Геоэкологические принципы и нормативная база проектирования

Геоэкологические принципы проектирования– это указания, ориентирующие проектные институты, проектировщика на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, сохранение среды обитания человека.

Необходимо сохранить ландшафт как функционально целостное образование, а не только его отдельные компоненты (воды, воздух, почвы, растения и т.д.). Ландшафт, благодаря системной природе, обладает многими свойствами, способными удовлетворять различные потребности общества.

Лица, участвующие в проектировании, должны сознавать свою личную ответственность за последствия предлагаемых и принимаемых решений. Проектировщик обязан:

· обладать региональными геоэкологическими знаниями, знаниями о специфике структуры и функционировании конкретных ландшафтов;

· иметь представление о технологии конкретного проектируемого производства;

· знать основные положения строительных норм и правил, государственных стандартов и ведомственных документов;

· владеть правовыми основами охраны природы (основные законы об охране природы, экологической экспертизе, экологическом лицензировании и т. д.).

Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.

Требования экологические– комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.

Природоохранные требования– обязательные условия хозяйственной деятельности, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.

Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.

Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования, строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных и других объектов (СанПиН).

Нормативная основа экологического обоснования проектов в Беларуси–это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям; СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.

Таким образом, экологическое обоснование проектов- совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определенного региона и человека.

Экологическое нормирование (ЭН)– это научная и правовая деятельность, направленная на охрану природы и рациональное природопользование. Экологическое нормирование разрабатывает экологические регламенты и нормативытехногенного воздействияна экосистемы, при которых сохраняется нормальное функционирование этих систем. Цель ЭН - выявление уровня техногенных воздействий, при которых не происходит структурно-функциональных перестроек экосистем, ландшафтов.

В экологическом нормировании прослеживаются две стратегии. Первая связана с нормированием состояния отдельных компонентов: вод (поверхностных, почвенных и грунтовых), атмосферы, грунтов, почв, растительного покрова, животного мира, вторая стратегия нацелена на оценку состояния ландшафта в целом, который как системный объект интегрирует в себе взаимодействия всех природных и антропогенных процессов.

Состояние современных ландшафтов зависит во многом от форм хозяйственного использования территории. Выделяется пять классов форм использования территории:

1. Ландшафты целенаправленно и полностью преобразуются человеком. Устойчивость структуры и функционирования территории – сфера управленческой деятельности человека (города, промышленные комплексы, некоторые геотехнические системы). Значительную роль играет контролирование и регулирование природными и техногенными процессами.

2. Потенциал ландшафта используется для получения полезной продукции, но для поддержания ее качества и количества на территорию привносятся значительные дополнительные количества вещества и энергии. Структура территории полностью определяется целями максимализации биопродуктивного процесса (интенсивное растениеводство, животноводство).

3. При получении продукции полностью или частично используется самовосстановительный потенциал природы. Управленческие воздействия направлены в основном на повышение эффективности сбора «урожая» (лесное хозяйство, охотничье хозяйство, пастбищное животноводство).

4. Ландшафт используется в основном для восстановления и стабилизации медико-биологического и социально-психологического состояния человека (рекреационные зоны, дачные садовые участки, национальные парки, зоопарки и т.д.).

5. Осуществляется сохранение самовосстановительного потенциала ландшафта. Используются средорегулирующие функции и средообразующие возможности естественных природных процессов (создание заповедников различных типов охраняемых территорий, научных стационаров).

Для каждого типа использования территории в конкретных физико-географических условиях существуют свои достижимые стандарты состояния, которые определяются замкнутостью и емкостью круговорота веществ и зависят также от социально-экономического развития общества. Объект оценивается при наложении друг на друга трех систем иерархической организации территории: бассейновой, организующей потоки минерального вещества и воды; ландшафтной, создающей пространственную структуру среды; административной, отвечающей за решения социальных, экономических и экологических конфликтов.

Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования,должны определять взаимоотношения органов власти, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования, и содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:

· принципы природопользования и природоохранной деятельности;

· меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;

· ответственность за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды,должны содержать в себе параметры качества компонентов природной среды, определяемые природно-климатическими особенностями территории.

Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействия на окружающую средуобъектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни влияния на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.

Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействийдолжны обеспечивать сохранение здоровья и генофонда населения. Для особо ценных территорий (курортных и рекреационных зон, особо охраняемых территорий) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий. Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.

Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы(в том числе удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:

· состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукции;

· состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;

· физические воздействия;

· шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.

При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.

В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.

Экологические критерии–признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.

В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

· природозащитные (условие – сохранение целостности экосистемы, популяции, вида);

· антропоэкологические (воздействие на человека);

· эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

· эколого-социальные (воздействие на социум);

· эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа - население - хозяйство);

· качества окружающей среды – признаки, по которым производится оценка качества окружающей среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.

При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.

Экологический стандарт– количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов.

Стандарты качества окружающейявляются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта в целом.

В Беларуси существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:

· охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);

· рационального использования и охраны недр (Недра);

· охраны и использования почв (Почвы);

· улучшения использования земель (Земли);

· охраны и использования вод (Гидросфера);

· охраны атмосферы (Атмосфера);

· рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);

· охраны флоры (Флора);

· охраны фауны (Фауна).

Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.

Государственные стандарты– государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, связанные с планированием и проектированием.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

· нормативы качества окружающей среды;

· нормативы использования природных ресурсов;

· нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду;

· экологические стандарты;

· нормативы санитарных и защитных зон.

Наши рекомендации