Охрана земель: понятие, основные направления и правовые формы осуществления.
Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Правовую основу регулирования государственной охраны
раны земель составляют:
1) Земельный кодекс РФ (глава 2);
2) ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 г.;
3) ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.200.11\
№7;
4) ФЗ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 г. ;
5) ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 г.;
Правовые меры государственной охраны земель подразделяются на три группы:
1) рациональная организация земель;
2)защита почв от эрозии, загрязнения и иных вредных воздействий;
3) восстановление нарушенных земель.
1.Рациональная организация земель включает:
- землеустройство;
- мониторинг земель;
- государственный земельный контроль.
Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
1) выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.
Осуществление государственного земельного контроля отнесено к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:
- соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
- своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- использованием земель по целевому назначению;
- своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
2.Защита земель от вредных воздействий направлена на предотвращение деградации земель.
Данная группа мер включает:
- мелиорацию земель;
- государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов;
- нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве.
Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротсхнических и других мелиоративных мероприятий.
Государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом РФ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»
Пестициды и агрохимикаты могут применяться территории РФ только после их регистрации. Регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, и которым проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний.
Нормирование негативных воздействий на состояние земель осуществляется на основании ФЗ от «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пр.
Санитарные правила устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обусловливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятно-воздействие на состояние почв.
3.Восстановление нарушенных земель осуществляется посредством:
- рекультивации нарушенных земель;
- консервации деградированных земель.
Под рекультивацией понимают комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель в целях включения их в сферу хозяйственного использования.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых, добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; и т.д.
В зависимости от целей восстановления нарушенных земель, выделяют несколько направлений рекультивации
- Сельскохозяйственная рекультивация,
- Лесохозяйственная рекультивация,
- Водохозяйственная рекультивация,
- Строительная рекультивация,
- Рекреационная рекультивация
- Природоохранная рекультивация.
Консервация нарушенных земель означает временное исключение из хозяйственного оборота земель, отрицательно влияющих на окружающую природную среду, рекультивация которых для использования в хозяйственном обороте экономически неэффективна.
Консервация земель проводится с целью предотвращения и устранения процессов деградации почв, восстановления плодородия почв и реабилитации загрязненных территорий.
47.Экологические требования к планировке и застройке населенных пунктов.
Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (ст. 83 ЗК РФ).
Основное назначение земель поселений состоит в обеспечении необходимых условий жизнедеятельности населения на соответствующей территории.
Земли поселений неоднородны по своему составу и делятся на территориальные зоны с различным разрешенным режимом использования, включая зоны жилой застройки, общественно-деловые и иные зоны. Однако правовой режим этих зон подчинен главной задаче — обслуживанию различных нужд населения.
Генеральные планы поселений и городских округов служат основой градостроительного зонирования земель поселений.
Документы зонирования территорий утверждаются нормативно-правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки) (ч. 1 п. 2 ЗКРФ).
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-дедовым;
3) сельскохозяйственного использования;
4) рекреационным;
5) занятые лесами;
6) специального назначения;
7) производственным;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1.основные виды разрешенного использования;
2.условно разрешенные виды использования;
3.вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношение к основным.
Основные и вспомогательные виды использования выбираются правообладателем земельного участка и объекта капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Условно разрешенный вид пользования осуществляется на основе специальных разрешений.
В отношении застроенных или подлежащих застройке территорий осуществляется разработка документации по планировке территории. К документации по планировке территории относятся следующие документы:
• проект планировки территории;
• проект межевания территории;
• градостроительные планы земельных участков.
Несмотря на различия правового режима, установленного для отдельных составных территориальных зон, правовому режиму земель населенных пунктов присуще основополагающее общее начало, состоящее в обеспечении единства правового режима земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных в его границах, установлении ведущей роли градостроительных требований в определении режима земельного участка.
Экологические требования в городских и сельских поселениях, обеспечивающие благоприятные условия проживания населения, устанавливаются в соответствии с Законом ООС (охрана окружающей среды) и Градостроительным кодексом РФ (принят 8 апреля 1998 г.).
Различают два вида поселений: городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:
• сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);
• крупнейшие города (от 1 до 3 млн.);
• крупные города (от 250 тыс. до 1 млн.);
• большие города (от 100 до 250 тыс.);
• средние города (от 50 до 100 тыс.);
• малые города и поселки (до 50 тыс.);
• крупные сельские поселения (свыше 5 тыс.);
• большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс.);
• средние сельские поселения (численность населения от 200 до 1 тыс.);
• малые сельские поселения (менее 200 человек).
К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены:
• города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург;
• города — центры субъектов Федерации;
• города-курорты;
• исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;
• городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т.д.);
• городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В России насчитывается 1087 городов и более 2000 поселков городского типа, различных по численности населения, природно-климатическим условиям размещения, экономическому и природноресурсному потенциалу. Практически во всех городах, особенно в крупных, последние 40 лет зрели неразрешенные проблемы, связанные с ухудшением качества земель и их охраной. Эти проблемы обусловлены многими факторами техногенного и природного свойства, а также синергическим эффектом от их сочетаний.
В зависимости от степени
загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное
назначение.
На землях городских и сельских поселений могут устанавливаться следующие виды территориальных зон: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование. В территориальные зоны могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются между промышленными предприятиями и жилыми или общественными зданиями. Они служат для защиты населения от вредного воздействия производства. Размер санитар-но-защитных зон зависит от мощности, условии осуществления технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, шума, вибраций, электромагнитных волн, радиочастот, ультразвука и других вредных факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния промышленных предприятий на окружающую среду.
Санитарная охрана земель городов осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среды обитания человека и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности (см. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). В этом Законе содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городов. Санитарные правила включают порядок:
• сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов;
• обезвреживания отходов;
• уборки населенных мест;
• уборки объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки, лечебно-профилактические учреждения). Утверждение норм проектирования и реконструкции объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам;
• содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, соблюдения уровня радиационного фона;
• соблюдения санитарных норм.
Контроль за выполнением данных требований осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, входящая в систему органов Минздрава России (Положение об этой Службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г.).