ГЛАВА 5. Комплексная диагностика культуры здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста
Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни
Цель: изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.
Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература валеологического контекста, например, рассказ В.Берестова «Больная кукла», сказки К.И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
Вопросы к ребенку:
1. Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И. Чуковского? (покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации).
2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?
3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?
4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?
В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2-го по 4-й). Собственно он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.
В ходе наблюдения за ребенком третьего-четвертого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на такие детские проявления как:
• интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
• удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры;
• положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания;
• интерес к самопознанию;
• радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
• удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами;
• тенденции к самостоятельным проявлениям валеологической культуры.
Наличие выделенных проявлений в поведении малыша свидетельствует о правильном отношении ребенка к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Отношение ребенка_____________________________________ (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ
(по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляется избирательно | Примечания |
• Интерес к правилам здоровье -сберегающего и безопасного поведения | ||||
• Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры | ||||
• Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания | ||||
• Интерес к самопознанию | ||||
• Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми | ||||
•Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами | ||||
• Тенденции к самостоятельным проявлениям валеологической культуры |
В ходе наблюдения за ребенком пятого года жизни в повседневной жизнедеятельности обратите внимание на:
• устойчивость интереса, который проявляется к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
• самостоятельность проявления валеологической компетентности в разных видах детской деятельности и поведении;
• удовольствие, с которым ребенок выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, процессы самообслуживания, удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий;
• радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни;
• осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке;
• направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат.
Наличие выделенных проявлений в поведении ребенка свидетельствует о его правильном отношении к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты наблюдения также заносятся в таблицу 3.
Опросник для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Цель опросника: Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Раздел 1. Строение человеческого тела
Цель: изучить особенности знаний детей о строении тела человека.
Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, и ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в приложении 3.
Критерии оценки:
• знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения;
• адекватность ответа на вопрос;
• активность ребенка в диалоге, эрудированность.
Вопросы для детей младшего дошкольного возраста | Вопросы для детей среднего дошкольного возраста |
1. Кто это? 2. Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их (что это? — помогает воспитатель малышу). 3. Зачем человеку голова? 4. Что человек делает с помощью рук? 5. Что человек делает с помощью ног? 6. Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри). | 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста. 3. Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие? — на зови, пожалуйста. Почему эти части тела главные? 4. Может ли человек прожить без руки? А без головы? (дополнительные вопросы, если ребенок испытывает затруднения). 5. Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова? 6. Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь. |
Таблица 3
Отношение ребенка____________________ (лет, мес.) к здоровью и ЗОЖ
(по материалам наблюдения)
Критерии | Проявляется | Не проявляется | Проявляется избирательно | примечания |
• Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения | ||||
• Самостоятельность проявления валеологической компетентности в разных видах детской деятельности | ||||
• Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания | ||||
• Удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий | ||||
• Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни | ||||
• Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке | ||||
• Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат |
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначение, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.
Раздел 2. Правила чистюли
Цель: изучить особенности знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).
В диагностике используются диафильмы — последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам (приложение 1).
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.
Примерные вопросы по картинкам (диафильм «Правила чистюли: умывание рук»):
1. Что делает девочка?
2. Зачем она хочет помыть руки?
3. Зачем намыливать руки мылом?
4. Зачем вытирать руки?
5. Зачем вытирает руки девочка?
6. А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?
Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно просмотреть диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А что это ты делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»
Критерии оценки:
ü знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове;
ü целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены;
ü обоснованность действий ребенка, изображенного на картинке;
ü соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их значение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Н всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.
Рекомендации по организации педагогом диагностического процесса культуры здоровья дошкольников (Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.)
1. Помните, что педагог обязан владеть комплексом гуманистических качеств (устойчивая ориентация на человека, вера в его гуманистический потенциал, оптимистическая жизненная позиция, профессиональная компетентность, гибкость и мобильность, эмпатия, рефлексия, способность к фасилитации – поддержке, помощи в развитии другого человека), отсутствие которых делает невозможным решение профессиональных задач! К их числу относится и группа задач, направленная на изучение воспитателем ребенка в условиях педагогического процесса, на знание особенностей и возможностей каждого дошкольника в ходе образования.
2. Помните, что диагностический процесс должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Поэтому активнее используйте игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание.
3. Помните, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об особенностях его валеологической культуры. Уважайте ребенка, его права и желания!
4. Помните, что Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия.
5. В ходе диагностической беседы постарайтесь демонстрировать ребенку культуру общения, обращайтесь к нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал очень полный ответ» и т.д.
6. Активно используйте в ходе диагностики наглядные средства, особенно это касается детей младшего и среднего дошкольного возраста. Помните, что с опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос.
7. Обратите внимание на интонацию, с которой Вы задаете ребенку вопросы. Помните, что спокойствие и мягкость Вашего голоса позволят дошкольнику быть увереннее в своих ответах, расположат его к беседе.
8. Помните, что некоторые вопросы могут быть непонятны ребенку именно как вопросы. В связи с этим будьте готовы оперативно (быстро) переформулировать вопрос, упростить его, задать как проблемную ситуацию. Важно помочь ребенку раскрыться в ходе диагностики!
9. Помните, если ребенок не готов ответить на вопрос, связанный с его личным опытом, особенно это касается детей младшего дошкольного возраста, то вопрос должен быть сформулирован как ситуация, связанная со сверстниками в группе. Например, вместо вопроса: «Ты считаешь себя здоровым ребенком?» используйте вопрос: «Кого в нашей группе ты считаешь здоровым?» Или: «Считаешь ли ты здоровым своего друга Илью? Почему ты так считаешь?»
10. Умейте выслушать и услышать ребенка! Это означает, что Вы стремитесь понять его, хотите проникнуть в то, что воспитанник хочет выразить не только с помощью слов, но и с помощью эмоций, мимики, действий, поведения.
11. Помните, что диагностика валеологической культуры организуется для того, чтобы обогатить эту культуру всевозможными педагогическими средствами в условиях образовательного процесса детскою сада. Диагностика — это первая ступень в индивидуальной помощи ребенку!
12. Помните, что каждый ребенок неисчерпаем и проходит свой особенный, уникальный путь развития, и является носителем субъективной культуры, к которой собственно относится и валеологическая культура. Учитывайте это в интерпретации результатов диагностики!
13. Помните, что гуманитарный подход в изучении человека допускает различные проявления выделенных критериев валеологической культуры дошкольника, их нелинейность. В каждом отдельном случае Вы можете получить уникальное сочетание выделенных критериев, которое покажет Вам индивидуальные особенности валеологической культуры ребенка. Помните, что любая, даже самая хорошая и условная классификация условна!
14. Помните, что знания никогда не показывают особенностей компетентности ребенка, они, скорее они скорее говорят о его образованности, эрудиции. Изучение компетентности требует особых условий специфических методов. К ним относятся: дидактические игры, имитационные проблемные ситуации, значимые естественные ситуации, которыми наполнена жизнь ребенка и др. Педагогу важно уметь наблюдать за этими ситуациями и оперативно интерпретировать их.
15. Разработайте удобную для себя форму и способы фиксации диагностических результатов. Они должны подходить Вам как диагносту, быть оперативными и легкими в использовании, учитывать Ваши индивидуальные особенности и профессиональные возможности. Для фиксации результатов собеседования с детьми лучше всего использовать диктофон или магнитофон. Для фиксации результатов наблюдения или решения детьми валеологических задач используйте готовые бланки, протоколы, таблицы, систему условных значков (цветовых, фигурных и др.).
16. В организации диагностики и обработке диагностических результатов обращайтесь к помощи психолога, консультациям с ним. Помните, что эффективность диагностического процесса зависит от успешности профессионального взаимодействия и сотрудничества педагога и специалиста! Комплексность диагностики валеологической культуры в контексте личностно-социального развития требует применения разных методов, в том числе и стандартизированных. Прекрасно, если интерпретация результатов будет осуществляться Вами совместно, так как каждый из Вас владеет своим особым знанием ребенка, отличающейся профессиональной компетентностью, а это большой плюс в целостном изучении субъектных свойств и качеств дошкольника.
17. Помните, что результаты диагностики должны совпадать с диагностической целью! Старайтесь придерживаться рекомендуемых диагностических методов и определенных критериев оценки. Задумайтесь, что мешает Вам получить результат, адекватный исследовательской цели в случае их несовпадения.
18. Прежде чем начинать диагностику, ознакомьтесь с вопросами, которые Вы будете задавать детям, критериями оценки. Потренируйтесь несколько раз дома перед зеркалом. Вы должны чувствовать себя уверенно в содержании бесед и игр, вести себя естественно, быть мобильным, легко включаясь в диагностический процесс.
19. Помните, что ход и результаты диагностики валеологической культуры всецело зависят от Вашей активности. Вы как никто другой знаете своих воспитанников, Вы работаете с ними не один год, они доверяют Вам свои мысли и чувства, свои секреты и тайны, себя как значимому взрослому, искренни с Вами, а это очень важно!
Литература
Закон «Об образовании» Российской Федерации. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, за)циты и развития детей, 1990. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 5-еизд. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада / Под ред. В. В. Гербовой, Т.С- Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Развитие детей раннего возраста
Гол у бева Л. Т. Гимнастика и массаждля самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Л я м и н а Г. М. Развитие речи детей раннего возраста — М.: Айрис-Дидактика, 2005. Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И. А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев — 1 год 6 месяцев). — М.: Айрис- Пресс, 2005.
Ребенок от рождения до года / Под ред. С. Н. Те п л ю к. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Ребенок второго года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тепл юк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Особенности психического развития детей
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольни-ка. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Диагностика готовности ребенка к школе/Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика- Синтез, 2007.
Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Умственное воспитание
Ребенок и окружающий мир
Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: Сфера, 1999.
Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
Соломснникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Соломснникова О. Д. Занятия но формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Соломснникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Развитие речи
Гербова В.В. Развитие речи. 2-4 года. Учебно-наглядное пособие. — М.: Владос. 2003.
Гербова В. В. Развитие речи. 4-6 лет. Учебно-наглядное пособие. — М.: Владос, 2003.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гербова В. В. Занятия но развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В. В. Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Формирование элементарных математических представлений
Арапова-Пискарсва Н.А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Помораева И. А., Полина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Нравственное воспитание
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Петрова В. И., Стул ьп и к Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2007.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез. 2007.
Экологическое воспитание
Моисеева Л.В. Диагностика экологического образования . УрГПУ, Екатеринбург, 2003.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
Трудовое воспитание
Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Художественная литература
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М.: Оникс-XXI век, 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. И л ьчук и др. - М.: Оникс-XXI век. 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М.: Оникс-XXI век. 2005.
Художественно-эстетическое воспитание
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез. 2007.
Комарова Т.С. Занятия но изобразительной деятельности в средней группе детскою сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Комарова Т.С. Занятия но изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т.С., Филлинс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2008.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Пол ред. М.Б. Зацепи- ной. - М.: Сфера, 2005.
Серия рабочих тетрадей «Искусство — детям»
Филимоновская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Хохломская роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Сингез, 2005.
Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Простые узоры и орнаменты. М.; Мозаика-Синтез, 2005. Узоры Северной Двины. М.: Мозаика-Синтез, 2005. Сказочная Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. Смешные игрушки из пластмассы. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез. 2006. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Культурно-досуговая деятельность
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005.
Зацепина М. Б.. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в'детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Мозаика-Сиитез, 2008,
Игровая деятельность
Губанова Н.Ф. И|ровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей Фуппе детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез. 2008.
Физическое воспитание
Степанен кова Э.Я. Методика физического воспитания. — М.: Издательский дом ♦ Воспитание дошкольника», 2005.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Син- тез, 2005.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. – (приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Младшая группа
Математика для малышей. М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у малышей. - М.: Мозаика-Синтез. 2006. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Средняя группа
Математика для малышей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у малышей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Старшая группа
Математика для дошкольников. — М,: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. 2006. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез. 2006.
Подготовительная к школе группа
Математика для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. Развитие речи у дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006, Уроки грамоты для дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. Прописи для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»
Авиация. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Морские обитатели. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Рептилии и амфибии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Спортивный инвентарь. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Бытовая техника. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Музыкальные инструменты. — М.: Мозаика-Синтез. 2005.
Ягоды садовые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Домашние животные. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
День Победы. - М.: Мозаика-Синтез. 2005.
Животные жарких стран. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Животные средней полосы. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Насекомые. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Высоко в горах. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Посуда. - М.; Мозаика-Синтез, 2005.
Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Фрукты. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Герои сказок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Космос. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Собаки — друзья и помощники. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Ягоды лесные. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Филимоновекая народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Городецкая роспись но дереву. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Иолхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Каргополь — народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Хохлома. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Серия «Рассказы по картинкам»
Зима. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Весна. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лето. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Колобок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Репка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Теремок. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Курочка Ряба. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Летние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Зимние виды спорта. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Распорядок дня. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Профессии. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Приложение к Методика 2. «Лото»
Приложение к Методика 2. «Лото»