Антропогенное воздействие на окружающую среду
Учебное пособие
для студентов экономических специальностей высших учебных заведений
Издательство
Иркутского государственного технического университета
УДК 504.062.33
Рецензенты: Заслуженный экономист РФ, зав. кафедрой экономики предприятий и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета экономики и права, д-р эконом. наук, проф. А.Ф. Шуплецов;
зав. кафедрой "Финансы и бухгалтерский учет" Иркутского государственного университета путей сообщения, д-р эконом. наук, проф. И.Ю. Сольская.
Овчинников В.И.
Экономика природопользования: Экономика охраны окружающей среды. Учеб. пособие для студ. эконом. специальностей вузов. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. - 80 с.
Рассматриваются экономические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды в результате антропогенного воздействия на нее. На основе изучения общих экологических издержек показана необходимость оптимизации природоохранной деятельности, что позволяет обществу экономить как за счет использования ассимиляционного потенциала природной среды, так и совершенствования очистных технологий и технологий производства продукции. Дается экономический анализ некоторых механизмов регулирования природоохранной деятельности.
Графическое представление используемых функций усиливает эффект восприятия и понимания изучаемых явлений. Материал пособия способствует формированию фундаментальных экономических знаний у читателя.
Предназначено для студентов экономических специальностей высших учебных заведений и для всех интересующихся экономическими проблемами охраны окружающей среды.
Подписано в печать Формат 60х84 1/16
Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0.
Уч.-изд. л. 5,0. Тираж Зак.
_________________________
ИД №06506 от 26.12.2001
Иркутский государственный технический университет
664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Содержание
Введение ................................................................................................................................... 4
1. Антропогенное воздействие на окружающую среду................... 7
1.1. Общие представления о загрязнении окружающей среды................................ 7
1.2. Промышленные источники загрязнения окружающей среды....................... 11
Контрольные вопросы.......................................................................................................... 13
2. Экологические издержки...................................................................................... 14
2.1. Затраты на природоохранные мероприятия.......................................................... 14
2.2. Экономическая ценность природы и содержание природоохранной деятельности 17
2.3. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды............................ 24
2.4. Использование предельных функций в анализе природоохранных издержек 31
Контрольные вопросы.......................................................................................................... 33
3. Экологический фактор в экономическом развитии................... 34
3.1. Оптимальные экологические издержки................................................................ 34
3.2. Основные направления регулирования оптимума загрязнения окружающей среды 39
3.3. Экологизация экономического развития.............................................................. 45
Контрольные вопросы.......................................................................................................... 50
4. Управление качеством окружающей природной среды.......... 51
4.1. Методы управления качеством окружающей среды........................................ 51
4.2. Экономические инструменты регулирования природопользования......... 53
Платность природопользования........................................................................................ 54
Налоги....................................................................................................................................... 54
Государственные субсидии................................................................................................. 57
Ускоренная амортизация основных фондов.................................................................... 57
Плата за загрязнение окружающей среды..................................................................... 58
Создание рынка природных ресурсов............................................................................... 60
Экологический фактор в ценообразовании..................................................................... 61
Создание и развитие экологических фондов................................................................... 61
Формирование и реализация экологических программ................................................ 62
Рынок прав на загрязнение................................................................................................... 63
4.3. Экономический анализ различных подходов к конструированию механизма управления природоохранной деятельностью........................................................... 64
Контрольные вопросы.......................................................................................................... 76
Заключение............................................................................................................................ 76
Литература.............................................................................................................................. 79
Введение
Современная экологическая обстановка развеяла одно из главных заблуждений человечества, окрыленного развитием своей науки и техники. Долгое время считалось, что человек – царь и властелин природы, призванный, ни с чем не считаясь, покорять ее и подчинять своим нуждам. Этот путь, как показывает ход истории, оказался тупиком в эволюции самого человечества. Он привел не только к учащению многочисленных экологических катастроф, но и грозит подорвать саму возможность существования человека на Земле – устойчивость биосферы в целом. О проблеме экологической "близорукости" в экономическом развитии говорил Ф. Энгельс:
"Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых"[1]
Законы экологии диктуют людям, что необходимо коренным образом менять отношение к природе, поэтому главное условие нашего развития – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.
Сейчас человечество озабочено тем, чтобы перестроить все формы своей деятельности не во вред, а на пользу биосфере, исправить нанесенные ей повреждения и предотвратить новые. Это единственный путь, чтобы обеспечить не только дальнейшее существование людей на Земле, но и новый подъем цивилизации.
Экологические проблемы неразрывно связаны с экономическими задачами, поэтому должны быть созданы такие условия, при которых предприятиям было бы невыгодно работать без очистных сооружений, необходимо побудить их снизить уровень загрязнений и объем потребления природных ресурсов. Усиление антропогенного влияния на природу и на самого человека как часть природы связано с ростом населения и развитием научно-технического прогресса. На современном этапе развития общества экология выдвигается на одно из первых мест в борьбе за выживание людей на планете. Решение экологических проблем охватывает комплекс направлений биологического, экономического, социального, философского, морально-этического характера. Стремление обеспечить комфортную жизнь сегодня и сиюминутную выгоду во многом объясняется отсутствием правильного понимания у большинства населения всех последствий разрушения природы. Развитие научно-технического прогресса, наращивание интеллектуального потенциала человечества увеличивают производственную мощь, которая становится соизмеримой с силой планетарных процессов. Сейчас человечество знает, что многие локальные экологические процессы могут перерастать в глобальные, поэтому каждый должен понимать, что масштабы какого-либо местного воздействия на окружающую среду могут принимать в результате миграционных процессов в природе и обществе глобальные масштабы.
Человеческое мышление, обладающее огромным энергетическим потенциалом на Земле, должно быть направлено на ускорение перестройки производства в плане повышения его безопасности для окружающей природной среды, надежности и экономической эффективности, а также снижения заболеваемости и смертности. С развитием науки и техники должны решаться не только экономические задачи, но и создаваться благоприятные условия для труда, быта и отдыха. В своем стремлении улучшать условия жизни человек постоянно расширяет объем использования природного потенциала как в производственной деятельности, так и в быту.
Природопользование - это использование человеком природного потенциала в процессе своей жизнедеятельности. Объем используемого природного потенциала зависит от потребностей общества. Эти потребности включают целый набор комплексов: питание, жилище, домашнее и личное хозяйство, личная гигиена, охрана природы, здоровья людей, животных, птиц, отдых, спорт, образование и культура, транспорт, связь и т.п. Потребности человека следует рассматривать как развивающиеся процессы, они формируются в зависимости от уровня социально-экономического развития, а также с учетом имеющихся природных ресурсов и состояния природной среды, где проживает человек. Существенное влияние на объемы потребления продовольствия, одежды, обуви, транспортных услуг, на обеспечения комфортности жизни оказывают природно-климатические факторы, национальные традиции, привычки, культурный уровень населения и многое другое. В то же время состояние окружающей среды является объектом внимания общества, одной из его потребностей. Поддержание необходимого качества природной среды осуществляется либо путем проведения комплекса мероприятий, направленных на восстановление ее параметров, либо путем запрета определенных видов деятельности в процессе извлечения и переработки ресурсов (рис. 1).
Экономика природопользования изучает проявление общих экономических законов в природопользовании, методы наиболее эффективного воздействия человека на природу с целью удовлетворения своих потребностей при поддержании всех форм равновесия в природной среде.
Объектом экономики природопользования является комплекс взаимоотношений между обществом с учетом его уровня социально-экономического развития и естественными условиями жизни и природными ресурсами.
Предмет науки экономики природопользования составляет выработка механизмов экономического анализа этих отношений и на этой основе поиск оптимальных решений в природопользовании, стимулирование процессов воспроизводства и сохранения среды жизни.
Экономика природопользования не преследует в качестве главной цели получение экономической выгоды в природоохранной деятельности. Она помогает определить экономически целесообразные воздействия на окружающую среду с учетом имеющегося у общества научно-технического потенциала. Природная среда рассматривается как самостоятельная ценность для общества, и для сохранения и преувеличения этой ценности оно готово платить. Для этого должны быть созданы побудительные мотивы, формирующие природоохранную стратегию. Эти мотивы должны основываться как на морально-этических принципах, так и на экономической заинтересованности.
Особенностью материала учебного пособия является не столько изложение действующего порядка в области природопользования, сколько проведение экономического анализа и выбор наиболее рациональных решений в хозяйственной деятельности с учетом экологических требований. Проведение такого анализа часто основывается на использовании информации, которая в настоящее время не существует ввиду либо ее невостребованности, либо чрезвычайной сложности ее получения. Несмотря на это автор считает необходимым использовать формализованное представление явлений в природной среде и в хозяйственной деятельности, основанное исключительно на здравом смысле. Поэтому отдельные изучаемые вопросы курса выглядят несколько оторванными от реальности, однако целесообразность такого подхода обусловлена:
* необходимостью развития у студента экономического мышления;
* расширением экономического взгляда на окружающую среду;
* необходимостью формирования эколого-экономического мировоззрения у будущих специалистов, что позволит в процессе их деятельности создать предпосылки формирования необходимых баз статистических данных о реакции природной среды на антропогенное воздействие на нее.
Это соответствует требованиям, предъявляемым к специалисту с высшим образованием.
Таблица 1 – Объем отходов производства в мире, млн. т.
Категории отходов | Годы | Производство «классической» энергии | Промышленность | Сельское хозяйство | Коммунально-бытовой сектор | Всего |
Главные газообразные загрязняющие вещества атмосферы | 17 326 | |||||
Выброс твердых частиц в атмосферу | ||||||
Твердые отходы | — | — | ||||
— | — | |||||
Углеводороды | ||||||
Органические отходы | — | — | ||||
— | — | |||||
Фекальные отходы | — | — | ||||
— | — | |||||
Итого | ||||||
К концу XX в. загрязнение окружающей среды отходами, выбросами, сточными водами всех видов промышленного производства, сельского хозяйства, коммунального хозяйства городов приобрело глобальный характер и поставило человечество на грань экологической катастрофы. Из таблицы 1 видно, что только за 30 лет общая масса отходов в мире увеличилась более, чем в 2,5 раза.
Загрязнения биосферы подразделяют на локальные, региональныеиглобальные. Локальные загрязнения характерны для городов, крупных промышленных предприятий, районов добычи тех или иных полезных ископаемых, крупных животноводческих комплексов. Региональные загрязнения охватывают значительные территории и акватории, подверженные влиянию крупных промышленных районов. Глобальные загрязнения чаще всего вызываются атмосферными выбросами, распространяются на большие расстояния от места своего возникновения и оказывают неблагоприятное воздействие на крупные регионы, а иногда и на всю планету.
Разнообразие видов человеческой деятельности обусловливает многочисленность всевозможных отходов, различных по характеру воздействию их на компоненты биосферы (табл.2).
Таблица 2 - Общий характер источников загрязнения в связи с различными видами антропогенной деятельности
Вид деятельности | Общий тип загрязнения | Объекты загрязнения | Тип источника | Режим внесения загрязнения |
Добыча твердых полезных ископаемых | Резко преобладает минеральный тип в виде стоков (шахтные и рудничные воды, стоки обогатительных процессов) и твердых отходов (шламы, породные отвалы). | Почва, вода | Точечный | Постоянный |
Добыча жидких горючих полезных ископаемых | Преобладает органический тип в виде стоков (утечка нефти) и выбросов (утечка газообразных углеводородов), в меньшей степени минеральный в виде стоков минерализованных нефтяных вод. | Почва, вода, воздух | То же | Постоянный и спонтанный (катастрофические разливы) |
Производство энергии | Преобладает минеральный тип в виде выбросов (газообразные продукты сгорания и золы уноса) и в меньшей степени твердых отходов (золошлаковые хранилища), стоков (охлаждающие воды). | То же | То же | Постоянный |
Промышленное производство | Равноценно минеральный и органический, часто смешанный тип в виде твердых отходов (шлаки, пыль, бракованная продукция, остатки сырья и т. п.), жидких отходов (отработанные растворы токсичных веществ), выбросов (паро-пылегазовые выбросы токсичных производств, местной вентиляции), стоков (отработанные растворы, условно-чистые воды после очистных сооружений) | Воздух, вода, почва | То же | Спонтанныйили Цикличный для отдельных предприятий, постоянный для промышленных зон |
Добыча полезных ископаемых создает материальную основу для большинства сфер деятельности. Развитие современного производства, и прежде всего промышленности, базируется в значительной степени на использовании ископаемого сырья. Еще сравнительно недавно считалось, что природные ресурсы неисчерпаемы, однако сейчас человечество все чаще сталкивается с проблемой относительного дефицита определенных видов сырьевых ресурсов. В настоящее время горнодобывающая промышленность выдает в год более 40 т продукции на одного жителя Земли. Рост численности населения диктует необходимость увеличения потребления природных ресурсов. Однако, вследствие увеличения энергоемкости и материалоемкости современного производства потребление, например, энергии опережает рост населения в 3 раза, а добыча минеральных ресурсов в 2 раза.
Само наличие запасов ископаемых еще не говорит о возможности ими воспользоваться, так как их качество и существующие технологии добычи и переработки не всегда обеспечивают экономически приемлемую стоимость продукции. Направления технической политики должны быть нацелены на более полное и комплексное использование природных ресурсов. При добыче полезных ископаемых и их первичной переработке на поверхности земли оказываются огромные массы отходов. Так при добыче каменного угля ежегодно на поверхность поднимается около 1 млрд. м3 пустой породы, которая складируется в виде терриконов и занимает тысячи гектаров земель. Под действием ветра порода распыляется, а в результате ее самовозгорания загрязняется атмосфера. Аналогично и при переработке ископаемого сырья, например, в металлургии образуется большое количество шлаков. При добыче жидких и газообразных ископаемых возникают проблемы, связанные с загрязнением почвы, воды и атмосферы, масштабы которых бывают катастрофические.
Для современного этапа научно-технического прогресса характерен возрастающий спрос на все виды энергии. Учитывая, что около 80% производимой энергии приходится на тепловые электростанции, важность вопросов охраны окружающей среды для этих объектов-загрязнителей весьма актуальна. При сжигании топлива на них лишь 30-40% тепловой энергии используется полезно, остальная часть рассеивается в окружающей среде с дымовыми газами и подогретой водой. Тепловая и электрическая энергия используется во всех отраслях народного хозяйства и в быту. Особенно энергоемкой является продукция черной и цветной металлургии. Выброс вредных веществ от всех стационарных источников в атмосферу в среднем по России достигает свыше 220 кг на человека в год.
В процессе эксплуатации тепловых электростанций, а также химических заводов образуются огромные количества твердых отходов (огарок, шлаки, золы и т. п.), которые складируются на больших площадях, оказывая негативное влияние на атмосферу, поверхностные и подземные воды, почвенный покров (пыление, выделение газов и т. п.). Биосфера загрязняется твердыми отходами, газовыми выбросами и сточными водами металлургических, металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Огромный вред наносят водным ресурсам сточные воды целлюлозно-бумажной, пищевой, деревообрабатывающей, нефтехимической промышленности. Развитие автомобильного транспорта привело к загрязнению атмосферы городов и транспортных коммуникаций тяжелыми металлами и токсичными углеводородами, а постоянное возрастание масштабов морских перевозок вызвало почти повсеместное загрязнение морей и океанов нефтью и нефтепродуктами.
Массовое применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений привело к появлению ядохимикатов в атмосфере, почвах и природных водах, загрязнению биогенными элементами водоемов, водотоков и сельскохозяйственной продукции (нитраты, пестициды и т. п.).
Экологические издержки
Налоги
Эффективным и широко используемым инструментом регулирования природосберегающего развития экономики считаются налоги. Мировая практика показывает, что экологические ("зеленые") налоги позволяют устранить существующую практику применения заниженной ценности природных ресурсов и учитывать в затратах на производство продукции ущерб, наносимый окружающей среде. Это способствует реализации принципа "загрязнитель платит". Меняется и отношение потребителя к более дорогой продукции.
Хорошо отлаженная система налогообложения может избирательно по-разному воздействовать на производителей продукции: стимулировать развитие экологосбалансированных производств путем предоставления льгот, или оказывать подавляющее действие на производителей природоемкой продукции. Этот рыночный инструмент действует на цены и через них оказывает влияние на поведение производителей и потребителей в зависимости от степени экологичности продукции.
Характеризуя налоговую систему в отраслевом аспекте, можно сформулировать общую рекомендацию по ее построению с природоохранной точки зрения: применение повышенных налогов на природоэксплуатирующие отрасли, находящиеся в начале природно-продуктовой цепи, и понижение налогового бремени на обрабатывающие, обслуживающие и инфраструктурные отрасли по мере углубления переработки исходных ресурсов.
Субъекты хозяйствования, занимающиеся эффективной природоохранной деятельностью, использующие экологически чистые технологии, должны получать льготный режим налогообложения. Льготы по налогообложению должны распространяться и на доходы от той продукции, которая получена от использования вторичных ресурсов и отходов. Освобождать от налогов следует и добровольные взносы организаций и населения на природоохранные цели, а также российские и иностранные гранты на эти же цели.
Если рассматривать систему налогообложения в региональном плане, то налоговая нагрузка должна дифференцироваться по регионам в зависимости напряженности экологической ситуации в них. Для экологически не благоприятных районов система налогообложения должна быть "мягче" для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек.
Решая экологические задачи, налоговая система должна учитывать и товарно-продуктовый аспект, т.е. предусматривать неодинаковость в налогообложении различных товаров и услуг. Так, не зависимо от организационно-правовых форм предприятий и организаций им должны предоставляться налоговые льготы при производстве ими природоохранного оборудования, материалов и при выполнении экологических услуг (строительство, реконструкция и обслуживание природоохранных объектов). В то же время повышенными налогами должна облагаться экологически опасная продукция (озоноразрушающие вещества, пестициды, этилированный бензин и др.). За счет повышенных налогов на эту продукцию более успешно могут реализовываться программы устойчивого, экологосбалансированного развития.
Механизм налогового регулирования объема выпуска экологически вредной продукции показан на рис. 28. При отсутствии какого-либо регулирования на продукцию будет установлена цена рыночная Цо с учетом спроса на нее С и предложения П. При такой цене объем производства ее будет равен По. При налогообложении этой продукции акцизом в размере А предельные издержки производителя возрастут на эту же величину, и линия предложения займет положение П΄. Цена продукции повысится до Ц1, спрос вследствие этого упадет, и объем производства сократится до П1. Из выручки производителя П1*Ц1 будет изъята сумма акциза в размере S = А*П1.
Таким образом, изменяя величину налога А, можно регулировать объем производства экологически вредной продукции. При этом налоговые поступления можно использовать для стимулирования отраслей, производящих заменители этой продукции. В то же время в этих отраслях с введением налога создалась более благоприятная ситуация благодаря снижению конкурентоспособности заменяемой продукции.
Выпуск экологически опасной продукции общество может регулировать также введением квот на ее производство. Если установить размер квоты на уровне необходимой величины, например, П1 (рис 28), то будет получен тот же результат (в смысле сокращения объема производства). Однако это уже административное регулирование природопользования, применение которого может быть оправданно, например, в чрезвычайно сложной экологической ситуации. В отличие от налогового регулирования, обладающего высокой "инерционностью", административные методы обеспечивают большую оперативность в решении управленческих задач. Учитывая, что введение квот может вызвать потери не только у производителей, но и у потребителей этой продукции, их размер должен быть переменным и уменьшающимся постепенно в течение периода, достаточного для проведения исследовательских, конструкторских и технологических работ по поиску адекватной замены этой продукции.
При любых формах регулирования производители должны быть информированы о принятых стратегических решениях по сокращению производства, т.е. о дифференциации ставок акциза или квот во времени, что позволит им избежать некоторых непредвиденных потерь.
Известна практика применения "зеленых" налогов в США, когда были обнаружены причины разрушения озонового слоя стратосферы Земли вследствие всевозможных утечек фреонов, используемых в холодильной технике. Однако, при введении налога несмотря на существенный рост цен потребление озоноразрушающих веществ практически не уменьшилось. Это объяснялось тем, что дополнительные издержки предприятий-потребителей составляли ничтожную долю в цене их продукции. Поэтому принятые налоговые меры были дополнены введением квот, жестко задающих объемы производства на каждый год.
В целом роль налогов как регулятора развития экономики неоспорима. Здесь необходимо подчеркнуть, что одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать увеличение их природно-ресурсной доли в общей сумме налоговых поступлений. Долю этих налогов по некоторым оценкам следует увеличить до 30-50%, что на порядок больше существующего уровня. Это создаст хорошие стимулы для снижения природоемкости экономики. В России с помощью этих налогов может быть существенно увеличено изъятие колоссальной ренты, принадлежащей всему обществу и присваиваемой сейчас частными природоэксплуатирующими компаниями.
Государственные субсидии
В тесной взаимосвязи с налогами находиться их обратная сторона – государственные субсидии. Эти денежные пособия могут иметь различное назначение в зависимости от реального состояния экономики. В период экономической перестройки в России они фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя расточительное отношение к действующим месторождениям, использование традиционных энергоемких технологий в экономике и коммунальном хозяйстве и т.п. В государственной поддержке нуждаются, прежде всего, исследования и разработки, направленные на создание новой техники и новых технологий, обеспечивающих более эффективное и рациональное использование природных ресурсов. Полезный результат от таких работ следует ожидать, спустя длительное время, поэтому частное инвестирование подобных разработок при нынешнем состоянии экономики возможно лишь в исключительных случаях.
Рынок прав на загрязнение
Для обеспечения возможности торговли правами на загрязнение необходимо сделать первоначальное распределение разрешений на загрязнение по всем субъектам хозяйствования. Доведенные до фирм нормы на выбросы позволяют им сделать необходимые технико-экономические расчеты по выбору наиболее экономичного варианта реализации очистной технологии и глубины очистки. Естественно, при этом возникнут некоторые отклонения от заданных норм: для одних предприятий будет выгоднее сократить выбросы, для других экономичнее было бы увеличить их. Таким образом, появляется спрос и предложение прав на выбросы.
В основу формирования рынка прав на загрязнение может быть положен известный принцип "пузыря". Суть этой концепции состоит в том, что для определенного региона устанавливается общая норма выбросов, а находящиеся на его территории предприятия могут, используя рыночные отношения, найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Например, если на одной территории имеются крупные и мелкие объекты-загрязнители, то даже небольшое относительное сокращение выбросов на первых из них позволит создать такой резервный запас, который позволит полностью избавиться от проблемы очистки на мелких предприятиях. При этом у них общая сумма экономии на единовременных затратах в оборудование и на текущих затратах по его использованию может быть значительно больше дополнительных издержек крупных предприятий, т.е.
(8) |
где Эi – экономия i-ого источника загрязнения на природоохранных затратах вследствие увеличения выбросов;
Зj – дополнительные затраты j-ого источника загрязнения на сокращение выбросов.
Но чтобы это произошло, необходимо мелким предприятиям выкупить права на загрязнение у тех крупных предприятий, которые сократили свои выбросы. При этом цена прав на загрязнение будет установлена такой, чтобы ни одна из сторон не проиграла. С одной стороны, покупатели прав должны полностью компенсировать издержки продавца, создавшего дополнительные квоты на загрязнение, и обеспечить ему некоторую прибыль. Это создаст предпосылки формирования предложения на рынке прав на загрязнение. С другой, – покупатель, сопоставляя затраты на приобретение прав с экономией на очистку, которую он получит в результате этого, самостоятельно определит объем приобретаемых прав. Благодаря этому будет формироваться рыночный спрос на этот "товар". В результате установится равновесная цена, которая будет выгодна и для покупателя, и для продавца. Общество в целом получает выигрыш.
Дальнейшим развитием рыночных отношений в области охраны окружающей среды является создание банков прав на загрязнение. Фирмы, серьезно занимающиеся охраной окружающей среды, могут достичь значительной экономии своих прав на загрязнение. Сэкономленные права могут вкладываться в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк выступает в роли посредника, покупающим и продающим права на загрязнения. Такие банки могут выполнять и контрольно-учетные функции, отслеживающие процессы использования прав и погашения их. Наличие банков прав на загрязнение позволяет решать одну из проблем экономического развития территории, когда с созданием здесь новых предприятий им должны быть выделены квоты на выбросы. Аналогичные проблемы могут успешно решаться при реконструкции действующих предприятий, связанных с расширением у них объемов производства.
С развитием рынка прав на загрязнение могут появиться биржи, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы. Рынок может охватывать территории без учета межгосударственных границ, что соответствует здравому смыслу существования человечества.
Кроме рассмотренных инструментов регулирования природопользования арсенал экономических методов располагает и другими возможностями, реализация которых эффективна при решении отдельных, специфичных задач природопользования. К ним можно отнести залоговую систему, создающую стимулы возврата тары, упаковки и отслуживших товаров с целью уменьшения загрязнения ими природной среды; систему экологического страхования, смягчающую последствия аварий, технологических сбоев или стихийных бедствий, приводящих к загрязнению окружающей среды.
Заключение
Окружающая среда постоянно подвергается воздействию на нее отходов жизнедеятельности людей. Тысячи видов вредных веществ, попадая в воздух, воду и почву, оказывают губительное влияние на живую природу. По своей мощности антропогенные процессы уже сопоставимы с геологическими и другими естественными процессами.
Загрязнение окружающей среды сказывается не только на ее состоянии, негативное воздействие их ощущает население, субъекты хозяйствования, общество в целом. Поэтому очень важно, чтобы процессы загрязнения находились под строгим контролем общества. Регулирование природоохранной деятельности должно отвечать требованиям соблюдения условий сохранения и развития биосферы как целостной системы. При этом необходимо учитывать следующее.
1. Наиболее эффективный путь уменьшения уровня загрязнения окружающей среды – создание малоотходных и безотходных технологий производства продукции. Современные способы переработки природного сырья пока не отвечают в полной мере такому направлению. В процессе производства образуются отходы, выбросы которых отрицательно влияют на природную среду, на жизнь и деятельность людей. Нейтрализация и утилизация отходов является необходимым продолжением процессов производства, при этом очистка вредных выбросов как бы вынесена за пределы основного производства (технология "конца трубы"). Часть отходов, попадающая в окружающую среду, оказывает вредное воздействие на природу, ухудшает условия полезной деятельности людей. По отношению к виновнику загрязнения это экстернальные издержки, но общество должно выработать такие институциональные механизмы, которые предусматривали бы возмещение всех экстерналий самим виновником их возникновения.
2. Стоимостная оценка экстернальных издержек – крайне сложная задача. Величина этих издержек зависит не только от натуральных изменений в природной среде, но и от того, как они воспринимаются обществом. Люди могут ощущать и оценивать одни и те же изменения по-разному в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития общества. Количественная оценка ущерба, наносимого окружающей среде антропогенной деятельностью, прямо зависит от ценности природных ресурсов, В мировой практике известны разные методы измерения ценности природного потенциала, основанные на рыночных представлениях, ренте, затратах, альтернативной стоимости, общей экономической ценности. Однако все они не лишены недостатков, их применение дает разные конечные результаты. Необходимо также иметь в виду, что предприятия-загрязнители своими выбросами ухудшают не только состояние окружающей среды, но и оказывают влияние на условия деятельности других предприятий и организаций. Негативное влияние этого вида экстерналий также должно учитываться при подсчете ущерба.
Правильный учет стоимости природных ресурсов имеет большое значение для формирования стратегии природопользования. Обществу в равной мере не выгодно как занижать, так и завышать стоимость природных благ. При заниженной оценке экономические механизмы рационального природопользования не могут уберечь природную среду от деградации. Завышение ценности природных благ вызывает необходимость нести неоправданно высокие расходы на осуществление природоохранных мероприятий, что сдерживает экономическое развитие общества.
3. Вв<