Экологический. контроль:понятие и виды

Экологический контроль - правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Основные задачи экологического контроля:

1) наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием воздействия хозяйственной или иной деятельности;

2) проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды;

3) выполнение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов;

4) оздоровление окружающей среды.

Виды экологического контроля:

1)государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг);

2)государственный контроль;

3) производственный контроль;

4) общественный контроль.

Основная задача экологического мониторинга - осуществление наблюдения и выявления

фактов и процессов ухудшения и деградации окружающей природной среды; обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях окружающей среды, предупреждения и прогнозов ее состояния. Государственный контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. В Законе «Об охране окружающей среды» закреплены следующие полномочиядолжностных лиц данных органов:

1) посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, получать

документацию;

2) проверять работу очистных сооружений;

3) назначать государственную экспертизу и обеспечивать контроль за ее выполнением;

4) требовать устранения выявленных недостатков;

5) привлекать виновных к административной ответственности, подавать иск в суд;

6) принимать решение об ограничении, приостановлении, прекращении работы объектов или деятельности, несущей вред окружающей природной среде или представляющей опасность для жизни и здоровья человека.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями, профсоюзами, гражданами, органами местного самоуправления. Задача общественного контроля - проверка выполнения требований Закона «Об охране окружающей среды». Профсоюзы вправе беспрепятственно посещать предприятия; требовать устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников; вправе участвовать в разработке правовых актов, государственных программ по охране окружающей природной среды и т. д. Граждане могут сообщать об известных им правонарушениях, участвовать в проверках, пикетах и т. д. Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений,

организаций. Задача производственного контроля - проверка соблюдения нормативов качества

окружающей среды; выполнение требований экологического законодательства; рациональному использованию природных ресурсов; проверка выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды. Этот контроль организуется собственником, владельцем предприятия, организации. Обязанность осуществления производственного контроля может быть возложена на отдельных должностных лиц, а может быть создана специальная служба.

18Нормирование в области охраны окружающей среды

Для расчета как платы за негативное воздействие на окружающую среду, так и вреда используются нормативы в области охраны окружающей среды, а также лимиты.

"Природопользование осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения бытовых и производственных отходов. Лимиты устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 152).

Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Плата за природопользование

Платность природопользования является одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленным в ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды».
Основная цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и к повышению эффективности их природоохранной деятельности. Согласно ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы оплаты определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Причем внесение вышеуказанной платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Выделяют плату за загрязнение окружающей среды и плату за использование природных ресурсов. Плата за использование природных ресурсов (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другое природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными законодательными актами.
Плата взимается:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов (в соответствии, например, с Федеральным законом от 15.04.1998 г. «О плате за пользование водными объектами»), в то же время условия и ставки платежей могут устанавливаться и дифференцироваться субъектами Федерации;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. ст. 42, 43 Закона РФ «О недрах»; ст.ст. 12, 123-125, 128 Водного кодекса РФ; ст.ст. 13, 103, 104, 106, 107 Лесного кодекса РФ; ст. 52 Федерального закона «О животном мире»). Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами добровольно предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Установлено два вида платежей за загрязнение окружающей среды:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. Для определения размера платы за загрязнение используются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.06.2001 г. № 463) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и конкретизированы в Базовых нормативах, утвержденных письмом Минприроды России от 27.11.1992 г. (с изм. от 20.11.1997 г.) Они включают нормативы платы за:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (она рассчитывается в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспортного средства и пробега);
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к Базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов, что позволяет дифференцировать ставки платежей.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования всех полученных произведений (по видам загрязнения).
Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы и разницы между лимитами и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия, и суммирования всех полученных произведений (по видам загрязнения).
При определении платы за сверхлимитное загрязнение соответствующие ставки лимитной платы умножаются на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами; затем все полученные произведения суммируются и умножаются на 5-кратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Платежи в пределах лимитов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а сверхлимитные - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей среды сверх допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и дифференцируются по отдельным отраслям экономики с учетом их экономических особенностей.
Если указанные платежи превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, или равны ей, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами Госсанэпиднадзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия.
Средства, взимаемые за загрязнение, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10% - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

20 административная ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение - противоправное, виновное действие либо бездействие, совершаемое праводееслособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предусмат­ривает за совершение административных правонарушений следующиевиды ад­министративных взысканий:

предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосред­ственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредствен­ным объектом административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленногоданному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

исправительные работы;

административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфис­кация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей при­родной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административ­ные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административно­го взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

Наши рекомендации