Охрана окружающей природной среды при эксплуатации промышленных объектов.
Экологические требования, предъявляемые к действующим промышленным объектам объединяются в одну группу экологической правоспособности хозяйствующих субъектов в отношении охраны окружающей среды и экологической безопасности. Основные элементы экологической правоспособности выражаются в экологической паспортизации, нормировании и лимитировании, внесении платежей за использование природных ресурсов и загрязнение, экологическом контроле, выпуске экологически безопасной продукции и размещение отходов. Эколого-правовые отношения хозяйствующих субъектов и государства по поводу эксплуатации предприятия строятся по системе нормирования и лимитирования использования природного ресурса. Лимиты на пользование природными ресурсами являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователемна определенный период времени объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещение отходов. Лимиты на добываемые природные ресурсы, лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду устнавливаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». В Законе Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» определены субъекты экологического налога, объекты налогообложения, ставки налога, льготы по налогу, порядок оплаты и зачисления налога в бюджет. В данных обстоятельствах произошло переплетение экономического механизма охраны окружающей природной среды с механизмом охраны окружающей природной среды в отраслях хозяйственного комплекса республики. Экологический контроль над выполнением нормативов охраны окружающей природной среды на предприятии осуществляется службой охраны окружающей среды, которая создается на крупных предприятиях и является частью экологической правоспособности субъекта. За экологически вредную деятельность к субъектам хозяйствования могут быть приняты юридически административные и организационные меры. Юридические меры включают три вида юридической ответственности: уголовную, административную и гражданскую. Административно-управленческие меры выражаются в трех формах: ограничение вредной деятельности объекта; приостановление деятельности объекта до устранения недостатков; прекращение деятельности объекта по экологическим причинам.
Охрана окружающей природной среды на объектах Министерства обороны.
Объектами Минобороны являются: войсковые части и соединения в местах и дислокации, базы хранения имущества и техники, аэродромы, арсеналы, полигоны, склады и предприятия, военные совхозы, лесничества, дома отдыха, госпитали, турбазы, а также предприятия и учреждения промышленности, выполняющие оборонные функции. Оборонные объекты, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Государственному комитету пограничных войск и другим воинским формированиям, являются существенными загрязнителями природных компонентов - земли, воздуха, воды и биологической среды. На занимаемых ими территориях происходит уплотнение и загрязнение почвы, изменяется состав поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна и биологической среды. В местах дислокации воинских формирований возможно накопление токсичных, строительных и бытовых отходов, неочищенных сточных вод. При проведении различных испытаний, учений, стрельб, эксплуатации вооружения и военной техники возникает вредное шумовое воздействие, создается электромагнитное излучение. Механизация воинских формирований, оснащение их современным вооружением и военной техникой обусловливают нарастание нагрузок на окружающую среду, как в пределах оборонных объектов, так и за их пределами. Основные направления охраны окружающей среды на объектах Минобороны:
• Охрана окружающей среды непосредственно в местах постоянной дислокации войск и других военных объектов
• Охрана окружающей среды вне пределов оборонных объектов в связи с проведением учений, обучением войск на военных полигонах и др.
Требования, предъявляемые Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а также другие требования в области охраны окружающей среды в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, расположенным на территории Республики Беларусь. Особые экологические требования предъявляются к объектам Министерства обороны, где может находиться (храниться) химическое оружие, поскольку несоблюдение экологических требований при хранении, транспортировке или захоронении химических веществ может весьма пагубно отразиться на экологии республики и еще более усугубить ситуацию. Контроль за охраной окружающей природной среды в вооруженных силах РБ осуществляют контрольные органы в соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» в пределах своей компетенции. А также при Министерстве обороны создана Главная военная инспекция Вооруженных Сил. На главную военную инспекцию при Министерстве обороны в области безопасности и экологии возложены следующие функции: - проверка сохранности и использования материально-технической базы; - вооружения и материальных средств;
- подъемных сооружений и оборудования; - газового хозяйства; - вывоза (вывода) вооружения, военной техники и имущества за пределы республики; - состояние пожарной безопасности; - охраны окружающей среды. Передача военных объектов в народно-хозяйственное использование должна сопровождаться экологической оценкой почвенного покрова и в дальнейшем мониторинга их состояния.