Глава 2. диагностика социально-коммуникативной компетентности старшего дошкольника
Формирование ключевых компетентностей у воспитанников является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе. Введение компетентностно-ориентированного подхода в систему дошкольного образования – способ прагматизировать систему образования в соответствии с заказом общества. Овладение детьми ключевыми компетентностями обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимании того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также дальнейшее успешное обучение в школе
Согласно положению 3.5. Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к планируемым результатам относятся «интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы:
· эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
· овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации»;
С данными интегративными качествами личности соотносится и позиция О.В. Дыбиной, выделяющей в качестве одной из ключевых компетенций дошкольника, социально-коммуникативную компетентность. По мнению ученого, социально-коммуникативная компетентностьвыступает, как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу [111]. Таким образом, описанные выше интегративные качества могут определять возможность формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольника.
В данной публикации особое внимание мы уделяем возможностям психолого-педагогической оценки следующих интегративных качеств:
· эмоциональный отклик на эмоции и чувства близких и сверстников;
· способность сопереживать героям художественных произведений;
· адекватность использования вербальных и невербальных средств общения,
· владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (ребенок способен договариваться, обмениваться предметами, соотносить свои устремления с интересами других людей, сотрудничать, изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации);
· готовность эмоционально окликаться на мир природы.
Описанные выше проявления социально-коммуникативной компетентности можно достаточно дифференцированно оценить в процессе психолого-педагогической диагностики.
№ | Диагностируемый показатель | Диагностический инструментарий |
эмоциональный отклик на эмоции и чувства близких и сверстников; | Опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику»; стандартизированная шкала наблюдения «Эмпатия дошкольника»; опросник А.М.Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» | |
способность сопереживать героям художественных произведений; | Проективная методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы»; Методика А.М. Щетининой «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» | |
адекватность использования вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; | Диагностические методики, разработанные под руководством О.В. Дыбиной «Интервью», «Необитаемый остров», «Помощники», «Не поделили игрушку» | |
готовность эмоционально окликаться на мир природы. | Диагностика экологического отношения у детей дошкольного возраста (С.Н.Николаева); методика «Экологическая воспитанность дошкольников» Н.Н. Кондратьевой; Диагностические карты для определения знаний, отношений, практических умений дошкольников В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой; Диагностические задания для выявления уровня экологической образованности у детей 6-7 лет Л.В. Моисеевой, И.С. Телегиной |