Экспертиза и оценка вредного воздействия на окружающую среду техногенного и антропогенного типа

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) представляет собой специальный комплекс действий государственных и экспертных комиссий по рассмотрению различных проектов, планов, проектно-сметной, нормативно-технической и нормативно-правовой документации, а также новой техники, технологии, материалов и веществ с позиции их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам.

Цель экспертизы -- проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Впервые в России с 1990 г. введено требование обязательной экспертизы и финансирования работ только после получения положительного заключения. Организационно Государственную экологическую экспертизу проводит МПР (или его комитеты на местном уровне) с привлечением экспертов из числа квалифицированных специалистов, ученых и практиков с оплатой их труда из федеральных средств или за счет средств заказчика экспертных работ. Председатель и члены экспертных комиссий несут юридическую ответственность экспертного заключения.

Общественную экологическую экспертизу проводят объединения, научные коллективы на добровольных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный и информационный характер. Если такое заключение будет утверждено органами государственной экспертизы, то оно приобретает силу юридически обязательного к исполнению документа.

В зависимости от степени и масштабности влияния объекта на ОПС его экспертиза может проводиться на федеральном, бассейновом (ландшафтном), региональном и районном уровнях. Независимо от уровня экспертизы в анализируемые вопросы включается изложение принципов, отражение обязательности, научной ответственности, независимости, вневедомственности, законности проведения, гласности, участия общественности и ответственности. Объектами экспертизы могут быть проекты программ, проекты строительства, проекты размещения; техника и технология; сырье и материалы; продукция; химические вещества; проекты стандартов, технических и правовых норм.

Исходными материалами экологической экспертизы как на предпроектной, так и на послепроектных стадиях являются климатические, геологические, гидрологические, генетические и самоочищающие характеристики почв, лесистость территории, флора, фауна, население, социально-экономические данные и др. Экспертиза проводится таким образом, что в результате получается модель объекта, выявляющая соответствие проекта требованиям ОПС. Она строится на основе изучения и анализа следующих моментов:

конечная цель проекта и его народнохозяйственное значение от районного до федерального уровня;

аргументированность причин реализации проекта на местности;

ТЭО (в последние годы оно заменяется технико-экономическими расчетами) с учетом технической возможности, земле- и ресурсоемкости;

современное состояние ОПС, его сравнение с фоновыми концентрациями;

типы и надежность мероприятий проекта по охране ОПС;

возможные негативные воздействия на окружающую среду и меры по их снижению;

соответствие технико-экономических потребностей природным возможностям с целью выявления возможных кризисных ситуаций;

возможные альтернативные решения реализации проекта;

альтернативные варианты рекомендуемых природоохранных мероприятий и очередность их осуществления;

выбор оптимального варианта, обеспечивающего компромисс между минимумом ущерба ОПС и максимумом технической возможности;

сопоставление альтернативных решений: на единицу затрат по критериям ценности проекта; экономических и социальных преимуществ от размещения объекта на местности; степени риска непредвиденных последствий размещения проекта; стоимости природоохранных мероприятий текущих и на перспективу. В соответствии с Международной конвенцией об оценке воздействия на ОПС, принятой странами Европейской экономической комиссии в 1991 г., России предписано проводить экспертизы по природным, техническим, экономическим, социальным, геотехническим, природно-техническим системам и природно-хозяйственным регионам.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является более углубленным и объемным вариантом проведения экологической экспертизы с учетом межгосударственных переносов загрязняющих веществ, информации и энергии.

Международной конвенцией определен перечень видов хозяйственной деятельности, для которых ОВОС проводится в полном объеме.

Нефтеочистные заводы, установки газификации и сжигания угля, битумных сланцев производительностью более 500 т/сутки.

Тепловые электростанции, АЭС мощностью более 300 МВт.

Установки для получения и регенерации ядерного топлива, переработки радиоактивных отходов.

Установки для доменного и мартеновского производства, предприятия цветной металлургии.

Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста производительностью более 200 т/год.

Химические комбинаты.

Строительство автомагистралей, скоростных дорог, железных дорог, аэропортов.

Нефте- и газопроводы из труб большого диаметра.

Торговые центры (супер-, макси- и гипермаркеты).

Установки по удалению отходов для сжигания, химической переработки или захоронения токсичных и опасных отходов.

Крупные плотины и водохранилища.

Водозаборы подземных вод с газовым расходом более 10 млн м3.

Производство целлюлозы и бумаги производительностью более 200 т/сутки.

Добыча углеводородов на континентальном шельфе.

Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

Вырубка леса на больших площадях.

ОВОС включает комплекс взаимосвязанных действий:

Выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

предполагаемых воздействий на ОПС действующего проекта;

изменений в ОПС как результат этих воздействий;

последствия для общества, к которым приведут изменения в ОПС.

Выявление, анализ и сравнение всех разумных альтернатив на основе социально-экономических оценок.

Форму, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных изысканий ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.

Инструмент принятия решений.

Принцип проведения ОВОС такой же, как и при экспертизе, а последовательность проведения -- существенно отличается.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС предполагаемой деятельности заказчик готовит «Уведомление о намерениях», в котором излагает обоснование по характеру намечаемой деятельности. Эта информация представляется в органы управления (представительные, исполнительные) с целью получения согласия на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных площадях для ее осуществления.

Наши рекомендации