Аварийные ситуации на Дальнем Востоке
Разливы нефти в России и на Дальнем Востоке в частности, конечно, гораздо менее существенны, чем бедствия, произошедшие в Мексиканском заливе или в Северном море. Дальневосточным лидером по "нефтезагрязнению" океана, несомненно, является "шельфовая" Сахалинская область, однако, свою "ложку дегтя" в море добавляют практически все дальневосточные порты, в том числе – в Приморском крае. Нефтепродукты регулярно попадают в прибрежные воды Приморья от проходящих судов, сбрасывающих за борт льяльные воды, топливо теряют при перегрузках и дозаправках судов в море, "текут" береговые резервуары портов, трубопроводы и так далее. По данным Минэкономразвития России, в 2013 году разливы нефти в стране не превысили 20 млн тонн. В то же время, Гринпис считает, что при производстве около 500 млн тонн нефти в год ежегодно вытекает около 5 млн тонн. Какую лепту вносит в эту "копилку" Дальний Восток, оценить трудно, беря в расчет то, что о большинстве малых утечек просто не сообщается. Мало того, в России нет специализированной службы, которая отслеживала бы эти события. Кроме того, по российским законам, утечки менее 8 тонн классифицируются только как "инциденты" и за них никто не несет наказания (Утопленное топливо, 2014).
1) Экологическая катастрофа в Беринговом море из-за аварии на крупном танкере. Из баков потерпевшего бедствие судна вылилась почти тысяча тонн нефти и мазута. В результате образовалось огромное нефтяное пятно. Судно, перевозившее нефтепродукты, село на мель вблизи Алеутских островов, провести работы по предотвращению экологической катастрофы мешала погода (сильный шторм). В море вылилось 130 тонн сырой нефти. Определить весь объeм утечки не удалось. Мазут и дизельное топливо выливались из трюмов судна возле архипелага. Ветры и течение гнали нефтепродукты к островам. Нанесeн урон для рыбного промысла и ловли крабов (Экологическая катастрофа в Беринговом море, 2004).
2) Тонны сырой нефти и мазута ежегодно попадают в Японское и Охотское моря. 30 сентября 1999 года произошла незапланированная расстыковка танкера-накопителя "Оха" с нефтедобывающей платформой "Моликпак" привела к разливу почти 500 килограммов нефти в Охотском море вблизи северо-восточного побережья Сахалина.
Нефтяное пятно длиной 7 километров и шириной около 1 километра находилось в непосредственной близости от места добычи нефти. Добываемая на Пильтун-Астохском месторождении нефть отличается высокой легкостью. Большую часть попавшей в море
нефти удалось собрать в течение 12 часов спасательным судном "Агат" (Загрязнение Охотского моря, 1999)
3) 8 сентября 2004 года в результате сильного ветра и сильного волнения моря произошел выброс земснаряда "Христофор Колумб" водоизмещением 8 тысяч тонн на мель напротив города Холмск в 50 метрах от берега. Судно работало по контракту с компанией "Сахалинская энергия". Получили повреждения три танка с нефтепродуктами, что привело к выбросу нефтепродуктов в акваторию моря. Вылилось 280 тонн нефтепродуктов с образованием нефтяного пятна длиной более 4 км, произошло загрязнение прибрежной линии. Ущерб от разлива нефти составил более 57 млн рублей. 6 км побережья, включая самый популярный городской пляж, были покрыты токсичным мазутом. Мэр Холмска назвал инцидент "экологической катастрофой, с последствиями которой городу придется бороться несколько лет".
4) Введенный в эксплуатацию 29 декабря 2009 года крупнейший нефтепровод ВСТО, по которому осуществляется транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, дал крупную течь меньше чем через месяц после запуска.
Первая доказанная утечка нефти из нефтепровода "ВСТО" произошла 20 января 2010 года на 1351-м км линейной части трубопровода, в 30 км от города Ленска в Якутии. В результате на грунт вытекло около 450 кубометров нефтепродуктов, общая площадь загрязнения составила 20 тысяч кв. метров. Еще через месяц, 20 февраля 2010 года в Олекминском улусе республики на участке между городом Олекминском и селом Солянка произошел второй за месяц разлив нефти из нефтепровода "ВСТО" на площади 500 кв. метров.
В совокупности по меньшей мере 400 тонн сырой нефти вытекло в результате выброс земснаряда "Христофор Колумб" и утечки нефтепродуктов в Якутии (Утопленное топливо, 2014).
5) В январе 1997 года виновником серьезной экологической катастрофы стало российское судно. Нефтяной танкер "Находка" в Японском море близ острова Оки затонул на пути из Китая на Камчатку. Из его резервуаров в Японское море вылилось около 19 тысяч тонн нефти, образовав 50-километровое пятно. Танкер принадлежал компании “Приско Траффик”. Ныне этой судовладельческой фирмы как бы и не существует. На борту судна находилось 19 тысяч тонн мазута, из которых более 5000 тонн дизельного топлива вытекло в море.
Загрязнённым оказалось 800 км побережья Японии.
Сумма экологического ущерба составила свыше 200 миллионов долларов. Сильно пострадали прибрежные префектуры Акита, Ямагата, Ниигата, Тояма, Исикава, Фукуи, Киото, Сиого, Тоттори и Симане. По подсчетам ученых из Токио, финансовый урон, причиненный экологической катастрофой, составил 9,9 миллиарда иен.
Среди множества версий, о причинах гибели танкера "Находка", экспертами рассматривались две основных:
Российская версия о столкновении судна с полузатопленным объектом — катастрофа произошла в районе, где несколькими днями раньше загорелся и затонул российский рыболовецкий сейнер.
Японская версия - танкер раскололся под ударами волн во время шторма из-за «старости металла», сильно износившегося на его бортах и днище.
Произведенные замеры и взятые образцы обшивки корпуса, при подводном обследовании носовой части танкера, усилили позицию Японии на переговорах о компенсации и возмещении экологического ущерба (Гибель Танкера, 2016).
6) 4 июля 2000 года в порту Шахтерск на Сахалине обнаружен крупный разлив нефти. Чрезвычайная экологическая ситуация объявлена в пятницу в сахалинском морском порту "Шахтерск". На рейде порта обнаружено нефтяное пятно площадью 500 квадратных метров. Как сообщили в Сахалинском региональном аварийно-спасательном управлении, нефть просочилась из танков японского теплохода "Такоэ мару", который затонул на рейде во время сильного шторма. По мнению экологов, утечку топлива спровоцировала серия землетрясений, происшедших на острове в течение недели. Танкер "Такоэ мару" затонул 26 октября 1979 года. В момент катастрофы на его борту находилось более 320 тонн нефтепродуктов. Огромные волны захлестнули не закрытые трюмы, и судно, имея на борту 3 тысячи 750 тонн угля, перевернулось. Спаслись лишь два моряка, остальные 19 членов экипажа погибли.
Впервые последствия катастрофы проявились 1 августа 1999
года, когда на рейде порта появились крупные нефтяные пятна.
Водолазы, обследовав судно, пришли к выводу, что топливные танки теплохода, который пролежал на 15-метровой глубине 20 лет, разъела соленая морская вода, что и стало причиной выхода на поверхность нефтепродуктов. (Утопленное топливо, 2014).
Водолазам удалось наложить пять гипсовых и
цементных швов в местах утечки топлива. Однако специалисты утверждают, что для предотвращения нового экологического бедствия, необходимы радикальные меры, в том числе - полная откачка топлива и мазута из танков судна (Сахалинский порт заливает нефтью, 2000).
7) Самая крупная для Приморья утечка нефти произошла 24 сентября 2005 года. Как сообщали СМИ, в черте Владивостока в Амурский залив попало более 50 тонн нефтепродуктов. Это событие закрыло купальный сезон во Владивостоке. ЧП произошло по вине военных: именно с их складов горюче-смазочных материалов, расположенных в районе улицы Снеговой, и произошла утечка нефтепродуктов в море. Пленку мазута со смесью масла толщиной в 10 см обнаружили в субботнюю ночь охранники Владивостокской нефтебазы в низине Первой Речки, о чем было сообщено в МЧС Приморского края и Спецморинспекцию. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации Владивостока зоной чрезвычайной ситуации были объявлены долина Первой Речки и акватория Амурского залива от мыса Лагерный до мыса Купера.
Периодически возникают внештатные ситуации с разливом нефтепродуктов в море нефтеналивных портах Находки – "Восточном", спецнефтепорте "Козьмино" и других.
8) 19 августа 2012 года на причале порта Восточный залива Находка произошел разлив почти 3 тонн мазута, площадь загрязнения составила 1,5 тысячи кв. метров. Инцидент произошел утром при приеме мазута на танкер. Большая часть нефтепродуктов при утечке осталась на судне, в акваторию попало около 300 кг.
9) 22 апреля 2009 года произошло масштабное загрязнение береговой полосы нефтепродуктами было обнаружено на побережье Лазовского заповедника. Как сообщала пресс-служба Минприроды РФ, на берег заповедных бухт Проселочная и Заря штормом было выброшено большое количество нефтепродуктов. 700 метров песчаных пляжей было загрязнено. Установить источник сброса нефтепродуктов тогда так и не удалось.
10) 26 июня 2014 года гигантское пятно нефтепродуктов было замечено на акватории Амурского залива в районе островов Большой и Малый Гаккель. Уже 27 июня пятно занимало площадь порядка 20 кв. км, его часть покрыла побережье Зарубино и Посьета. Одной из наиболее вероятных причин разлива называется разрыв шланга при бункеровке судна в море. Стоит отметить, что приблизительный объем попавшего в акваторию нефтепродукта составляет около 8 тонн (Утопленное топливо, 2014).
Июля 2017 года радужная пленка нефтепродуктов, разлитых на довольно большой площади моря на рейде порта Шахтерска обнаружена местными жителями в районе стоящего на якоре судна Jewel of Dubai (Разлив нефтепродуктов, 2017)
Рыбопромысловые последствия
Рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Гибель рыбы, исключая молодь, происходит обычно при серьезных разливах нефти. Однако сырая нефть и нефтепродукты отличаются разнообразием токсичного воздействия на разные виды рыб. Концентрация 0,5 миллионной доли или менее нефти в воде способна привести к гибели форели. Почти летальный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение.
Личинки и молодь рыб наиболее чувствительны к воздействию нефти, разливы которой могут погубить икру рыб и личинки, находящиеся на поверхности воды, а молодь – в мелких водах (Экологические последствия разливов нефти, 2009)
Нефтепродукты уничтожают нерестилища и кормовую базу рыб, что вызывает резкое сокращение их численности. Известны факты угнетения темпа роста промысловых видов, связанных с загрязненными участками моря. В отдельных районах экстремального загрязнения НП отмечены резкие патологические изменения у рыб.
На глубинах до 10 м у Сахалина в 1978 и 1987 гг. выполнен комплекс работ с це- лью определения уровня загрязнения вод НУ и состояния запасов тихоокеанской сельди. Гибель икры прямо зависела от концентрации НУ. Аппроксимированная величина концентрации НУ в случае абсолютной (100 %) гибели эмбрионов сельди составила 15,6 мг/л. При этом во время исследований максимальное содержание НУ в воде достигало 35,8 мг/л.
Высокая смертность икры тихоокеанской сельди (90,1 %) у материкового побережья северной части Татарского пролива (Японское море) отмечена в 1988 г. из- за аварийного разлива НП. К моменту вылупления личинок эмбриональная элиминация могла стать еще выше.
В экспериментах по изучению изменения токсичности НУ показано, что более выветренная нефть при концентрации 0,0007 мг/л приводила к уродствам, генетическим нарушениям, смертности, уменьшению размеров и подавлению плавания личинок тихоокеанской сельди.
Даже низкие концентрации (0,0004 мг/л) вызывали водянку и недоразвитость предличинок.
Активно перемещающиеся животные, как правило, избегают районов сильного загрязнения. Рыбы ясно различают темные пятна нефти, двигающиеся к ним или затемняющие свет. Отпугивает рыб и затонувшая нефть; они перестают ощипывать донную растительность, так как меняется ее вкус. Во многих случаях гидробионты способны уходить от нефтяного загрязнения. Лососевые и 86 сиговые избегают даже малозагрязненных участков. Однако подобная реакция характерна не для любых ситуаций
нарушение воспроизводства организмов при сублетальных концентрациях НУ; уменьшение численности многих видов при сокращении кормовой базы; нарушение естественных миграций гидробионтов; сокращение или изменение ареалов видов; снижение общей продуктивности экосистем в результате совокупного действия перечисленных выше факторов (Черкашин, 2005)