Геоэкологическое картографирование. Этапы создания геоэкологических карт.
Основные виды геоэкологических карт:
Базовыми картами являются карты:
- экосистем, отображающие их распределение на исследуемой территории;
- карта антропогенных факторов, измен.экосистемы.
На основании базовых карт создаются карты динамики экосистем, оценки состояния экосистем. В заключении исследований – карты, рекомендательных мероприятий.
В дополнение к этим могут быть разработаны частные карты (лесохозяства, пастбищных, аграрных).
4 этапа создания карты: подготовительный; предполевой; полевой; послеполевой.
1. На подготовительном этапе проводиться разработка серии карт и каждая карта в отдельности. Организация работы коллектива, сбор и систематизация предшевствующего материала, литературных источников, фондовых источников, разработка и тиражирование картографической основы.
2. Изучение материала, разработка предварительной легенды к карте, их согласование, предварительное дешифрирование аэрокосмических снимков, создание макета карты с предварительной легендой, разработка плана полевых работ.
3. Полевой включает облёт или объезд территории картографирования, маршрутные и детальные наблюдения, комплекс наземных исследований.
4.Послеполевой. Работа над картами. Доработка информации, на основании обработки материальных исследований. Картографическая основа: высотные отметки, гидрографическая сеть, населённые пункты, транспортные магистрали, болота и т.д.
Методика проведения геоэкологической оценки территории.
32. Прикладные аспекты геоэкологических исследований!(с лекции)
Среди многих задач использования ПР сохранение ландш-го и биолог-го разнообразия и решение других проблем данные геоэкологических исследований используются:1) при разработке региональных проектов рац-го природопользования (пп), 2) при разработке проектов совершения прородохранных мероприятий, возможного размещения новых охраняемых территорий, 3) при оценке уровня экол-ой напряженнсоти, экономического ущерба., 4) при прогнозной оценке возможного ущерба ПС, 5) при оценке тех/иных проектов интенсивного использования ПР, 6) при проведении экол-ой экспертизы проектов, 7) при оценке экосистем существующих рекреационных зон, 8) при изучении закономерностей инфекционных болезней размещения очагов.
На локальном уровне геоэкологических исследований, если рассматривать рекреационная территорию, то здесь проводится эколого0биологическая оценка. Изучается структура экосистем, динамика, оздоровительные функции.
При разработке пп на региональном уровне используются геоэкологические карты, отражающие пространственное распределение систем, их ресурсный потенциал, размещение негативных процессов деградации экосистем в связи с их хозяйственным использованием. Серия оценочных карт состояния экосистем, разработанные на основе космической инфо, может быть использована также для получения экол-их показателей восполнимыхПР и экологического ущерба причиненного экосистемам при их использовании. Анализ серии карт , используемых для эколого-экономической оценки, дает материал для районирования территории по степени экологической напряженности. Это районирование может способствовать осуществлению мероприятий по рациональному природопользованию, путем выявления районов требующих мелиоративных или природо-охранных мер.
Эколого-экономические механизмы охраны ПС и экономическая регламентация хоз.деятельности (одно и то же)
Примеры экологической регламентации хозяйственной деятельности (экологическое нормирование, экологический мониторинг, ОВОС, экологическая экспертиза.экоаудит. экостандартизация и др.)
Экологическая сертификация.
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ (п.1 ст.31 ФЗ "Об охране окружающей среды"), представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям в области охраны окружающей среды (ст.1 ФЗ "О сертификации продукции и услуг").
Виды экологической сертификации (п.2 ст.31 ФЗ "Об охране окружающей среды").
- Обязательная (порядок определяется Правительством РФ).
- Добровольная (по инициативе заявителя на основе договора с органом сертификации).
Направления экологической сертификации:
- Продукция массового производства.
- Технологические процессы.
- Экологические услуги.
- Отходы производства и потребления.
-Органы экологической сертификации:
- Госстандарт России.
- Министерство природных ресурсов РФ (и его специализированный орган по экологической сертификации).
- Испытательные аналитические лаборатории.
Экологический сертификат выдается на срок до 5 лет. Сертифицированная продукция маркируется знаками соответствия. За сертифицированными продукцией, процессами, услугами, отходами устанавливается испытательный контроль инспекторами-аудиторами.
Понятие, виды и принципы экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза (ст.1 ФЗ "Об экологической экспертизе") – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованием и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними экономических, социальных и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Порядок проведения экологической экспертизы впервые был урегулирован Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1991г. В 1993г. Правительством РФ было утверждено Положение о государственной экологической экспертизе, замененное в 1996г., в связи с принятием в 1995г. ФЗ "Об экологической экспертизе".
Виды экологической экспертизы:
Государственная – осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами (п.1 Положения о государственной экологической экспертизе), проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (ст.10 ФЗ "Об экологической экспертизе"), в ст.ст.11,12 ФЗ "Об экологической экспертизе" содержатся указания на объекты обязательной государственной экологической экспертизы.
Общественная – организуется и проводится по инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления природоохранными общественными объединениями со специальной правосубъектностью (ст.20 ФЗ "Об экологической экспертизе").
Экологическое нормирование–это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
Оно Осуществляется соответствии с Федеральным законом Российской федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Экологическое нормирование включает в себя:
- проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на объектах народного хозяйства;
- разработка проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- разработка проектов лимитов образования и размещения отходов производства и потребления;
- разработка материалов для разрешений на спецводопользование;
- разработка нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами;
- разработка удельных нормативов водопотребления и водоотведения.
экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
о состоянии окружающей среды;
о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);
о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
о существующих резервах биосферы.
Содержание, предмет и цели экологического мониторинга:1) содержание:· Регулярные наблюдения по научно обоснованной программе, включающие инструментальные наблюдения, · Оценка и прогноз· Рекомендации и проекты управленческих решений.2) предмет· Окружающая среда· Природные ресурсы· Источники антропогенных воздействий на природную среду Цели:· Экологическая безопасность,· Экологическое благополучие,· Рациональное природопользование.
Мониторинг включает три основных направления деятельности:наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
оценку фактического состояния среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в т. ч. нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.).
Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
Стандартизация (ст.1 ФЗ "О стандартизации") – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества… безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Стандартизация осуществляется с помощью следующей документации (ст.6 ФЗ "О стандартизации"):
-Государственные стандарты РФ.
-Международные (региональные) стандарты (ISO).
-Общероссийские классификаторы технико-экономической стандартизации.
-Стандарты отраслей, предприятий, научно-технических, инженерных обществ и иных общественных объединений.
-Иные нормативные документы (не понятно, что это такое, О.А. Жаркова предполагает, что к иным нормативным документам в области стандартизации можно отнести, например, экологические паспорта).
-Государственные органы, осуществляющие стандартизацию:
-Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в областях стандартизации, метрологии и сертификации, обеспечивает государственный надзор за государственными стандартами и обеспечением единства измерений.
-Центр по стандартизации в области охраны окружающей среды (Информационный центр стандартов) при Министерстве природных ресурсов, создан в 1998г. в структуре тогда еще Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России).
ОВОС – понятие, роль и содержание.
Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (независимо от организационно-правовых форм субъектов такой деятельности) в целях принятия решения о возможности (невозможности) ее осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) осуществляется по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду (заказчика). Главное назначение ОВОС – обеспечить выполнение заказчиком требований экологического законодательства.
Впервые Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ было утверждено приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в 1994г. В 2000г. оно было заменено Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.
Содержание ОВОС:
-Цели реализации проекта.
-Альтернативы предлагаемой деятельности.
-Характеристика проектных предложений с учетом экологической ситуации на соответствующей территории.
-Сведения о состоянии окружающей среды на данной территории.
-Возможные последствия реализации проекта для окружающей среды.
-Меры по предотвращению неблагоприятных последствий для окружающей среды.