Методика 1. «Решение проблемных ситуаций»
Цель: выявление и оценка умения ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации; выбирать способы действий из усвоенных ранее; принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Стимульный материал. Схематичное изображение сути проблемной ситуации по выбору педагога.
Первый вариант. Содержание. Каждому ребенку предлагается ряд проблемных ситуаций (их содержание схематично изображено на карточках), например: «Как можно чисто вымыть руки без мыла?», «Мяч упал в лужу —как его достать?», «Воздушный шар поднялся к потолку — как его достать?» Ребенок должен принять правильное решение, выбрать способы действий и применить имеющиеся знания в новой для него ситуации.
Второй вариант. Содержание. Каждому ребенку предлагается ряд проблемных ситуаций, например: «Красная Шапочка и Дюймовочка захотели прочитать одну книгу. Как помочь им это сделать?», «Иван Царевич ищет свою принцессу, которую заколдовал злой колдун, и она стала прозрачной—как ему помочь?», «Вспомни сказку „Лиса и журавль"» Герои сказки не могли есть из определенной посуды: лиса —из кувшина, а журавль —из тарелки. Какая посуда необходима для того, чтобы им было удобно есть одновременно?» Ребенок должен выбрать способы действий и помочь героям. Высокий балл выставляется, если ребенок не решает проблемную ситуацию, а, размышляя, задает вопросы поискового характера.
Обработка. По результатам ответов детей выставляются следующие баллы.
Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации:
· 3 балла —ребенок самостоятельно ориентируется в новой, нестандартной для него ситуации и предлагает несколько вариантов проблемы;
· 2 балла —ребенок ориентируется в новой ситуации и предлагает решение проблемы на основе имеющегося опыта;
· 1 балл —ребенок бездействует, так как не может применять имеющиеся знания, умения и опыт в данной конкретной ситуации.
Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов:
· 3 балла — ребенок самостоятельно выбирает способы действий и находит новые варианты решения проблемы;
· 2 балла—ребенок выбирает способы действий с помощью взрослого;
· 1 балл — ребенок пытается выбрать способ действия, у него не получается, на помощь взрослого не реагирует.
Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях:
· 3 балла —ребенок принимает осознанное решение и применяет знания в различных жизненных ситуациях;
· 2 балла — ребенок применяет знания в тех или иных жизненных ситуациях с помощью взрослого;
· 1 балл— ребенок затрудняется применять знания в различных жизненных ситуациях, на помощь взрослого не реагирует.
Методика 2. «Лото»
Цель: выявление и оценка умения планировать этапы своей деятельности; понимать и принимать задание взрослого и выполнять алгоритм действий.
Стимульный материал. Большие карты лото 21x7 см, разделенные на 6 клеток, в центре карты расположено изображение конечного результата действия; маленькие карточки размером 4x5 см, на которых изображены этапы алгоритма действий.
Процедура. Диагностическое задание включает несколько серий заданий (рисунки представлены в Приложении). Взрослый может использовать одну из серий или все серии заданий, количество выбранных серий заданий зависит от опыта детей, но количество выполненных заданий не влияет на качественную характеристику изучаемых умений ребенка. Каждому ребенку предлагается большая карта лото и соответствующий набор маленьких карточек. Он должен последовательно разместить карточки на большой карте лото, отразив последовательность выполнения действий; после завершения задания объяснить логику выполнения действий.
Обработка. По результатам выполнения задания выставляются следующие баллы.
Умение планировать этапы своей деятельности:
· 3 балла — ребенок планирует этапы своей деятельности, прогнозирует ее результаты;
· 2 балла — ребенок планирует этапы деятельности с помощью взрослого;
· 1 балл— ребенок затрудняется планировать этапы своей деятельности даже с помощью взрослого.
Умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий:
· 3 балла — ребенок понимает и принимает задание взрослого и самостоятельно выполняет алгоритм действий;
· 2 балла — ребенок понимает и принимает задания с помощью взрослого и выполняет знакомые алгоритмы действий;
· 1 балл —ребенок не понимает и не принимает задание взрослого и алгоритм действий.