Понятие и функции объектов экологического права.

Объектами экологических правоотношений являются: природа в целом, окружающая среда, природная среда: природные объекты (земли, леса, воды) и ресурсы (полезные ископаемые, полезные свойства земли), природные комплексы (заповедники, национальные парки, памятники природы).

Природа как объект использования и охраны заключает в себе природную среду и окружающую среду.

Природная среда состоит из следующих компонентов: природные объекты, природные ресурсы природные комплексы и территории.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», подлежат правовой охране следующие природные объекты: климатические ресурсы, атмосфера, включая озоновый слой, земля, недра, почвы, воды, растительный и животный мир, типичные и редкие ландшафты и иные объекты. Таким образом перечень природных объектов, подлежащих правовой охране не является исчерпывающим.

Ст. 40 этого закона выделяет природные объекты и территории, подлежащие особой охране: это биологические виды, занесенные в Красную книгу РБ, государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Особой охране подлежат также курортные зоны, водоохранные зоны водоемов, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и иные территории.

Объекты экологических отношений можно классифицировать на природные ресурсы и природные комплексы.

Природными ресурсами является часть природного объекта, которая выступает в качестве источника удовлетворения материальных, экономических потребностей и интересов человека. Сведения о природных ресурсах содержатся в кадастрах природных ресурсов, которые представляют собой систематизированные своды данных, количественно и качественно характеризующие определенные виды природных ресурсов.

Природный комплекс или территория – это совокупность взаимосвязанных между собой частей природных объектов, обособленных с целью заповедной охраны. Это редкие и типичные ландшафты, достопримечательные объекты природы (валуны, дубы), государственные заповедники, пригородная зеленая зон.

Кроме того, эти объекты должны выполнять следующие функции: экологические, экономические и культурно-оздоровительные.

13.Земля как объект использования и охраны.

Выступая самостоятельной частью окружающей среды, земля рассматривается в действующем законодательстве в силу специфических и присущих только ей качеств как объект права собственности, объект хозяйствования, объект правовой охраны. Основными законодательными актами, призванными урегулировать весь комплекс отношений, связанных с землей, является Кодекс Республики Беларусь о земле, Законы Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О платежах за землю», «О праве собственности на землю», Постановление Совета Министров от 7.10.1993 г. № 679 «О нормативных ценах на земли, передаваемые в частную собственность граждан» и «Временная методика определения размера экономического ущерба, причиненного загрязнением, деградацией и нарушением земель», утвержденная приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 20 мая 1997 г. № 112, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.1993 г. № 182, утверждающее «Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель». Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование; предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воз- действий, а также воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Впервые в законодательстве закреплено требование комплексного подхода к земельным угодьям, как сложным природным образованиям (экосистемы), с учетом их зональных и региональных особенностей, целей и характера использования. Для обеспечения охраны и рационального использования земель все субъекты земельных отношений (собственники, землевладельцы и землепользователи, включая арендаторов) должны проводить рациональную организацию земель, восстанавливать и повышать плодородие почв, а также других свойств земли. Они также должны осуществлять защиту земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; вести защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуротехнического состояния земель; мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников; консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земель; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.





Наши рекомендации