Методика 3. Постройка на тему «Улицы Изумрудного города»
Цель: выявление и оценка умения использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии); доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Стимульный материал. Картон, коробки разных размеров, цветная бумага, ножницы, клей, самоклеящаяся лента, изображение вариантов построек; детали для украшения зданий, улиц (природный и бросовый материал, проволока, поролон и пр.).
Процедура. Предварительная подготовка предполагает знакомство детей со сказкой «Волшебник Изумрудного города» и рассматривание иллюстраций к сказке. После знакомства с произведением «Волшебник Изумрудного города» взрослый предлагает игровую ситуацию: «Нам пришло письмо от волшебного Гудвина с просьбой построить в Изумрудном городе улицу, на которой будут жить герои сказки». Педагог и дети находят в конверте картинки с разными постройками, выбирают объекты, которые они будут строить, обозначают, для кого из героев сказки будет предназначена постройка, и выясняют, как постройку можно красиво оформить. Готовую поделку ребенок сравнивает с образцом, рассказывает, что он переделал или дополнил и почему. Работа завершается коллективной деятельностью по созданию улицы Изумрудного города.
Обработка. По результатам наблюдения за деятельностью детей выставляются следующие баллы.
Умение использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.):
· 3 балла —ребенок использует различные способы преобразования, проявляет творчество;
· 2 балла — ребенок при создании нового объекта применяет способы преобразования, предложенные взрослым;
· 1 балл — ребенок не вносит в постройку ничего нового, не реагирует на помощь взрослого.
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов:
· 3 балла — ребенок самостоятельно и осознанно доводит начатое дело до конца, добивается качественных результатов;
· 2 балла — ребенок завершает начатое дело и добивается результатов с помощью взрослого;
· 1 балл — ребенок не всегда доводит дело до конца, на помощь взрослого не реагирует.
Методика 4. Изготовление из природного материала поделок на тему «Старичок-лесовичок и его друзья»
Цель: выявление и оценка умения устанавливать причинно-следственные связи при выборе материала; организовывать рабочее место.
Стимульный материал: шишки, желуди, семена, скорлупа от грецких орехов и фисташек, мелкие веточки, сухие листья, ракушки, бусинки, пластилин, зубочистки.
Процедура. Предварительная подготовка предполагает знакомство детей со сказками о лесных жителях (например, русская народная сказка «Дедушка Ау»), рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование героев сказок.
Далее взрослый предлагает детям вспомнить сказки о сказочном лесе и его жителях и рассказать, кто там живет, что делает, чем занимаются эти герои. Дети рассматривают рисунки, вспоминают сюжет сказки (что произошло с героями, как им можно помочь). Взрослый предлагает им «оживить» сказочных героев, изготовить их из природного материала. В ходе беседы педагог уточняет, какого героя сказки изготовит каждый ребенок; обращает внимание детей на выбор материала; он должен соответствовать характеру героя и его внешнему облику. В процессе работы педагог наблюдает за действиями детей. По завершении работы дети под руководством взрослого обыгрывают сюжет сказки.
Обработка. По результатам наблюдения за деятельностью детей выставляются следующие баллы.
Умение устанавливать причинно-бедственные связи:
· 3 балла — ребенок стремится самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между материалом и героем, которого изготавливает;
· 2 балла — ребенок устанавливает причинно-следственные связи с помощью взрослого;
· 1 балл — ребенок не умеет устанавливать причинно-следственные связи, к помощи взрослого не прибегает
Умение организовать рабочее место:
· 3 балла — ребенок самостоятельно организует рабочее место;
· 2 балла — ребенок организует рабочее место с помощью взрослого;
· 1 балл —ребенок не всегда может организовать рабочее место, к помощи взрослого не прибегает.
Методика 5. Изготовление из бросового материала
Персонажа сказки «Теремок»
Цель: выявление и оценка сформированности технологической компетентности детей. Уточнить и скорректировать исходный уровень развития технологической компетентности детей в ситуации практической деятельности.
Стимульный материал: пластиковые бутылки разных размеров и цветов; цветная бумага, ножницы, клей, самоклеящаяся пленка и иллюстрации к сказке «Теремок».
Процедура. Дети вспоминают сказку «Теремок»; если необходимо, воспитатель читает фрагменты сказки. Дети вспоминают героев и рассматривают иллюстрации к сказке.
Воспитатель предлагает ребятам показать малышам кукольный спектакль «Теремок», но выясняется, что для кукольного театра нет героев. Детям предлагают решить эту проблему. Обсудив с детьми предложенные варианты решения проблемы останавливаются на изготовлении игрушек из бросового материала; обговаривают, какой материал можно использовать и как его преобразовать, чтобы получился тот или иной герой. Дети обсуждают, какого героя каждый из них будет изготавливать, и приступают к выполнению работы. По завершении работы рассматривают все поделки.
Обработка. Оценивается уровень в соответствии с качественными характеристиками сформированности технологической компетентности у старших дошкольников. При оценке не выставляются баллы, а корректируются уже имеющиеся количественные результаты в соответствии с обобщенными качественными характеристиками.
По ходу диагностики технологической компетентности детей заполняется сводная таблица.
Уровень сформированности технологической компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами: высокий уровень — от 24 до 30 баллов; средний уровень — от 16 до 23 баллов: низкий уровень —от 10 до 15 баллов.
Протокол диагностического обследования № ____ от «____»__________
Цель: обследования выявление и оценка интегративных качеств обеспечивающих технологическую компетентность дошкольника
Ф.И. ребенка __________________________________________ возраст ________
Ф.И.О. педагога _______________________________________________________
Дата обследования с «____» ____________ г. по «____» _____________ г.
№ | Оцениваемый показатель | Методика | max–min значения | балл | Уровень |
1 | умение ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации; выбирать способы действий из усвоенных ранее; принимать решение и применять знания | Методика 1. «Решение проблемных ситуаций» | 1 – 3 | ||
2 | умение планировать этапы своей деятельности; понимать и принимать задание взрослого и выполнять алгоритм действий | Методика 2. «Лото» | 1 – 3 | ||
3 | умения использовать способы преобразований; доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. | Методика 3. Постройка на тему «Улицы Изумрудного города» | 1 – 3 | ||
4 | умения устанавливать причинно-следственные связи при выборе материала; организовывать рабочее место | Методика 4.Изготовление из природного материала поделок «Старичок-лесовичок и его друзья» | 1 – 3 | ||
5 | сформированности технологической компетентности | Методика 5.Изготовление из бросового материала персонажа сказки«Теремок» | 1 – 3 | ||
Итог |