Нормативы качества среды, допустимого воздействия, использования природных ресурсов

Стандарты качества окружающей средывыступают как критерии ее состояния и определяются предельно допустимыми нормами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта делятся на три основные группы. Первая - санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК).

Вторая группа нормативов устанавливает требования к источнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в 30-е годы, в связи с принятием «Правил об условиях сбора сточных вод в водоемы» (1939г.). Несколько позже, в 50-х годах, было начато нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нормативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать в Беларуси с 70-х годов прошлого века.

Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:

· предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН);

· регламентирование рационального использования природных ресурсов;

· разрешение на землепользование и лесопользование;

· установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

· строительные градостроительные правила;

· нормативы санитарно-защитных зон;

· экологические требования к технике, технологии, продукции;

· требования к обоснованию хозяйственной деятельности;

· лицензирование экологической деятельности.

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсовопределяются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователем устанавливаются нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов.

Нормативы предельно допустимого вредногодействия на окружающую среду определяют: предельно допустимые выбросы в атмосферу; предельно допустимые сбросы в воду; предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий; предельно допустимый уровень радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы (лимит) размещения отходов и т.д.

Виды экологического проектирования – проекты предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), проекты предельно допустимых сбросов в водные объекты (ПДС), проекты размещения отходов. Устанавливаются как «технические» нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, так и предельно допустимые выбросы. ПДВ и ПДС определяются как для стационарных источников, так и их совокупности, т.е. для объекта в целом. Если по технологическим причинам ПДВ невозможно соблюдать, разрабатываются временно согласованные выбросы (ВСВ). Разработка ПДВ и ВСВ осуществляется как в рамках процесса проектирования, так и действующих производств. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов обеспечены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Нормативы качества окружающей средыустанавливаются в целях сохранения экологических систем, генетического фонда растений, животных и безопасности жизнедеятельности населения. В законе «Об охране окружающей среды» перечислены следующие виды нормативов качества окружающей среды:

· нормативы химических показателей состояния среды, прежде всего предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воздухе, воде, почвах, растениях и т.д., включая радиоактивные вещества;

· нормативы физических показателей состояния среды (ПДХ), в том числе радиоактивности, электромагнитности, вибрации, шума и т.д.;

· нормативы биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы при оценке качества среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Для территорий и акваторий с определенным режимом охраны, а также для особо охраняемых природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов устанавливаются более строгие нормативы, с учетом природных региональных и локальных особенностей территории.

Нормативы допустимой техногенной нагрузкина окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы устанавливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по совокупному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей.

Нормативы образования отходов производства потребления и лимиты на их размещениеустанавливают как проектируемых объектов, так и для действующих производств с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и изолирования отходов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую средудолжны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы:

· нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбросов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – ресурсные нормативы;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных источников воздействия субъектами хозяйственной деятельности и утверждаются природоохранными органами. Они разрабатываются с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов. Технологические нормативы определяются для стационарных, передвижных и иных источников с учетом существующих технологий, экономических и социальных факторов. При невозможности соблюдения ПДС и ПДВ согласовываются лимиты на выбросы и сбросы (ВСВ и ВСС) по временным разрешениям. При этом планируется поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов, согласованное с органами государственного управления охраной природы. Законодательно также разрешается устанавливать временно согласованные выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов и т.д. Помимо лимитов на выбросы и сбросы существуют другие лимиты природопользования.

Нормативы допустимых физических воздействийна окружающую среду устанавливаются для каждого источника воздействия с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормативов качества окружающей среды, а также влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ресурсные нормативы)устанавливаются с целью сохранения, предотвращения деградации и устойчивого функционирования природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов. Порядок установления этой группы нормативов определяется законодательством о недрах, о животном мире, по охране природы и воспроизводству природных ресурсов, природопользованию и Земельным, Водным и Лесным кодексами.

Нормирование использования и охраны водных ресурсов.Использование поверхностных, подземных внутренних, других водных объектов регламентируется Водным кодексом Беларуси. Нормирование заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.

Лимиты использования водных ресурсов– предельно допустимые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавливаются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для Беларуси в целом.

Использование водных объектов может быть общим и специальным. Общее – общедоступное открытое пользование, специальное – по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов - хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбохозяйственных.Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при установлении ПДС – недопустимость превышения ПДК в сбросах. Возвратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в радиусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500м от места сброса.

Нормативы использования лесных ресурсов.Использование лесных ресурсов регламентируется Лесным кодексом и рядом постановлений Правительства Беларуси. Нормативом использования лесных ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека – научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам лесов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства. Различают понятия лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, выделенный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фондом, а расчетная лесосека – норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.

Ограничения рубок главного пользования устанавливаются для лесов первой группы. Эти рубки нельзя проводить в лесах национальных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, городских лесах, лесных зонах, лесоплодовых насаждениях; в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов.

В особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, разрешены только санитарные рубки, рубки реконструкции и рубки при расчистке лесных площадей под здания и сооружения, прокладку трубопроводов, дорог, просек, противопожарных разрывов т.д.

В лесах заповедников, на заповедных лесных участках и лесах первой группы не допускается большинство рубок.

В лесах первой группы разрешено проводить выборочные и постепенные рубки, обеспечивающие возобновление основных пород и устойчивость древостоев.

В лесах второй группы осуществляются все виды рубок главного пользования: сплошные, выборочные и постепенные, включая длительно-постепенные и чересполосные постепенные. Цель рубок: рациональная эксплуатация лесов с целью заготовки древесины, возобновление леса ценными древесными породами, сохранение и восстановление их средообразующих функций.

В лесах третьей группы также ведутся сплошные, постепенные и выборочные рубки, заготовка древесины. В целях видообновления леса при сплошных рубках должен сохраняться жизнеспособный подрост второго яруса, а также высадка лесных культур в течение двух-трех лет после рубки.

Нормативы использования и охраны животного мира.Нормирование использования и охраны биоты ландшафтов осуществляется в соответствии с законом. Отдельными постановлениями Правительства и нормативными актами установлены лимиты, стандарты, нормативы и правила использования и охраны животного мира, среды его обитания, которые разнятся в зависимости от отнесения вида животных в Красную книгу Беларуси.

Пользование животным миром должно сопровождаться системой мер по его охране и воспроизводству. Оно осуществляет по лицензиям, которые могут быть долгосрочными, краткосрочными и разовыми. Объекты животного мира предоставляются пользователю органами государственной власти, собственниками ресурсов в границах определенной территории или акватории на срок, оговоренный лицензией и договором на пользование ресурсом.

Долгосрочные лицензии на пользованиевыдаются на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, объектам рыболовства, отдельно для видов, занесенных в Красную книгу Беларуси, и для других видов. Добыванием объектов животного мира считаются все виды деятельности, связанные с их изъятием из среды обитания.

Нормы изъятия различных видов животныхустанавливаются в соответствии с их численностью, воспроизводством и охраной.

В целях сохранения и воспроизводства видов, занесенных в Красную книгу, пополнения их природных популяций допускается содержание животных в искусственно созданной среде обитания.

3.6. Нормирование санитарных и защитных зон

Нормирование санитарных и защитных зон заключается в определении их размеров, охранных функций и режима природопользования. Законом «Об охране окружающей среды» определен специальный режим водоохранных зон, санитарно-защитных зон, буферных зон заповедников, зон охраны курортов и лечебных ресурсов. Приняты или готовятся к утверждению и другие законы по этим зонам.

Санитарно-защитные зоныпредставляют собой полосу (зону) между промышленными предприятиями и другими источниками физических, химических, биологических воздействий на природную среду и селитебными территориями.

Здесь запрещается проживание людей, размещение детских, лечебно-оздоровительных учреждений, парков и спортивных комплексов. Концентрация вредных выбросов на внешней границе не должна превышать ПДК для атмосферного воздуха населенных мест. Понятия «санитарная защита» и «санитарно-гигиенические нормы» в последнее время все чаще называют «экологическими».

Санитарная защитамеры по сохранению санитарно-гигиенического благополучия на данной территории. Они включают санитарную охрану, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, охрану почв, вод, воздуха, организацию зон санитарной охраны.

Санитарно-гигиенические нормы– показатели качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает благоприятные для жизни человека условия существования.

Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности выбрасываемых веществ и может достигать 1000, 500, 300, 100 и 50 м. При наложении ареалов воздействия нескольких предприятий размер ее увеличивается в три раза. Для экологически опасных производств иногда она может достигать 5 км. Как показали исследования, радиус воздействия металлургических центров на ландшафты различных природных зон достигает 25-30 км, что создает неблагоприятные условия проживания здесь населения. Поэтому при создании крупных промышленных центров, помимо санитарно-защитной зоны необходимо проектировать зону санитарного разрыва в радиусе 25-30 км.

Нормирование водоохранных зон. Водоохранная зона – территория, прилегающая к акваториям рек, озер и водохранилищ, со специальным природоохранным режимом, исключающим загрязнение, засорение, истощение и заиливание водных объектов. Нормативы и режим водоохранных зон определяются готовящимся к утверждению «Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Беларуси». Водоохранная зона – объект проектирования гидротехнических и других систем. Эта территория выделяется для охраны подземных или поверхностных вод от загрязнения, на ней запрещена или ограничена хозяйственная деятельность, здесь рекомендуется лесовосстановление. Размеры таких зон обусловлены физико-географическими, гидрологическими условиями. Для разных водных объектов в зависимости от их размеров установлена минимальная ширина зон, которая отсчитывается от уреза воды в летний период. Для рек длиной до 10 км – 15 м; от 11 до 50 км – 100 м; от 51 до 100 км – 200 м; свыше 500 км – 500 м; для озер или акваторий до 2 км2 – 300 м; более 2 км2 – 500 м.

В водоохранных зонах и полосах исключается хозяйственная деятельность, распашка земель, вырубка лесов, размещение животноводческих комплексов, и летних лагерей скота, мест захоронения, складирования навоза, мусора и отходов, применение ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазачных материалов, установка палаточных городков.

Нормирование округов санитарной (горно-санитарной) охраны.Установление округов санитарной охраны курортов и их земель, лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей – одна из мер их охраны, которая будет регламентироваться подготовленным к утверждению законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Границы и режим природопользования в округах для курортов и лечебных ресурсов республиканского уровня устанавливаются правительством, а для курортов регионального и местного значения – субъектами Беларуси.

В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны выделяют три зоны охранного режима разной строгости.

В первой зоне запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, исключая исследование и использование природных лечебных ресурсов в оздоровительных и лечебных целях при условии применения экологически чистых технологий.

Во второй зоне запрещается хозяйственная деятельность, не связанная непосредственно с курортным лечением и приводящая к загрязнению и истощению природных ресурсов.

В третьей зоне введены ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также ограничена хозяйственная деятельность, загрязняющая природную среду и вызывающая истощение природных лечебных ресурсов.

Наши рекомендации