Основы экономики природопользования. Принцип платности за природопользование.
Природопользование в широком смысле — это особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.Для рационального природопользования необходимы экономические “рычаги”: стимулы и система наказаний, которые заинтересовали бы конкретного производителя перейти на ресурсосберегающую и малоотходную технологию
16.2. Принцип платности за природопользование.
В подавляющем большинстве случаев право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Плата вносится единовременно (при получении данного природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде годичных, квартальных, ежемесячных платежей). В сфере природопользования применяются два вида платы:
1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).
Она подразделяется в свою очередь на плату:
- за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
- за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
2) плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Она взимается за:
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных ли-митов;
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установ-ленных лимитов;
- за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Плата за загрязнение окружающей среды. Система финансирования и стимулирования природоохранной деятельности.
Плата устанавливается в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632. Он предусматривает взимание платы за: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Для исчисления размера платежей устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Между видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение.За превышение лимитов к базовым размерам платы категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент- штрафная санкция.
Размер платежей может уменьшаться на сумму средств, потраченных на создание очистных сооружений.
В зависимости от источника средств финансирование подразделяется на: бюджетное и внебюджетное финансирование.
Источники внебюджетного:1) собственные средства природопользователей; 2) экологическое страхование.
Бюджетная система: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты.
Финансирование в зависимости от источника финансирования подразделяется на два вида:♦ совместное финансирование, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов; ♦ раздельное финансирование, осуществляемое за счет средств бюджета одного уровня.
Экономическое стимулирование рационального природопользования включает в себя: налогообложение и кредитование.
Стимулирование осуществляется путем:• установления налоговых льгот;• введения специального налогообложения экологически вредной продукции;• применения льготного кредитования природопользователей, эффективно осуществляющих охрану природной среды.
Законодательством РФ и субъектов РФ могут вводиться иные формы экономического стимулирования.