфера.
6.. Состав атмосферы:
1. Азот, кислород, хлор, углекислый газ.
2. Фтор, азот, аргон, озон.
3. Азот, кислород, углекислый газ, аргон.
4. Кислород, углекислый газ, озон, фтор.
5. Азот, кислород, углекислый газ, фтор.
7. Автор учения о биосфере:
1. Иогансен.
2. Геккель.
3. Дарвин.
4. Вернадский.
5. Мебиус.
8. Отрасль экологии, изучающей биосферу:
1. Аутэкология.
2. Демэкология
3. Синэкология
4. Глобальная экология.
5. Географическая экология.
9.Определите процессы, образующие биогенное вещество биосферы:
1. Рождаются и перерабатываются жизнью.
2. Неживые.
3. И живые, и неживые.
4. Лимитирующие.
5. Минимальные.
10. Определите, какой закон экологии доказывает сохранение массы вещества:
1. Все связано со всем.
2. Все должно куда-то деваться.
3. Природа «знает» лучше.
4. Ничего не дается даром.
5. Закон минимума.
1.Тема№6:Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972). Факторы устойчивого развития, стратегия и принципы.Модель устойчивого общества его признаки и принцип функционирования.
2. Цель:сформировать современные представления о концепциях, стратегиях, и практических задачах устойчивого развития в различных странах и в РК.
3.Задачи обучения:
Студент должен знать:концепцию, стратегию, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном, локальном уровнях
Студент должен уметь: разбираться в современных концепциях, стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов,
4.Основные вопросы темы:
1. История возникновения понятия «устойчивое развитие»: Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста,1972).
2. Декларация первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм,1972).
3.Всемипрные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г.Ольборг,Дания,1994).
4.Факторы устойчивого развития: экологический ( граница коридора в котором должна развиваться цивилизация), экономический (преобразование рыночной системы), социальный (с-х производство, права человека, демография).
5.Стратегии и принципы устойчивого развития – локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный.
6. Модель устойчивого общества его признаки и принцип функционирования.