Экологическое лицензирование и экологическая сертификация.

Экологическая сертификация– специализированная деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта (продукции) предъявляемым к нему требованиям по экологической безопасности и охране окружающей среды. Сертификация готовой продукции играет огромную роль в контроле безопасности продукции для человека, его здоровья, жизни и имущества и для окружающей среды в целом.

В России обязательной экологической сертификации подлежат:

1) предприятия, производства, технологические процессы в черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, оборонной промышленности;

2) объекты Министерства обороны РФ;

3) автотранспортные средства с бензиновым двигателем, тракторные и комбайновые двигатели, мобильная сельскохозяйственная техника;

4) работы и услуги природоохранного назначения, в том числе разработка экологического паспорта предприятия, разработка предельно-допустимого выброса (сброса) – ПДВ и ПДС, лимита использования природных ресурсов и размещения отходов;

5) проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

6) разработка паспорта почв, экологический аудит, услуги по анализу объектов окружающей среды;

7) отходы, опасные в экологическом отношении;

8) система управления охраной окружающей среды.

Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензированиеявляется одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.

Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др. Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.

В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание.

Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать:

- данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию;

- данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

- указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

- сроки действия лицензии и сроки начала работ;

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

- условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды;

- некоторые другие элементы.

Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.

Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются:

- перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

- нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

- перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов;

- экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;

- сроки действия установленных экологических ограничений;

- нормы экологической ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии: штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование.

Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам.

При наличии оснований орган, выдавший лицензию (разрешение), может приостановить ее (его) действие или аннулировать ее. Наиболее типичным основанием для аннулирования является нарушение условий действия лицензии.

Наличие лицензии дает хозяйствующему субъекту возможность заключить договор на природопользование с исполнительным органом государственной власти. В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.

Лекция 4.

Наши рекомендации