Экологический контроль и экологический аудит.
Экологический контроль- важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Методы осуществления экологического контроля:
1.Наблюдение за состоянием объектов контроля.
2.Проведение проверок по соблюдению законодательства и выполнению обязательных мероприятий по охране природной среды.
3.Предупреждение по необходимости выполнения обязательных мероприятий по охране окружающей среды.
4.Пресечение экологически вредных действий (ограничение, приостановление, прекращение деятельности).
5.Выдача разрешений или аннулирование их на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ.
6.Установление нормативов качества окружающей природной среды и лимитов вредного воздействия на нее.
7.Привлечение к административной ответственности. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды; государственного контроля; производственного; общественного.
Различают следующие формыэкологического контроля:
А. 1) начальный (предварительный) контроль, осуществляемый до начала экологически вредной деятельности, и
2) текущий контроль, осуществляемый во время данной деятельности.
Б. 1) предупредительный контроль, имеющий целью не допустить совершение экологического правонарушения, предотвратить наступление вредных для окружающей природной среды вредных последствий, и
2) карательный, цель которого устранить выявленные правонарушения и наказать виновных.
Закон РФ “Об охране окружающей среды” предусматривает следующиевиды экологического контроля:
1) государственный;
2) производственный;
3) общественный.
Данные виды контроля имеют общую цель – обеспечение рационального использования природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В то же время они различаются по субъектам, их осуществляющим, пределам действия, методам проведения.
Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.
В результате производственной деятельности формируются главные источники загрязнения природной среды. Контроль этих источников легче всего проводить силами самих организаций. Такой экологический контроль называется производственным.
Общественный экологический контроль может осуществляться профсоюзами, иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Данный вид экологического контроля распространяется как на государственные органы, их должностные лица, в том числе органы, на которых возложено выполнение природоохранных функций, так и на предпринимательские структуры и граждан.
Задачи общественности состоят в выявлении экологических проблем, по каким-либо причинам оказавшимся вне поля зрения органов государственного экологического контроля и правоохранительных органов, в создании альтернативного информационного канала, повышении оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в создании обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы
Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и по выработке рекомендаций по снижению потенциального негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.
Задачами экологического аудита являются обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.
Экоаудит может быть обязательным и инициативным (добровольным). Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных в нормативно-правовых актах, а также по решению государственных органов (суда, правоохранительных органов).
Инициативный аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита.