Формы взаимодействия общества и природы на современном этапе.
Формы взаимодействия общества и природы на современном этапе.
Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей.
Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности.
На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы:
1. Использование природных объектов и природных ресурсов – она выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (экономическая).
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды.
2. Охрана окружающей среды – выражает экологические интересы общественного развития, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей среды. Она включает в себя рациональное природопользование, экологическую безопасность, функции восстановительных мер (экологическая).
3. Эколого-экономическая (смешанная) – выражает рациональное, эффективное использование природы в сочетании с требованиями по охране окружающей среды. Она осуществляется по следующим направлениям:
Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
• Природопользование – использование человеком окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурных и иных интересов.
• Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – система мер, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природной среды, которая включает рациональное природопользование, экологическую безопасность и систему восстановительных мер.
Экологический кризис: понятие и его структура.
Под экологическим кризисом в настоящее время понимают критическое состояние окружающей среды, вызванное деятельностью человечества и характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных — отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы.В структуре экологического кризиса выделяют естественную и социальную составляющие:
• естественная составляющая свидетельствует о наступлении деградации, то есть разрушении окружающей человека природной среды;
• социальная составляющая означает неспособность государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, ликвидировать ее негативные последствия и принять меры к оздоровлению природной среды. Так же можно выделить две основные группы причин экологического кризиса.Первая группа - объективные причины. К ним относятся монополия государства на природные ресурсы, средства производства, отсутствие экономических стимулов в области охраны окружающей среды. Вторую группу составляют субъективные причины. Как правило, они связаны с неэффективным планированием расходов, в частности нерациональным применением финансовых механизмов, необходимых для осуществления системы мер, направленных на защиту, обогащение и рациональное использование природных ресурсов. Продолжительное время государственные службы контроля качества окружающей среды и мониторинга финансировались по остаточному принципу, что также в немалой степени способствовало ухудшению экологической обстановки.
Виды лесопользования
1. заготовка древесины;
2. заготовка живицы;
3. заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
4. побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);
5. пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
6. пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;
7. пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.
Граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Республики Беларусь или перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред государственному лесному фонду, а также защите от вредителей и болезней леса.
В целях обеспечения охраны и защиты лесов, в том числе животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов в нашей стране создается государственная лесная охрана в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Планирование природоохранной деятельности
Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития.
После получения статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь.
Порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды был закреплен в Законе “Об охране окружающей среды” (1992г., ст. 15). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) социально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь” (1998 г.). Основные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-экономического развития страны можно условно классифицировать следующим образом (см. также рис.7.1).
Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. По отдельным природным средам и природным компонентам планируются следующие показатели.
Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического планирования.
Департамент гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его функции.
Департамент по гидрометеорологии Республики Беларусь относится к специально уполномоченному государственному органу, на который возложена организация и проведение наблюдения, оценка, прогноз состояния окружающей среды и ее изменение в процессе хозяйственной деятельности. Объектом наблюдения является окружающая среда, компонентами которой является атмосфера, почвы, поверхностные воды, сельскохозяйственные культуры, состояние растительного покрова, суши, околоземное космическое пространство, состояние радиационной обстановки.
Департамент по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с правами юридического лица является структурным подразделением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Функции:
1. разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по вопросам гидрометеорологической деятельности для включения их в проекты прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, для разработки и реализации основных направлений государственной политики в области гидрометеорологической деятельности;
2. в пределах своей компетенции обеспечивает разработку проектов актов законодательства, регулирующих вопросы в области гидрометеорологической деятельности;
3. разрабатывает проекты республиканских программ в области гидрометеорологической деятельности;
4. проводит проверку субъектов гидрометеорологической деятельности в целях проведения государственного надзора за гидрометеорологической деятельностью;
5. обеспечивает создание, функционирование и развитие государственной системы наблюдений за состоянием природной среды и ее загрязнением, сбора, обработки, анализа, хранения, предоставления и реализации информации о состоянии природной среды и ее загрязнении;
6. обеспечивает составление гидрометеорологических прогнозов, прогнозов урожайности сельскохозяйственных культур, проведение анализа региональных изменений климата;
7. обеспечивает для предоставления государственным органам, другим юридическим лицам подготовку информации о метеорологических и агрометеорологических условиях, о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях, об экстремальных загрязнениях природной среды;
8. организует разработку планов-схем гидрометеорологического обеспечения государственных органов, договоров по специализированному гидрометеорологическому обеспечению отраслей экономики;
9. обеспечивает через средства массовой информации регулярное оповещение граждан о фактических и ожидаемых погодных условиях, опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях;
10. обеспечивает проведение мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, радиационного мониторинга и участие в проведении мониторинга земель в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды;
11. участвует в обеспечении радиационной безопасности населения, организует и проводит оперативный контроль и прогнозирование зон распространения радиоактивного загрязнения;
12. участвует в выработке мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
13. обеспечивает в установленном порядке осуществление стандартизации в области гидрометеорологической деятельности;
14. обеспечивает единство и сопоставимость методов наблюдений, расчетов, прогнозов, данных наблюдений и другой информационной продукции о состоянии природной среды и ее загрязнении;
15. организует и обеспечивает ведение государственного климатического кадастра и участие в ведении государственного водного кадастра, государственного кадастра атмосферного воздуха;
16. обеспечивает ведение государственного фонда данных о состоянии природной среды и ее загрязнении в рамках формирования информационных ресурсов о состоянии и загрязнении окружающей среды;
17. организует и координирует осуществление научных исследований в области гидрометеорологической деятельности;
18. обеспечивает предоставление услуг в области гидрометеорологической деятельности, в том числе на возмездной основе;
19. выполняет в пределах своей компетенции иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Министерство по чрезвычайным ситуациям и его функции.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.
Функции:
Осуществление государственного надзора, контрольных, разрешительных и других специальных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.
Координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.
Организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и участие в обеспечении функционирования государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение в пределах своей компетенции мобилизационной готовности органов, подразделений и организаций системы МЧС, выполнения задач в системе обороны Республики Беларусь.
Поддержание боевой готовности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Экологическое преступление.
Экологическим преступлением признается виновное, общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный в Республике Беларусь экологический правопорядок, экологическую безопасность населения и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Основными понятиями, формирующими содержание экологического преступления, является экологический правопорядок и вред природной среде и здоровью человека. Экологический правопорядок - это система экологических правоотношений по реализации экологических требований природоохранительного законодательства, результат действия эколого-правовых норм. Экологический правопорядок, экологическая безопасность в экологических преступлениях относится к предмету преступного посягательства. Объектом экологического преступления являются материальные блага природы, т.е. охраняемые законом природные объекты и природные комплексы окружающей среды в целом. Необходимое условие, чтобы объект посягательства в момент совершения преступления состоял в системе экологических связей с окружающей природной средой.
Природные объекты соединяют три качества - права собственности, хозяйствования и природы. Объективная сторона экологического преступления включает три условия: нарушение закона, охраняющего природную среду; наступление вреда окружающей природной среде, либо реальная угроза его наступления; наличие причинной связи между противоправным поведением субъекта и наступившим результатом. В экологических составах преступления действия связаны с наступлением вреда природной среде и здоровью человека, этот признак придает окраску всему составу экологического правонарушения. Вред природной среде включает три элемента: 1. Реальный ущерб (потери в природной среде, природных объектов, ресурсов, расходы на восстановление нарушенного состояния). 2. Убытки в виде дополнительных расходов. 3. Убытки в виде недополученных доходов - упущенная выгода. Экологический вред выражается в загрязнении, истощении и разрушении природной среды, ее отдельных природных объектов, природных экологических систем в целом. Экологический вред причиняется природопользователю, его имуществу, его доходам. Субъективная сторона экологического преступления предусматривает обе формы вины: умысел и неосторожность. Есть составы, которые предусматривают только умышленную вину: незаконная охота, незаконное занятие рыбными, другими водными добывающими промыслами и т.п. Так же есть составы преступлений, которые совершаются только по неосторожности: нарушение правил пожарной безопасности, горных работ, строительных работ. Есть составы экологических преступлений, где присутствует вина в двух формах: загрязнение атмосферы, водоемов, земли. Субъектами экологических преступлений являются дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, должностные лица.
Среди обстоятельств, исключающих вину причинителя вреда и освобождающих его от уголовной ответственности применительно к экологическим преступлениям имеются два. Первое: крайняя необходимость: не является экологическим преступлением причинение вреда природной среде, при устранении опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица и других граждан, если опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. Другим обстоятельством, исключающим вину причинителя вреда, является нормальный хозяйственный либо экологический риск. Под экологическим риском в правовой литературе понимается допущение вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экологического или экономического эффекта. При нормальном экологическом риске такая вероятность наступления вреда должна быть основана на учете законов развития природы, нанесении минимальных потерь природной среде при реальной возможности воспроизводства природных ресурсов и восстановления нарушенного состояния природной среды. Нормальный экономический риск исходит из недопущения необратимых изменений природной среды, деградации экологических ресурсов природы, угрозы жизни и здоровью населения.
Экологические функции МВД.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь является одним из отраслевых и функциональных субъектов, который выполняет многообразные экологические функции. Правовой основой деятельности органов внутренних дел в области охраны окружающей среды и здоровья граждан является Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О милиции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об оперативно- розыскной деятельности», «Об охране и использовании животного мира», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы, «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве в Республике Беларусь» и иные.
Экологические обязанности милиции: принимать необходимые меры по защите жизни и здоровья граждан, обеспечение экологических прав граждан республики как естественных прав человека; принимать необходимые меры по защите природопользователей всех форм собственности от противоправного посягательства; принимать и регистрировать поступающую информацию об экологических преступлениях, других правонарушениях и происшествиях, связанных с нарушением нормальной экологической обстановки; принимать меры по предотвращению, пресечению и раскрытию экологических преступлений; обеспечивать общественный порядок и экологическую безопасность; возбуждать уголовные дела по экологическим преступлениям в пределах своей компетенции и проводить по ним предварительное следствие и дознание; в пределах своей компетенции исполнять решения по экологическим правонарушениям; осуществлять розыск лиц, совершивших экологические преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от исполнения уголовного наказания; проводить экспертизы по уголовным делам, административным правонарушениям, связанным с посягательством на экологический правопорядок (браконьерство, самовольные порубки леса и т.д.); выполнять письменные поручения и указания прокурора, поручения следователя о производстве розыскных и следственных действий в пределах компетенции милиции по экологическим уголовным делам; оказывать содействие органам здравоохранения в обеспечении экологических прав граждан; выявлять причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений и правонарушений, принимать меры в пределах своих прав и их устранение; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных экологических правонарушениях; осуществлять охранно-режимные мероприятия в отселенных зонах радиоактивного загрязнения; принимать неотложные меры по спасению людей, оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра при экологических авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях; участвовать в обеспечении режима чрезвычайного положения в случае введения на территории республики или в отдельных местностях из-за экологических катастроф; в пределах своей компетенции участвовать в проведении карантинных мероприятий при эпидемиях, содействовать органам охраны природы в охране окружающей среды, природных ресурсов и животного мира и иные.
Экологические функции суда.
Экологическая функция судов заключается в рассмотрении негаторных исков (иск собственника, направленный на защиту его права собственности от таких нарушений, которые не совмещены с лишением собственника права владения вещью. Этот иск направлен на устранение помех мешающих собственнику пользоваться его имуществом), а также в рассмотрении дел связанных с возмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда их имуществу.Немаловажное значение в охране окружающей природной среды занимает в деятельности судов судебная практика, решения, постановления приговоров судов, связанные с применением законодательства об охране окружающей природной среды.
При назначении наказания лицам, виновным в совершении преступлений против экологической безопасности и природной среды, судам следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств совершенного преступления и прежде всего характер допущенных нарушений, тяжесть последствий, размер причиненного вреда, данные о личности обвиняемого. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда такой вред причинен умышленными действиями. При определении размера вреда судам следует руководствоваться таксами, установленными в соответствующих нормативных актах, действующих на день постановления решения. Такой же порядок определения размера вреда применяется и при разрешении дел о возмещении вреда, причиненного правонарушениями в области охраны окружающей среды работниками при исполнении ими трудовых обязанностей.
Охрана окружающей природной среды на объектах Министерства обороны.
Объектами Минобороны являются: войсковые части и соединения в местах и дислокации, базы хранения имущества и техники, аэродромы, арсеналы, полигоны, склады и предприятия, военные совхозы, лесничества, дома отдыха, госпитали, турбазы, а также предприятия и учреждения промышленности, выполняющие оборонные функции. Оборонные объекты, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Государственному комитету пограничных войск и другим воинским формированиям, являются существенными загрязнителями природных компонентов - земли, воздуха, воды и биологической среды. На занимаемых ими территориях происходит уплотнение и загрязнение почвы, изменяется состав поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна и биологической среды. В местах дислокации воинских формирований возможно накопление токсичных, строительных и бытовых отходов, неочищенных сточных вод. При проведении различных испытаний, учений, стрельб, эксплуатации вооружения и военной техники возникает вредное шумовое воздействие, создается электромагнитное излучение. Механизация воинских формирований, оснащение их современным вооружением и военной техникой обусловливают нарастание нагрузок на окружающую среду, как в пределах оборонных объектов, так и за их пределами. Основные направления охраны окружающей среды на объектах Минобороны:
• Охрана окружающей среды непосредственно в местах постоянной дислокации войск и других военных объектов
• Охрана окружающей среды вне пределов оборонных объектов в связи с проведением учений, обучением войск на военных полигонах и др.
Требования, предъявляемые Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а также другие требования в области охраны окружающей среды в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, расположенным на территории Республики Беларусь. Особые экологические требования предъявляются к объектам Министерства обороны, где может находиться (храниться) химическое оружие, поскольку несоблюдение экологических требований при хранении, транспортировке или захоронении химических веществ может весьма пагубно отразиться на экологии республики и еще более усугубить ситуацию. Контроль за охраной окружающей природной среды в вооруженных силах РБ осуществляют контрольные органы в соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» в пределах своей компетенции. А также при Министерстве обороны создана Главная военная инспекция Вооруженных Сил. На главную военную инспекцию при Министерстве обороны в области безопасности и экологии возложены следующие функции: - проверка сохранности и использования материально-технической базы; - вооружения и материальных средств;
- подъемных сооружений и оборудования; - газового хозяйства; - вывоза (вывода) вооружения, военной техники и имущества за пределы республики; - состояние пожарной безопасности; - охраны окружающей среды. Передача военных объектов в народно-хозяйственное использование должна сопровождаться экологической оценкой почвенного покрова и в дальнейшем мониторинга их состояния.
Минлесхоз
• обеспечивает охрану государственного охотничьего фонда в лесах, находящихся в его ведении,
• организует комплексное ведение охотничьего хозяйства и осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием государственного охотничьего фонда,
• выдаёт лицензии на ведение охотничьего хозяйства.
Минсельхозпрод– выдаёт лицензии на промысловый лов рыбы.
Местные Советы депутатов и исполкомы – контроль за использованием охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы.
Нарушения в этой области можно классифицировать на две группы:
1. нарушения права государственной собственности на животный мир (самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на животный мир);
2. нарушения права пользования животным миром (самовольное пользование объектами животного мира; нарушения правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушения правил охраны среды обитания и путей миграции животных; нарушения правил хранения и применения средств защиты растений, причинившие ущерб животному миру; нарушения правил ввоза объектов животного мира и т.д.).
Субъекты отношений в области охраны и использования животного мира несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за:
• нарушение права государственной собственности на животный мир;
• нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
• производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов;
• нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а также за самовольное переселение, акклиматизацию и скрещивание животных;
• уничтожение полезной фауны;
• нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру и среде его обитания;
• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;
• невыполнение обязательных к исполнению указаний (предписаний) об устранении нарушений в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.
Административная ответственность наступает за:
Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных
Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру
Нарушение порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях
Нарушение правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и водных животных
Незаконная охота
Уголовная ответственность наступает за:
Незаконная добыча рыбы или водных животных
Незаконная охота
Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных
Гражданско-правовая ответственность выражается в обязанности юридических и физических лиц возмещать вред, причиненный нарушением законодательства об охране и использовании животного мира.
Формы взаимодействия общества и природы на современном этапе.
Природа – естественная объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания людей.
Человек как часть природы является звеном в цепи её естественных связей. С одной стороны, человек в отношении к природе выступает как субъект, воздействующий на природу с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, потребляющий природные ресурсы. С другой стороны, он выступает как объект природы, испытывающий её воздействие, зависимый от состояния природной среды, качества окружающей среды, нуждающийся в обеспечении экологической безопасности.
На основе данных фактов можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы:
1. Использование природных объектов и природных ресурсов – она выражает экономические интересы общества, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (экономическая).
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в форме: загрязнения, истощения и разрушения (уничтожения) природной среды.
2. Охрана окружающей среды – выражает экологические интересы общественного развития, связанные с сохранением качества и многообразия окружающей среды. Она включает в себя рациональное природопользование, экологическую безопасность, функции восстановительных мер (экологическая).
3. Эколого-экономическая (смешанная) – выражает рациональное, эффективное использование природы в сочетании с требованиями по охране окружающей среды. Она осуществляется по следующим направлениям:
Таким образом, отношения по взаимодействию общества и природы можно подразделить на 3 группы:
• Природопользование – использование человеком окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурных и иных интересов.
• Обеспечение экологической безопасности – система мер, направленных на защиту окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – система мер, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природной среды, которая включает рациональное природопользование, экологическую безопасность и систему восстановительных мер.