Основы экономики природопользования. Принцип платности за природопользование.

Природопользование в широком смысле — это особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.Для рационального природопользования необходимы экономические “рычаги”: стимулы и система наказаний, которые заинтересовали бы конкретного производителя перейти на ресурсосберегающую и малоотходную технологию

16.2. Принцип платности за природопользование.

В подавляющем большинстве случаев право природопользования являет­ся платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вно­сить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, вода­ми и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей). В сфере природопользования применяются два вида платы:

1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).

Она подразделяется в свою очередь на плату:

- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

2) плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Она взимается за:

- выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных ли-митов;

- выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;

- за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установ-ленных лимитов;

- за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей среды. Система финансирования и стимулирования природоохранной деятельности.

Плата устанавливается в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632. Он предусматривает взимание платы за: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Для исчисления размера платежей устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Между видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение.За превышение лимитов к базовым размерам платы категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент- штрафная санкция.

Размер платежей может уменьшаться на сумму средств, потраченных на создание очистных сооружений.

В зависимости от источника средств финансирование подразделяется на: бюджетное и внебюджетное финансирование.
Источники внебюджетного:1) собственные средства природопользователей; 2) экологическое страхование.

Бюджетная система: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты.

Финансирование в зависимости от источника финансирования подразделяется на два вида:♦ совместное финансирование, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов; ♦ раздельное финансирование, осуществляемое за счет средств бюджета одного уровня.

Экономическое стимулирование рационального природопользования включает в себя: налогообложение и кредитование.

Стимулирование осуществляется путем:• установления налоговых льгот;• введения специального налогообложения экологически вредной продукции;• применения льготного кредитования природопользователей, эффективно осуществляющих охрану природной среды.

Законодательством РФ и субъектов РФ могут вводиться иные формы экономического стимулирования.

Наши рекомендации