Подзаконные нормативно-правовые акты.

К ним относят указы президента, постановления правительства, ведомственные н.п.а. Значение указов президента заключается в установлении организационной структуры федеральных органов исполнительной власти.

Нормотрворчеством занимаются и министерства (например природных ресурсов и экологии). Государственные услуги предоставляют агенства (например федеральное агенство водных ресурсов).

Постановления правительства носят следующее значение:

- детализация и конкретизация положений федерального законодательства

- реализация положений указов президента

8Конституционные основы экологического права

При анализе Конституции России как источника права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и непосредственно экологические. К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...". Построение правового государства послужит, по мнению М.М. Бринчука, мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства. Одна из наиболее существенных новаций основ Конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности. При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис. Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются ч. 2 ст. 41,


9 - Договоры, соглашения, конвенции по международной охране окружающей среды.

Международные Конвенции и Соглашения, касающиеся предотвращения загрязнения окружающей среды химическими веществами, наряду с REACH

Выбросы вредных веществ от предприятий оказывают существенное отрицательное воздействие на здоровье населения и на окружающую среду как на местном, так и на региональном уровне.

Так как дальность распространения от источников выбросов загрязняющих воздух веществ составляет сотни километров, то их воздействию подвергаются не только местное население и окружающая его среда но и удаленные на значительные расстояния чрезвычайно уязвимые экологические системы Арктики и Крайнего Севера, а также особо охраняемые природные территории - природные заповедники, заказники и рекреационные зоны. Поэтому, приходится принимать во внимание следующие важные положения:

  • в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права, государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции,
  • п.2 статьи 82. Федерального закона об охране окружающей среды, предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
  • п.3. статьи 19. того же закона определено.что нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
  • п.2. статьи 23. того же закона определено, что технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Российская Федерация является Стороной ряда международных соглашений, предусматривающих обязательства по осуществлению мер, направленных на борьбу с загрязнением воздуха.

К числу таких международных соглашений относятся:

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

  • Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном - 1999 г.
  • Протокол по стойким органическим загрязнителям - 1998 г.
  • Протокол по тяжелым металлам - 1998 г.
  • Протокол относительно дальнейшего сокращения серы - 1994 г.
  • Протокол об ограничении выбросов летучих органических соединений или их транспортных потоков - 1991 г.
  • Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков - 1988 г.
  • Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30 процентов - 1985 г.
  • Протокол касающийся долгосрочного финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП) - 1984 г.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий

Конвенция о защите морской среды территории Балтийского моря (HELCOM)

Программа арктического мониторинга и оценки (AMAP)

Наши рекомендации