Терминологическая энтропия в экопсихологии
В настоящее время термин экопсихология применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследуя: экопсихологию, психологию окружающей среды, экологический подход в психологии, которые имеют самостоятельные предметы исследования, свои задачи и методологические особенности.
Предмет экологической психологии
Экология зародилась и развивалась как раздел биологии который изучает отношение живых организмов между собой и с окружающей средой.
В дальнейшем в список объектов исследований был включен человек. В результате этого возникла такая научная дисциплина как Экология человека и Социальная экология.
Постепенно в исследованиях экологов, где традиционно изучалась химическое, физическое, биологическое влияние среды все больше внимания стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к возникновению специального раздела экологии - экопсихологии.
Предмет исследования экопсихологии - это влияние факторов на психику человека.
Задачи экопсихологии:
1-выделение наиболее значимых для психики человека эко факторов
2-изучение ПФ аспекта и влияние на психическое здоровье, и поведение человека
3-разработка методик оптимальной организации этих факторов
Экологический подход в психологии начал формироваться в конце 60-ых годов в США.
Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в «физ. Мире», а в «эко мире».
«Физ. Мир» такой как его, исследуют и описывают физика, химия, и др. естественные науки.
«Эко мир» тот который можно видеть, слышать, воспринимать на ощупь.
Автор эко подхода в психологии-Дж. Гибсон.
В рамках этого подхода исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объекта которые не являются значимыми для ж/д данного организма и с одной стороны рассматривают только те из них и создает реальную экологическую, а не физическую среду проживания, а с другой стороны изучает формирование психики в природных экологических условиях.
Задание эко подхода в психологии
Эта разработка психологии человеком в экологическом мире, т.е. дополнение существующей психологии человека в физическом мире.
Психология окружающей среды
Предмет психологии окружающей среды. В 60-ых годах 20ст в среде психологов возникло понимание того что сущ лабораторная Ψ не может дать полного представления о поведении чел в реальном мире из-за невозможности учета всех факторов существующих природных условиях. На рубеже 80-ых годов разнообразные исследования взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, которое получило название психологии окружающей среды.
Основные современные направления:
1.Пространственное познание
2.Пространственное поведение
3.Восприятие качества среды
4.Реакции человека на взаимодействие с окружающей средой.
Предмет исследования психологии окружающей среды- отношение человека к среде обитания, взаимосвязи между переменными факторами среды и разными характеристиками.
Методология особенностей психологии окружающей среды:
1)Рассмотрение человека и окружающей среды взятых в целостности как единственной системы
2)Представление о том, что среда существенно влияет на поведение человека, а именно в реакциях разных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем разного.
Исследование природы окружающей среды:
1)Природная среда не имеет определенных твердо фиксированных границ во времени и пространстве.
Чаще всего границы внутри природной среды создаются, конструируются тем специалистом, который воспр их соотв цели и хар-ру своей д-сти. эти границы сущ лишь в его субъективном восприятии.
Зачастую границы (субъективные) могут даже противоречить реально существующим в природе взаимосвязей между разными её элементами.
2)Природная среда одновременно влияет на все органы чувств. В то же время восприятие природной среды не являются лишь суммированием информации (зрительной, слуховой и т.д.) что была получена от разных рецепторов. Оно сверхмодальное.
3)Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности.
В зависимости от характера деятельности в данной природной среде, сенсорная информация, которая поступает про ее элементы, является главной или периферической.
В тоже время человек не свободный в восприятии свободной среды. Восприятие не является его своеволием, что именно и как будет воспринято человеком, в значительной мере определяется характером самой среды.
4)Каждый элемент природной среды наряду с физич и хим характеристиками имеет также и соц значение, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются чел в процессе социализации и определяют восприятие природной среды.
5)Восприятие природы как среды может иметь эгоцентрический характер.
В связи с этим, окружающая природная среда структурируется на основе позиций «свой -чужой», благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен как «родная природа».
6)В восприятии природной среды большую роль играет: противопоставление, центр, периферия. Центр среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем периферия.
Следует отметить, что никакого реального центра в самой природной среде не существует.
7)Восприятие природы как среды, характеризуется целостностью, и эта особенность является наиболее важной. Природная среда не является простой суммой объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, а существует как целое на фоне которого четко различаются отдельные детали, т.е. восприятие природной среды всегда общее, но в тоже время и исключительное.
Природная среда в целом выступает как гештальт.
Задание психологии окружающей среды – изучение взаимосвязи между переменными среды и разными характеристиками человека, его поведения.
4 ПУНКТ!!!!
Ключевая проблема эко психологии – исследование индивидуального и группового сознания.
Эко сознание – совокупность эко представлений существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Т.о. – предмет исследования эко психологии – это эко сознание, рассматриваемое в социогенетическом (общественном), онтогенетическом (индивидуальном) и функциональном аспектах.
Связь эко психологии с другими дисциплинами.
В эко психологии выделяются 4 основные направления исследования сознания:
1-подструктуры эко представлений;
2-подструктуры субъективного отношения к природе;
3-подструктуры стратегий;
4-технологии взаимодействия с природой.
Перед эко психологией стоят следующие задания, которые решаются в рамках каждого из этих направлений:
1-анализ развития в социогенезе - анализируется эко сознание в разные эпохи, рассматривается специфика представлений, отношений, стратегий и технологий взаимодействия с природой. Определяются основные тенденции развития, изучаются их движущие экономические, культурные, политические и др. факторы.
2-разработка типологий – разрабатывается типология как индивидуального так и исторически сформированного общественного эко сознания, анализируется структура эко представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения к природе, создается система параметров и типология, т.е. психологическая характеристика разных типов отношения к природе).
3-анализ развития – анализируются основные тенденции развития в процессе онтогенеза индивидуального эко сознания, исследуются качественные характеристики и динамика в онтогенезе представлений о природе и взаимосвязях человека с ней. Образуется и место природы в образе мира личности. Рассматриваются факторы, которые определяют развитие субъективного отношения к природе, исследуются возрастные особенности мотивации выбора стратегий в контексте общего и личностного развития.
4-анализ механизмов формирования и формирование эко сознания.
5-анализ индивидуальной и групповой специфики. Согласно с этим заданием, изучаются особенности эко сознания в разных социальных профессиональных группах, устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы эко представлений, которые свойственны каждой социальной группе и отдельным ее членам.
6-разработка принципов и методов диагностики для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела эко психологии и экологической психодиагностики – создается специальный диагностический арсенал, который позволяет определить уровень сформированности и качественно своеобразие системы эко представлений, субъективного отношения к природе и применяемым стратегиям и технологиям взаимодействия с ней.
7-исследвание психологических функций, которые могут быть реализованы в результате взаимодействия человека с миром природы, их влияние на развитие личности, создание на этой основе методов психокоррекции и психотерапевтической работы.