Теоретическая основа оценок воздействия
Основной принцип общий для ОВОС и для экологической экспертизы, - презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности.Предполагается, что любая хозяйственная деятельность таит в себе ту или иную степень экологической опасности. Ее осуществление ведет к последствиям, которые необходимо оценивать, причем инициатор деятельности обязан предоставить веские доказательства экологической безопасности намечаемой им деятельности (в соответствии с действующими экологическими стандартами и нормативами).
Принцип превентивностиозначает, что оценка воздействия проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – недопущение (предупреждение) неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ним социальных и экономических последствий, вызванных реализацией проекта.
Характерно расширенное понимание превентивности, т.е. экологические оценки должны проводиться не только до принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности (например, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию и проектированию.
Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая и нулевой вариант (отказ от деятельности). В результате выбирается наименее экологически опасный способ достижения цели проекта, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. В предпроектных обоснованиях анализируются размещенческие, планировочные альтернативы, необходимые для экологической корректировки размещения. Достижению целей проекта с меньшим ущербом природе способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.
Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения цели намечаемой деятельности и альтернативных вариантов ее осуществления обеспечивают принятие верных решений, обусловленных результатами экологических оценок.
В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп альтернатив исходного проекта:
· альтернативы потребностей;
· виды деятельности;
· местонахождение проекта;
· производственные процессы;
· время выполнения проекта;
· ресурсы;
· способы удаления отходов;
· эстетическое воздействие.
На основе анализа альтернативных параметров формируются несколько (до пяти-шести) альтернативных проектов, а для окончательного выбора наилучшего варианта применяется, например, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на свойства компонентов природной и социально-экономической среды, а также некоторые другие специализированные методы.
Принцип демократичности (гласности)подразумевает признание за всеми сторонами общества, интересы которых затрагивает планируемая деятельность, прав на непосредственное участие в решениях по проекту. Принцип демократичности предполагает учет «интересов общества». Заинтересованные стороны имеют возможность участвовать в процессе ОВОС на всех этапах, их мнение учитывается наряду с заключением экспертов.
Демократические процедуры обычно противостоят «технократическим», при которых решения принимаются закрытым образом. В национальной процедуре ОВОС механизм применения принципа демократичности (гласности)представлен в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различного рода согласований, участия заинтересованных сторон в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей. Взаимная корреляция объективных (научных) и субъективных (общественных) оценок способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений по реализации проекта.
Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются принципами комплексности:
· интеграции– комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях процесса подготовки документов;
· альтернативности – оценка воздействий не может проводиться лишь по одному взятому варианту проекта;
· приоритетности – никакие соображения не должны служить основание для игнорирования экологических последствий реализации проектов;
· достоверности – степень реализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия на природу, население и хозяйство;
· сохранения– планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы;
· совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (эстетическая, культурная, религиозная) определяется воздействием на социально-психологические механизмы соответствия этническому стереотипу, национальным ценностям, этническому стереотипу, установкам;
· гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине и системе оценивания в зависимости от характера планируемой деятельности.
Национальная процедура ОВОС
Национальная политика Республики Беларусь в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды», «О государственной экологической экспертизе», в Положениях об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в Инструкциях по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности.
В законе «Об охране окружающей среды» сказано: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельности с участием общественных объединений».
В положении ОВОС дано следующее определение: «Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее – оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения и реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».
Национальная процедура ОВОС состоит из нескольких стадий:
1. разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС;
2. исследования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия»;
3. выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».
Процедурные моменты ОВОС. В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятию решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.
Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду –физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздействия – сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия – комплект документов, разработанных при проведении оценки воздействия, представляемых на экспертизу.
Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также планирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.
В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит исследования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов и достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия,с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу в составе другой проектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС – общественность региона.Он может включаться в процедурный процесс на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Общественные обсуждения – слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.
Участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком.
В публикациях в официальных изданиях должны быть приведены название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказчике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественности о форме представления материалов, сроков и месте доступности ТЗ и оценке воздействия на окружающую среду. Распространение информации может осуществляться по радио, через Интернет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывае т их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окружающую среду. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все происходящее протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС». Процедура общественного обсуждения предварительного варианта «Материалов по оценке воздействия» идентична выше приведенной.
Исследования по оценке воздействия на окружающуюсреду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включают:
· определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);
· анализ состояния территории в рамках географического охвата ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер и техногенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);
· выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения воздействий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
· оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
· определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации;
· сравнение по ожидаемым экологическим с связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
· разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности и иной деятельности;
· разработку рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик проводит с учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается в ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.
В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС – конкретный механизм реализации прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Требуется открытость материалов по оценке воздействия (в том числе их предварительного вари анта). Общественности предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются на местные органы власти.
Становление национальной процедуры ОВОС способствует новое Положение об оценке воздействия.., которое максимально сближает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу и подчеркивает ее обязательность не только при разработке проектов, но и при подготовке стратегических плановых программ, а также непроектных объектов, таких как новые технологии и т.д. Самое главное, оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
· информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах и ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий их значимости и возможности минимизации;
· выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
· решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестиционном проектировании приводится ниже.
1. Общие сведения.
1.1. Заказчик деятельности с указание официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.
1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место в его реализации.
1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица.
1.4. Характеристика типа обосновывающей инвестиции документации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснование инвестиций, Технико-экономическое обоснование (проект); Рабочий проект (утверждаемая часть).
2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.
3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной или иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по альтернативным вариантам.
6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).
7. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
8. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.
9. Выявление при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
10. Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.
11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.
12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
12.1 Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения .
12.2.Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также – адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.
12.3.Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, протоколы проведения общественных слушаний.
12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предметы возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.
12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечан6ий были учтены заказчиком и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.
12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.
13. Резюме нетехнического характера.
Методы проведения ОВОС
Алгоритм исследований воздействия проектируемой хозяйственной деятельности определяется типом воздействия и природными условиями региона размещения. Последовательность исследования такова: характеристика природных условий района строительства (нередко специализированная), вычленение объекта на базе концепции геотехнических систем; определение механизмов связи; вещественных, энергетических и информационных потоков, границ сферы воздействия. В пределах последней – вычленение зон влияния, дифференциация знака интенсивности влияния на экосистемы и ландшафты, определение степени воздействия в экстремальных ситуациях по технологическим, экономическим и социальным критериям. Важное значение имеет обоснование выбора параметров хозяйственной деятельности, природной среды, методов систем прогнозирования и оценивания.
К основным характеристикам хозяйственной деятельности, учет которых крайне необходим для составления ОВОС, относятся:
1) пространственно-временная структура непосредственно используемых видов ресурсов и интенсивность их использования (в качестве ресурса может рассматриваться и физическое пространство, необходимое для размещения объекта проектирования);
2) энергетическая мощность объекта (потребление энергии в единицу времени);
3) проектируемое время жизненного цикла производства;
4) интенсивность и изменчивость во времени и пространстве производства вещественно-энергетических отходов (выбросов, потерь) и их структурные пространственно-временные характеристики;
5) компоненты природной среды (переменные), непосредственно подвергающиеся воздействию в результате прямого использования ресурсов и отходов.
Важнейшие параметры природной среды (ландшафтов, речных бассейнов и других используемых моделей пространственной организации территории):
· естественный энергетический уровень – радиационный баланс и показатели структуры теплового баланса – затраты энергии на испарение, турбулентный теплообмен с атмосферой;
· естественный водный баланс и показатели структуры водного баланса (коэффициент стока, соотношение поверхностного и подземного стока);
· естественный баланс вещества (приход вещества с атмосферными осадками, соотношение твердой фазы стока на входе и на выходе);
· естественный (нормальный) биогеохимический фон (показатели емкости и скорости биологического круговорота веществ);
· биологическая продуктивность ландшафтов;
· КПД фотосинтеза естественного растительного покрова;
· естественная (нормальная) сложность (био- и ландшафтного разнообразия) на различных иерархических уровнях пространственной организации;
· прогнозируемый энергетический уровень и тепловой баланс (структура теплового баланса, отношение радиационного баланса к суммарной солнечной радиации – R/Q);
· прогнозируемый водный баланс;
· прогнозируемый биогеохимический фон;
· прогнозируемый уровень структурной сложности (био- и ландшафтного разнообразия);
· собственные частоты динамики основных переменных;
· характерное время самовосстановительных процессов;
· оценка стационарности и факторов, ответственных за стационарность.
Оценка стационарности показывает, насколько стабильна система и что именно определяет эту стабильность. Намеченная программа интегрального подхода к составлению ОВОС для ландшафта как геосистемы в целом в настоящий момент сложна для полной реализации из-за недостатка фактического материала и недостаточной разработки частных методик измерения параметров геосистем, но может рассматриваться как основа для будущих построений.
Методы ОВОС. В основе составления ОВОС лежит, прежде всего, эмпирическое обобщение данных (типовая схема) о влиянии технического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность частных и общих методов географических, инженерно-геологических, экологических исследований (полевых и камеральных). Они дополняются математическими методами, моделированием процессов, построением ГИС и т.д.
На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени.
На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданных период времени. Прогноз – результат прогнозных исследований. ОВОС включает не только физико-географический, но и инженерно-геологический, экономический, социальный прогнозы. Географическое прогнозирование – самостоятельная учебная дисциплина и междисциплинарное научное направление. Ниже приведем общие соображения по данному вопросу.
Методы прогнозирования делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Экспертные оценки применяются в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведений и неизвестны количественные зависимости между прогнозируемыми процессами и явлениями. Экспертные оценки применяются при построении ранжированных шкал оценок воздействия, они могут быть качественными, количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума и других видов деятельности и т.д. Экспертные оценки широко применяют при анализе альтернативных решений, определении неопределенности экологического риска и отдаленных последствий воздействия.
Среди прогнозных методов отметим экстраполяцию и метод прогнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при наличии статистических рядов (пространственно-временных рядов).
Наибольшее развитие 70-80-е годы ХХ в.в прогнозировании получил метод географических аналогий, особенно при прогнозировании последствий создания крупных водохранилищ и мелиоративных систем. Прогнозирование по аналогии предусматривает экстраполяцию закономерностей, найденных на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух районов и технологии производства. Метод географических аналогий, по существу, представляет совокупность методов (картографического, геохимического, геофизического, расчетных и др.), использование которых подчинено одному стратегическому замыслу. Объектом прогноза выступают природно-территориальные комплексы, интегрированные потоками вещества, энергии и информации от технического объекта в геотехническую систему.
Прогнозирование по аналогиям позволяет: 1) определить размеры зон и поясов влияния технического сооружения на отдельные компоненты ПТК и на природные комплексы в целом; 2) наметить основные тенденции в изменении отдельных компонентов природы по сезонам года и в зависимости от специфики функционирования технического объекта; 3) выявить временные стадии развития процесса влияния. Это в свою очередь создает основу для проведения оценки (природной, экологической, экономической, технологической, социальной) последствий.
Различают, как минимум, пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС. Причинно-следственные связи между возможными воздействиями на объекты устанавливаются матричным методом. Широко распространен метод сопряженного анализа карт, позволяющий определять и демонстрировать масштабы распространения воздействия. Хорошо зарекомендовала себя система потоковых диаграмм, описывающая природные системы как сложные структуры массообмена. Используется метод имитационного моделирования. Метод экспертных групп, несмотря на его недостатки (субъективность оценок и т.п.), служит для определения граничных параметров воздействия и используется для построения ранжированных шкал оценок воздействия и различного рода матриц.
Матричный метод воздействия.При применении данного метода оценки воздействия объектов на природную среду используются различные типы матриц:
1. Перечни типов воздействий, простые контрольные списки.
2. Списки объектов, испытывающих влияние и изменяющихся под воздействием, простые контрольные списки.
3. Простейшие причинно-следственные матрицы, устанавливающие взаимодействие типов воздействия и объектов, испытывающих их.
4. Сложные матрицы экологических последствий хозяйственной деятельности и обратных реакций.
Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой простых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов геологической службой США разработан ряд причинно-следственных матриц, в частности матрица Л. Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает наглядное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. В строках матрицы перечислено 88 компонентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздействия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществлением проекта, вызывает изменение того или иного компонента среды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий 8 800, но на практике для любого проекта оно колеблется от 25 до 50.
В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес и балл интенсивности) и по значимости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего) воздействие. Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздействия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, испытывающие воздействие.
Применяются четыре типа матриц: от простых – воздействие на компоненты природы, до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние изменений природы на деятельность общества, а также последствия этого влияния, т.е. распространение последствий в обществе и цепные реакции в деятельности человека.
Совместный анализ карт впервые был использован Я. Мак Харгом, который применил совмещение схем на кальке для оценки воздействия на среду. Суть метода заключалась в том, что исследуемая территория делилась на участки (исходя из топографических характеристик, типов землепользования и т.п.) и по каждому участку собиралась информация о компонентах окружающей среды и потенциальных воздействиях на них. Для каждого из показателей и для каждого варианта проекта вычерчивалась схема на кальке, совмещением которых выявлялись как интенсивность нарушений среды, так и факторы природного и социально-экономического характера, затрудняющие осуществление проекта. С помощью метода совмещения оценивалось воздействие линейных сооружений (автодорог, линий ЛЭП и т.п.), определялось свободное пространство для застройки, обосновывались границы охраняемых территорий, регионов со сложной экологической ситуацией. В настоящее время картографические методы применяются для определения географического охвата ОВОС, т.е. определения пространства и масштаба воздействия. Пространственно-временные рамки воздействия устанавливаются с учетом интенсивности воздействия в рамках ландшафтной, бассейновой организации территории или ее административного деления.
Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерархическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу картографирования, при крупномасштабных исследованиях – урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе – ландшафт, ландшафтный район. При этом могут быть использованы любые ландшафтные классификации, как традиционные морфологические, классические ландшафтно-геохимические, так и типологические (группировки ландшафтных единиц по экологическому потенциалу, ценности и значимости, по ответной реакции на воздействие, по типу хозяйственного использования, по типам антропогенных нарушений и т.д.).
При экологическом проектировании использования водных ресурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных месторождений оценивание производится в рамках бассейновой организации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водоразделами бассейнов определенных порядков.
Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оценивания, от природных до социальных, производя балансовые и прогнозные построения.
Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков. Для определения первичных изменений в цепи их следствий применяется также метод сетей, или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Метод предполагает составление перечня разных вариантов землепользования и характерных для них типов воздействий. Далее определяются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды (в данном примере – изменения стока воды в эстуарий) и последующие, вызванные уже нарушениями в природной среде (например, сокращение популяции рыб). В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. показать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анализируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов ограниченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.
Интересны попытки использования метода сетей для количественных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Строится график сетей между компонентами природной среды с указанием направления величины потоков энергии (в килокалориях, децибелах, для радиации – в кюри). Воздействие проекта оценивается на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы. Для оценки воздействия на окружающую среду используются также математические модели, в том числе имитационные, отражающие количественные зависимости между воздействиями и позволяющие рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющиеся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например воздуха (расчеты приземных концентраций вредных примесей), модели распространения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане.
Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатываемых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социально-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.
Завершающим этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их последствий. Выше мы говорили о пяти основных нормах состояния ландшафтов, которые определяются формами хозяйственного использования (см. гл. 3). Оценка всегда предполагает соотнесение установленных и прогнозируемых состояний показателей с нормальными состояния отдельных компонентов ландшафта либо ландшафта в целом.
Выделяется пять последовательных видов (этапов) оценивания экологических последствий от функционирования ГТС и производственных объектов: природная оценка, специальная природная, технологическая, экономическая и социальная, к которой относится и оценка социальной совместимости.
1. Природная оценка. Ее сущность заключается в соотнесении прогнозируемых изменений в свойствах ландшафтов (процессах) с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антропогенного воздействия, инвариант которо