Общественная экол. экспертиза
Она осуществляется внештатными экспертами, которые получают плату за свой труд. Это может быть общественная организация, устав которой зарегистрирован в установленном порядке. Оплата за проведение идет за счет организации, экофондов, спонсоров. Подаётся заявка в местную администрацию, и выдаётся разрешение об её проведении или нет. Выводы общественной экол. экспертизы носят рекомендательный характер и могут учитываться органами администрации.
Принципы проведения экол. экспертизы:
1) Презумпция потенциальной экол. опасности любой намечаемой хоз. и иной деятельности. Здесь предоставляется система док-ва: проектная документация и документальные обоснования.
2) Обязательность проведения гос. экол. экспертизы до принятия решения о реализации объекта.
3) Принцип комплексности оценки воздействия на окруж. прир. среду хоз. и др. деятельности.
4) Достоверность и полнота информации, предоставляемой на экол. экспертизу
5) Независимость экспертов экол. экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экол. экспертизы. Организация работы:
p. штатные сотрудники
q. внештатные сотрудники
r. руководитель экол. экспертизы
s. ответственный секретарь и эксперты
Любой эксперт, получив документы для рассмотрения, подготавливает своё индивидуальное экспертное заключение.
6)Научная обоснованность, объективность и законность экол. экспертизы – определяется кач-вом работающих экспертов. Материалы должны содержать результаты учёта обществ. мнения.
3) Ответственность участников экол. экспертизы за проведение кач-ва экол. экспертизы. Ответственность по ст. 242-246 Уголовного кодекса.
43. Нормирование природопользования.
Нормирование в природопользовании и охране окружающей среды – установление компетентными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями закона.
В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.
В основу нормативов качества положены три показателя: 1) медицинский; 2) технологический; 3) научно-технический.
Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физиологического, биологического, радиационного и другого воздействия.
Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается: 1) соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам; 2) утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства; 3) обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.
Экологические требования, предъявляемые по всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.
Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, на второй производятся расчеты.
Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.
Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов.
Природоохранные натуральные нормативы –это экономически обоснованные и технически достижимые величины наиболее эффективного использования природных ресурсов (вода, воздух, земля, почва, минеральные ресурсы и т.д.), рассчитываемы исходя из возможностей научно-технического прогресса.
С помощью натуральных нормативов осуществляются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, в воду, в действие технологических агрегатов и процессов, отвечающих современным экологическим требованиям, внедрению малоотходных технологий и производств.
Стоимостные нормативы –призваны осуществлять экономическое стимулирование природоохранной деятельности. В состав этих нормативов входят базовые нормативы платы за выбросы и сбросы вредных веществ, а также за размещение отходов.
Данные нормативы являются основой экономического механизма природопользования, действующего в России.
Натуральные нормативы связаны функционально со стоимостными нормативами. Уточнение (ужесточение) первых ведет к необходимости корректировок стоимостных нормативов.
Формирование системы природоохранных нормативов включает решение методологических проблем природопользования, разработку методических и инструктивных материалов, собственно разработку, согласование и утверждение норм и нормативов, организацию их использования, а также совершенствование метода расчета этих нормативов.
В настоящее время в основном сформирована система природоохранных норм и нормативов, которая позволила создать достаточную основу для стимулирования и активизации деятельности в области охраны окружающей среды.
Натуральные и стоимостные нормативы разрабатывают на основе норм использования ресурсов.
При формировании рассматриваемых нормативов анализируют влияние следующих групп факторов: 1) повышение технического уровня производства, внедрение прогрессивных технологических процессов; 2) повышение технического уровня системы пыле- и газоочистки, водоочистных установок, систем утилизации и обезвреживания отходов; 3) повышение полноты использования сырья; 4) экологическая напряженность районов деятельности предприятий.
Без природоохранных норм и нормативов невозможно рациональное развитие природопользования.
Нормирование природопользования – инструмент охраны окружающей среды. Нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу и экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.
Экологические нормативыопределяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические нормативы и эколого-защитные, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.
При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, поэтому целесообразно определять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.
Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон, заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.д.
Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушение ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно-обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.
Санитарно-гигиенические нормативы. К ним относят гигиенические и санитарно-защитные нормативы.
Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий (вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения) не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.
Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.
К гигиеническим нормативам относят также токсико-метрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.
Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.
В последние десятилетия проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека выдвинулась на одно из первых мест среди общемировых проблем. Это связано с быстрым нарастанием числа различных по своей природе (физических, химических, биологических, социальных) факторов, сложным спектром и режимом их воздействия, возможностью одновременного (комбинированного), совокупного действия, а также с многообразием патологических состояний, вызываемых этими факторами.
Среди комплекса антропогенных (техногенных) воздействий на окружающую среду и здоровье человека особое место занимают многочисленные химические соединения, широко используемые в промышленном, сельском хозяйстве и других сферах производства.
Воздействие химических соединений способно вызвать практически все патологические процессы и состояния, известные в общей патологии. По мере углубления и расширения знаний о механизмах токсического действия выявляются все новые виды неблагоприятных эффектов (канцерогенное, мутагенное, иммунотоксическое, терратогенное и т.д.).
Существует несколько принципиальных подходов к предупреждению неблагоприятных эффектов действия химических веществ: полный запрет производства и применения, запрет поступления в окружающую среду и любого воздействия на человека, замена токсичного вещества менее токсичным и опасным, ограничение (регламентация) содержания в объектах окружающей среды и уровней воздействия на работающих и население в целом.
Несовершенство используемых технологий, как в технологическом, так и в экологическом отношении, невозможность изъятия из производственной сферы многих необходимых для современной цивилизации химических веществ определяют необходимость введения и неукоснительного соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Норматив качества окружающей среды всегда конкретен и основан на определенных признаках. К ним относятся: 1) объект защиты (человек, древесные растения, технологическое оборудование и т.д.); 2) среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества (воздух, почва, вода и т.д.); 3) критерий вредности (появление заболевания или временно компенсированной патологии у человека, снижение продуктивности, пищевой ценности растений и т.д.); 4) регламентируемая временная характеристика (воздействие в течение всей жизни человека, в течение его рабочего стажа и т.д.); 5) «цена» норматива, то есть последствия, к которым может привести отсутствие или превышение допустимого уровня.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом определяющее значение для контроля и управления качеством окружающей среды имеют гигиенические нормативы, преимущественно направленные на профилактику неблагоприятного воздействия химических веществ на здоровье человека.
Предположение о возможности установления нормативов для некоторых токсичных веществ было высказано еще в прошлом веке на основе данных о пороговом действии промышленных ядов.
В середине 20-х годов в СССР впервые в мире были включены в санитарное законодательство предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
В последующий период в СССР были заложены основы методологии гигиенического нормирования химических соединений в воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, продуктах питания.
Нормативы допустимого содержания химических соединений разрабатываются рядом международных организаций: международной организацией труда (МОТ), всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
44. Понятие о загрязнении ос.
Загрязнением в узком смысле считается привнесение в какую-либо среду новых, не характерных для нее физических, химических, биологических агентов или превышение естественного уровня этих агентов в среде. Так как объектом загрязнения всегда является биоценоз (экосистема), наличие вредных веществ означает применение режимов воздействия экологических факторов, что приводит к нарушению в экологической нише (или звена в пищевой цепи), Это в свою очередь приводит к нарушению обмена веществ, снижению интенсивности ассимиляции продуцентов, а значит продуктивности биоценоза в целом.
Загрязнения можно классифицировать следующим образом:
3. Ингредиентное (химическое) загрязнение представляет собой совокупность веществ чуждых естественным биогеоценозам.
4. Параметрическое (физическое) загрязнение среды связано с изменением ее качественных параметров.
5. Биологическое загрязнение заключается в воздействии на состав и структуру популяций и ее отдельных представителей – биологических агентов.
Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное (раковые опухоли), мутагенное и терратогенное действие (врожденные уродства).
Влияние на организм человека основных химических загрязнителей таблица 1
Загрязнители | Действие, вызываемые заболевания | ||
1. Диоксины | Канцерогенное действие, мутагенный и терратогенный эффекты; острые и хронические отравления, иммунодефицит. | ||
2. Соединения тяжелых металлов (Cd, Hg, Pb) | Острые и хронические отравления, поражение сердечно-сосудистой, мочеполовой и нервной систем. | ||
3. Хлорорганические пестициды (ДДТ, гексахлоран) | Канцерогенное действие; поражение печени и ЦНС. | ||
4. Бензапирен | Канцерогенное, мутагенное, терратогенное действие. | ||
5. Нитраты, нитриты, продукты метаболизма азотистых удобрений | Острые отравления, нарушение обмена веществ, аллергия, нервные расстройства, злокачественные новообразования. | ||
6. Фреоны | Разрушают озоновый слой и как следствие обладают канцерогенной опасностью. | ||
7. Винилхлорид | Канцерогенное действие | ||
8. Формальдегид | Болезни органов дыхания; аллергенное и канцерогенное действие. | ||
9. Угарный газ | Воздействие на психические функции, вызывает удушье | ||
10. Диоксид серы | Заболевания путей, конъюнктивит, головная боль | ||
11. Пыль, образованная в результате сжигания мусора | Канцерогенное действие; раздражение дыхательных органов, бронхиальная астма, раздражение слизистых оболочек. | ||
12. Асбест | Канцерогенное действие (рак легких) | ||
Физическим загрязнением называют загрязнение, связанное с изменением физических параметров среды: шумовых, радиационных, электромагнитных и т.п. Шумовое загрязнение отрицательно воздействует на организм человека, вызывая повышенную утомляемость, снижение умственной активности, развитие сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Электромагнитное загрязнение возникает в результате изменений электромагнитных свойств среды. В последнее время уделяется большое внимание искусственным электромагнитным полям (ЭМП), источником которых являются радиопередающие устройства, электрифицированные транспортные средства, линии электропередач. Наблюдаемые при этом эффекты не ясны. Данные варьируются от опыта к опыту и бывают как отрицательные (биологическое изменение крови крыс), так и положительные (увеличение выживаемости при спонтанно развивающейся лейкемии у мышей). Предполагают, что воздействие слабых ЭМП заметно скажется лишь в 4-10м поколении. Известно, что у работающих за компьютером до 6 часов в сутки, заболевания органов зрения, поражения ЦНС, сердечно-сосудистой системы происходит в 5 раз чаще, чем в контрольных группах. При частом пользовании радиотелефоном и электробритвой опасность заболеть раком крови возрастает на 20-40%. Одним из видов физического загрязнения является ионизирующее излучение (ультрафиолетовое облучение, рентгеновское, нейтронное излучения, альфа, бета, гамма излучения, испускаемые радиоактивными изотопами). При действии ионизирующего излучения поражаются половые и соматические клетки в организме. В первом случае происходят генетические повреждения, при которых изменяются гены и хромосомы, во втором – соматические повреждения: ожоги, выкидыши, раковые заболевания костей, щитовидной и молочной желез, легких. Ионизирующее излучение вызывает острую и хроническую лучевую болезнь, тяжесть которой зависит от дозы облучения, а также вызывает мощное мутагенное, эмбриотоксическое и терратогенное воздействие. Биологическоезагрязнение может быть вызвано попаданием в организм человека патогенных микроорганизмов. Холера, оспа, чума вызываются бактериями, а грипп и СПИД – вирусами. Но также существуют непатогенные или условно-патогенные микроорганизмы, которые обитают в организме человека и стимулируют его защитные силы, способствуют перевариванию остатков пищи, вырабатывают витамины. В отдельную группу стоит отнести лекарственные загрязнения. Антибиотики тетрациклинового ряда обладают ортотоксическим эффектом. При неправильном подборе дозы они вызывают глухоту, поражая слуховой нерв, а также вызывают дисбактериозы. В последнее время за рубежом широко осуждается вопрос, связанный с загрязнением внутренней среды человека чужеродным генетическим материалом, получаемом при употреблении в пищу продуктов, полученных с применением технологий генной инженерии. Научно обоснованные нормы ПДК в приземном слое атмосферы должны обеспечиваться контролем нормативов для всех источников выбросов как стационарных, так и передвижных. Такими нормативами являются предельно допустимые выбросы (ПДВ). Это – максимальные выбросы (поступление вредных веществ в атмосферу) для данного природопользователя по данному компоненту, которые создают в приземном слое атмосферы этого вещества Ci, не превышающую ПДК, с учетом фонового (существующего) загрязнения Cф, и эффектов суммации однонаправленного действия. Условие их назначения записывается так: ПДВ ®å Cф + Сi Í 1; | |||
ПДК
C max Í ПДК
Концентрацию Сф принимают по данным санитарно-эпидемиологического надзора в мг/м3. Величину Сi в мг/м3 для данного природопользователя рассчитывают по определенным методикам, учитывая условия рассеивания и массу выбросов Мi в г/с. Однонаправленными вредными веществами являются, например, окислы серы и азота, различные соединения серы.
Величины ПДВ, в зависимости от условий работы, перечитываются из г/с на тонны в квартал (и год). Расчет ПДВ проводится либо самим природопользователем, либо организацией, имеющей на это лицензию. Вступают они в действие после утверждения специально уполномоченными организациями, корректируются ПДВ не реже одного раза в пять лет, и служат основой для расчета выплат за загрязнение среды. Все это справедливо для стационарных источников выбросов (точечные = трубы, площадные = пылящие поверхности, золоотвалы, терриконы, хвостохранилища). Для транспортных средств величины ПДВ устанавливаются соответствующими ГОСТами как в виде выбросов для данного стандартного испытания, так и в виде пробеговых выбросов на км пути.
В случае если данный природопользователь не может (объективно) достичь величины ПДВ (по причине очень больших Сф или по существенным технологическим факторам), назначаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с обязательным установлением графика их постоянного снижения до ПДВ с разработкой конкретных мер для этого.
Не назначаются ПДВ только для веществ, действие которых недостаточно изучено и для которых вместо ПДК временно вводятся ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).При инвентаризации каждого источника выбросов учитывается набор данных: высота трубы, диаметр источника на выходе, скорость выходящих газов, объем газо-воздушной смеси, ее температура.
Санитарно-защитные зоны призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических, биологических воздействий на состояние окружающей среды. Их создание относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов. Санитарно-защитные зоны подразделяются на пять классов (1000, 500, 300, 100,и 50м).
Предельно допустимые сбросы (ПДС) масса вещества в сточных водах максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспеченья норм качества воды в контрольном створе. Для водных объектов также устанавливают ОБУВиЛПВ лимитирующий показатель вредности –способ воздействия и поступления вредного вещества в организм: дыхание, через пищеварительный тракт, кожу, органы чувств.
С max Í ПДК + Сфон.
ПДС зависят не только от условий сброса, но и от показателей воды в водоеме, его категории.
С взв (СТ) = С взв (О) + n * C взв (Y), где
С взв (СТ) – допустимая концентрация взвешенных частиц в сточных водах,
С взв (О) – превышение исходной концентрации в водоеме,
С взв (Y) – допускаемое увеличение концентрации в месте для данной категории водоема и его проточности,
N – кратность разбавления сточных вод в водоеме. (Она определяется соотношением расходов, участвующих в смешении; характеристикой места выпуска (извилистость берега, скорость течения и др.); его конструктивными параметрами.)
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватория рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранение среды обитания объектов животного и растительного мира.
Катастрофапо-гречески – переворот. Следуя этому значению, экологическую катастрофу следует понимать как переворот во взаимосвязях живых организмов и окружающей их среды. В настоящее время существует два основных взгляда на экологическую катастрофу:
3. Экологическая катастрофа – природное явление, фаза развития биосферы, во время которой происходит смена видов живых организмов. Одни вымирают, другие получают возможность захватить (заселить) освободившееся место.
4. Экологическая катастрофа – авария технических устройств: прорыв плотины, разлив нефти, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и, как правило, к массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу.
Эти два взгляда различаются только причиной, вызвавшей изменения в окружающей живые организмы среде. В первом случае считается, что это природные явления, а во втором – результат деятельности человека. Следствия оцениваются в обоих случаях по состоянию живых организмов. Действия человека на окружающий мир принципиально не отличаются от тех процессов, которые совершаются в природе, только они, осуществляясь локально, но повсеместно, существенно усиливают скорость изменения окружающего живые организмы мира, тем самым, ускоряя соответствующие процессы в самом живом мире. Глобальные изменения (экологические катастрофы) необратимы. Экологическая катастрофа - это одно из состояний Природы, связанное с необратимыми изменениями в ней.
Кризис по-гречески означает решение, поворотный пункт, исход. В широком смысле экологический кризис понимается как фаза развития биосферы, на которой происходит качественное обновление живого вещества: вымирание одних видов и появление на арене жизни других. В этом плане понятия кризиса и катастрофы совпадают. В узком смысле экологический кризис понимается как напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и Природой. В истории человечества такие состояния возникали неоднократно: само появление прямоходящих антропоидов следует считать поворотным пунктом (кризисом) в истории Земли. Если катастрофа – необратимое явление, то кризисная ситуация может быть обратима, особенно при небольших, локальных изменениях окружающего нас мира: засушливое лето, возврат холодов в начале лета, очень холодная зима и т.д. Степень обратимости различна: от полной – до приближающейся к экологической катастрофе. Современный экологический кризис является глобальным, охватывает всю поверхность Земли, и поэтому выход их него есть задача всего человечества. Выход из кризиса человечество сможет найти тогда, когда:
3) Сменит мировоззренческую основу с физической на натуралистическую;
4) Создаст систему нормативных актов (деятельностного знания) в рамках натуралистической картины мира:
5) Научится решать “жизненные” задачи.
45. Экологические аспекты урбанизации.
Процесс урбанизации (urbis – город) начался около 3500 лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата (современные Ирак и Сирия), позднее – Нила (Египет). Города возникали как места развития торговли и защиты жителей от нашествий. С началом промышленной революции процесс урбанизации приобрел взрывной характер. Города стали наиболее совершенной формой организации искусственной среды обитания человека. Они концентрировали промышленность, управление, в наибольшей степени удовлетворяли условиям быта, развития культуры и информационного обмена. Крупный город существенно меняет многие компоненты природной среды. Крупнейшие города мира (Мехико, Токио, Нью-Йорк и др.) имеют структуру мегаполисов, породили острейшие проблемы экологии. Инфраструктура крупного города (в России – 300 городов) оказывает воздействие на загрязнение окр. среды в радиусе до 50 км – атмосферы, гидросферы (поверхностные стоки бытовые и промышленные, фильтрация в грунты до глубины 8-12 м), литосферы (грунты, подземные сооружения). Перепады температуры, влажности, солнечной радиации между городом и окрестностями соизмеримы с перемещениями на 200 градусов по широте. Энергетические поля городов оказывают негативное влияние на 1-8 км.
Сегодня в городах планеты проживает более 30% населения. В России – 60% жителей сконцентрировано в 300 городах. В городах проявляются отрицательные факторы воздействия на природные условия жизни человека:
1)прогрессирующий рост загрязнения окр. среды промышленными и бытовыми отходами и выбросами;
2)прогрессирующее отставание санитарно-технического благоустройства и оборудования от роста жилого фонда;
3)нарастающее превышение над допустимыми нормами уровней энергетических загрязнений (шум, вибрации, излучения и т.д.);
4)возрастающая вероятность массовых инфекционных и специфических нервных заболеваний (стрессы, психозы и др.);
5)постоянно действующие моральные и психические напряжения, приводящие к конфликтам человека и «города».
Влияние всех этих факторов приводит к росту сердечно-сосудистых, онкологических, аллергических и др. заболеваний.
Крупные города являются монстрами, которые ненасытно потребляют природные ресурсы, продукты питания, загрязняют воду, создают условия для возрастающей миграции людей из сельской местности. Создаются конфликты города и деревни, горожан и сельских жителей.
46. Правовое регулирование экологических вопросов.
Экологическое право (ЭП) как отрасль права понимается в двух смыслах:
1) узкий смысл – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по охране окружающей среды (природоохранительные отношения).
2) широкий смысл – это комплексная отрасль права, т.е. система правовых норм, регулирующих природные отношения по использованию природных ресурсов (ПР), охране окружающей природной среды (ОПСр) и обеспечению экологической безопасности.
Цель экологической функции права: средствами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество ОПСр благоприятное для жизни, здоровья, генетического фонда человека и других живых организмов, а также обеспечить соотношение экологических и экономических интересов в развитии общества.
Реализуется экологическая функция права через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих экологические отношения с учетом экономических закономерностей. Право это один из инструментов государства в области охраны ОПСр.
Предметом экологического права являются экологические отношения. Их специфика заключается в следующем:
1. Экологические отношения возникают по поводу ОПСр и отражают связи между ее составными частями.
2. Отношения по использованию ПР имеют экономический характер, т.к. связаны с производством материальных благ, следовательно, являются эколого-экономическими отношениями.
3. Отношения в области присвоения принадлежности ПР как составных частей ОПСр приобретают имущественный характер, т.к. ПР имеют имущественную, денежную оценку.
4. Поскольку в экологических отношениях реализуются интересы неограниченного круга лиц как настоящих, так и будущих поколений людей любые экологические отношения носят общественный характер (ч.1 ст.9 Конституции РФ). «Земля и другие ПР используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Это положение лежит в основе всей системы ЭП.
Нормы экологического права – это правила поведения людей, имеющие общеобязательный (формально определенный) характер и регулирующие экологические отношения.
Классификация норм ЭП(по своему характеру и содержанию):
· Процедурно-процессуальные нормы устанавливают последовательность осуществления прав и осуществления обязанностей (допустим порядок предоставления ПР в пользование).
· Материальные нормы ставят условия, основания возникновения, прекращения прав и обязанностей субъектов.
А) нормы принципы – основополагающие положения
Б) нормы-гарантии – устанавливают нормы защиты прав
В) нормы приоритеты – устанавливают правовые преимущества в использовании или охране одного природного объекта перед другим
Г) нормы-правила – устанавливают права и обязанности субъектов.
Одни нормы содержатся в ЭП (эколого-комплексные – регулируют отношения по поводу ОПСр в целом; эколого-ресурсные – содержатся в природоресурсных отраслях и регулируют отношения по использованию ПР). Другие нормы являются экологизированными и содержатся в иных отраслях российского права (гражданском, административном, уголовном).
Экологические правоотношения –
4.) урегулированные правовыми нормами и возникшие на основе правовых норм общественные отношения по поводу использования ПР. и охраны ОПСр.
5.) Возникшая на основе и урегулированная правовыми нормами связь между субъектами по поводу природопользования и охраны ОПСр и опосредованная правами и обязанностями.
Структура экологического правоотношения:
1. Объект – то по поводу чего складываются общественные отношения (связь между объектами)
v Фонды природных ресурсов совокупность ПР того или иного вида на той или иной территории (земельный фонд, фонд недр, водный фонд, лесной фонд, фаунистический фонд, фонд особо охраняемых ресурсов = природозаповедный).
v Природные объекты в целом или их часть (вода, атмосферный воздух, животный мир …)
v Участок ОПСр либо ПР (участок земли, участок недр, участок лесного фонда).
Участок окружающей природной среды –часть природной среды либо природного объекта, имеющий фиксированные границы, местоположение, количественные, качественные характеристики и юридическое оформление.
2. Субъекты - участники правоотношений наделенные юридическими правами и обязанностями.
· Физические лица (индивидуумы) граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Правоспособность физических лиц возникает с момента их рождения. Дееспособность – способность лица осуществлять права и нести обязанности (по достижению совершеннолетия, 18 лет). Деликтоспособность - способность лица нести обязанности.
· Юридические лица организации, которые зарегистрированы в едином реестре юридических лиц
· Российская федерация в лице уполномоченных
· Субъекты РФ органов только в правоотношениях
· Муниципальные образования собственности на ПР
3. Содержание – совокупность юридических прав и обязанностей.
Юридическое (субъективное) право – мера возможного поведения субъектов правоотношений.
Юридическая (субъективная) обязанность- мера должного поведения субъектов правоотношений. Активное поведение выражается в действиях, а пассивное – в бездействии.
Основание возникновения или прекращения правоотношения – совокупность юридических фактов, фактов реальной действительности, с которыми правовая норма связывает возникновение или прекращение прав и обязанностей. Юридические факты это события и действия.
Можно утверждать, что вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны ОПСр, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную ОПСр, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния ОПСр. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования подразделяются на основные и иные права в области ОПСр.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В РФ они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961)). Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную ОПСр, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Перечень прав дается в г