Тема 10: Международно-правовая охрана окружающей среды
Понятие и принципы международно-правовой охраны окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Понятие и классификация субъектов международно-правовой охраны окружающей среды. Виды международных организаций по охране окружающей природной среды. Классификация природных объектов, в отношении которых установлена международно-правовая охрана. Особенности правового режима объектов международно-правовой охраны окружающей природной среды. Формы и методы международной природоохранной деятельности. Значение международно-правовой охраны окружающей среды.
Правовые основы международно-правовой охраны окружающей среды. Понятие и система международного экологического права. Международное и внутригосударственное экологическое право. Источники международного экологического права и их классификация. Основные и вспомогательные источники международного экологического права.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Природа едина, хотя и выступает для человека в двух качествах: как совокупность природных ресурсов, удовлетворяющих материальные и иные потребности, и как окружающая природная среда, составляющая основу жизни и деятельности человека. Изучение экологического права призвано формировать мировоззрение студентов, получающих высшее юридическое образование, основу которого должны составлять правовые принципы и механизмы охраны окружающей среды и использования природных компонентов, что является залогом сохранения не только среды обитания человека, но и генофонда нации.
Методические рекомендации, составленные в соответствии с программой учебного курса и тематическим планом преподавания дисциплины, способствуют эффективности освоения изучаемого материала и призваны обеспечить процесс качественной подготовки студентов различных форм обучения ко всем видам занятий, а также к успешному прохождению итоговой аттестации по курсу «Экологическое право».
Программа учебного курса «Экологическое право» включает десять тем, объединенных в Общую, Особенную и Специальную части. Помимо лекций планируется проведение семинаров и других видов занятий. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом – для студентов очного обучения и дифференцируемым зачётом – для студентов заочной формы обучения.
Основой успешного усвоения курса является изучение рекомендованных программой нормативно-правовых актов: Конституции Российской Федерации, федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов и нормативных актов, а также законов и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.
При подготовке к каждому занятию студенты должны внимательно изучить основную и дополнительную литературу, указанную в программе и в методических рекомендациях по изучению отдельных тем курса, подготовить план ответа на каждый учебный или контрольный вопрос занятия. При этом следует учитывать, что указанная в данном пособии литература не является исчерпывающей. Пользуясь картотекой, находящейся в библиотеке, или каталогами электронной информации, обучаемые могут самостоятельно ознакомиться и с другими источниками по вопросам теории и практики экологического права, с правоприменительной деятельностью уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции в области взаимодействия общества и природы, а также с судебной практикой.
В процессе ответов на учебные вопросы студентам рекомендуется проводить сравнительный анализ и соотносить положения экологического права с изученными учебными дисциплинами: теорией права и государства, конституционным, гражданским, административным правом, международным правом и другими.
При подготовке к семинарам студенты, по рекомендации преподавателя, готовят рефераты, доклады или сообщения в соответствии с примерной тематикой. Подготовленный реферат, доклад, сообщение обсуждаются на семинаре или в ходе заседаний научного кружка кафедры. Они призваны выработать навыки самостоятельной работы, научить пользоваться нормативно-правовыми актами и специальной литературой, правильно систематизировать изучаемый материал, строить логические выводы, предлагать варианты совершенствования действующего законодательства.
К реферату, докладу, сообщению предъявляются те же требования, что и к учебно-исследовательской работе, а именно:
- объем реферата, доклада должен составлять 10-12 рукописных страниц, а сообщения – в зависимости от темы и характера сообщения;
- максимальное времяна изложение основного содержания реферата, доклада, сообщения – 7-10 минут;
- ответы на вопросы, должны быть всесторонне аргументированы и сопровождены ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и иную литературу;
- поощряется использование примеров законотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации.
Подготовленные рефераты, доклады, сообщения сдаются преподавателю. По окончании изучения курса, работы обобщаются с поощрением наиболее подготовленных студентов. Для студентов, изъявивших желание подготовить рефераты, доклады или сообщения для выступления на семинаре, рекомендуется организация выставки литературы по обсуждаемой теме.
Для повышения уровня подготовки важна самостоятельная (индивидуальная) работа по каждой теме учебного курса «Экологическое право». Самостоятельная работа позволяет закрепить и расширить знания, способствует более глубокому осмыслению целей, задач и функций государственных органов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности населения.
Во время проведения индивидуальных и групповых консультаций, студенты имеют возможность найти ответы на вопросы, возникающие в ходе изучения нормативной, монографической и учебной литературы по экологической проблематике.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ