Экологические функции прокуратуры.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствие закону судебных решений по гражданским и уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. В Законе Республики Беларусь «О прокуратуре» указано, что Прокуратура осуществляет от имени государства надзор за исполнением законов, т.е. предметом Прокурорского надзора является исполнение законов всеми субъектами государства. В этих задачах экологическую функцию прокуратуры можно охарактеризовать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности общества. Предметом надзора служит и сам нормативный акт, принятый соответствующим органом управления и контроля в области охраны природы и природопользования, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (либо бездействие) по применению закона или подзаконного акта. Выполняя экологические функции, прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность субъектов хозяйствования. Проверки и исполнение законов проводятся на основе сообщений и других имеющихся данных о нарушении экологического законодательства, требующих непосредственного прокурорского реагирования. При установлении нарушений экологического законодательства, в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции выполняет следующие функции: 2. Опротестовывает в установленном порядке противоречащие закону постановления по делам об экологических административных правонарушениях. 3. Вносит представление с требованиями об устранении нарушений экологического законодательства, причин нарушений и способствующих им условий, вносит предписания об устранении нарушений экологического закона. 4. Официально предупреждает должностных лиц, граждан о недопущении нарушений ими требований экологического законодательства. 5. В установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей экологического законодательства к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство. 6. Предъявляет в суды иски по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде и заявления в защиту прав и законных интересов Республики Беларусь в области охраны окружающей природной среды и пользование природными ресурсами, а также предприятий, учреждений и организаций любой формы собственности и граждан - в случае, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои права. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений по делам о нарушении экологического законодательства прокуратура: приносит частные, кассационные и надзорные протесты на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи); направляет в суд представления о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам и заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам; проверяет законность исполнения решений, приговоров, определений или постановлений по гражданским и уголовным делам об административных правонарушениях экологического законодательства.
Экологические функции МВД.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь является одним из отраслевых и функциональных субъектов, который выполняет многообразные экологические функции. Правовой основой деятельности органов внутренних дел в области охраны окружающей среды и здоровья граждан является Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О милиции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об оперативно- розыскной деятельности», «Об охране и использовании животного мира», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы, «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве в Республике Беларусь» и иные.
Экологические обязанности милиции: принимать необходимые меры по защите жизни и здоровья граждан, обеспечение экологических прав граждан республики как естественных прав человека; принимать необходимые меры по защите природопользователей всех форм собственности от противоправного посягательства; принимать и регистрировать поступающую информацию об экологических преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, связанных с нарушением нормальной экологической обстановки; принимать меры по предотвращению, пресечению и раскрытию экологических преступлений; обеспечивать общественный порядок и экологическую безопасность; возбуждать уголовные дела по экологическим преступлениям в пределах своей компетенции и проводить по ним предварительное следствие и дознание; в пределах своей компетенции исполнять решения по экологическим правонарушениям; осуществлять розыск лиц, совершивших экологические преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; проводить экспертизы по уголовным делам, административным правонарушениям, связанным с посягательством на экологический правопорядок (браконьерство, самовольные порубки леса и т.д.); выполнять письменные поручения и указания прокурора, поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий в пределах компетенции милиции по экологическим уголовным делам; оказывать содействие органам здравоохранения в обеспечении экологических прав граждан; выявлять причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений и правонарушений, принимать меры в пределах своих прав и их устранение; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных экологических правонарушениях; осуществлять охранно-режимные мероприятия в отселенных зонах радиоактивного загрязнения; принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра при экологических авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае введения на территории республики или в отдельных местностях из-за экологических катастроф; в пределах своей компетенции участвовать в проведении карантинных мероприятий при эпидемиях, содействовать органам охраны природы в охране окружающей среды, природных ресурсов и животного мира и иные.
Экологические функции суда.
Экологическая функция судов заключается в рассмотрении негаторных исков (иск собственника, направленный на защиту его права собственности от таких нарушений, которые не совмещены с лишением собственника права владения вещью. Этот иск направлен на устранение помех мешающих собственнику пользоваться его имуществом), а также в рассмотрении дел связанных с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда их имуществу.Немаловажное значение в охране окружающей природной среды занимает в деятельности судов судебная практика, решения, постановления приговоров судов, связанные с применением законодательства об охране окружающей природной среды.
При назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений против экологической безопасности и природной среды, судам следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств совершенного преступления и прежде всего характер допущенных нарушений, тяжесть последствий, размер причиненного вреда, данные о личности обвиняемого. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда такой вред причинен умышленными действиями. При определении размера вреда судам следует руководствоваться таксами, установленными в соответствующих нормативных актах, действующих на день постановления решения. Такой же порядок определения размера вреда применяется и при разрешении дел о возмещении вреда, причиненного правонарушениями в области охраны окружающей среды работниками при исполнении ими трудовых обязанностей.