Экологический контроль: виды и формы.
Правовые формы участия общественности в охране окружающей природной среды.
Роль общественного экологического контроля заключается в том, что граждане и природоохранительные общественные объединения наряду с государственными органами участвуют в определении природоохранительной политики, а также в осуществлении контроля за ее осуществлением.
Общественный экологический контроль имеет свои особые функции и формы их реализации. Основные функции общественного экологического контроля состоят в следующем:
1) просветительская, или информационная.
2) превентивная функция, состоящая в предупреждении экологических правонарушений;
3) содействие в осуществлении мероприятий, направленных на пресечение экологических правонарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.
Общественные организации являются самостоятельными участниками отношений в сфере экологического контроля. Вмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений не допускается. Таким образом, позиция общественных экологических объединений не обязательно должна совпадать с решением государственных органов и должностных лиц. Более того, общественные объединения вправе добиваться реализаций своих решений политико-правовыми методами.
Поэтому основное направление развития общественного экологического контроля на современном этапе состоит в обеспечении населения достоверной экологической информацией, создании банка экологической информации. Гарантией реализации данного требования должна являться система юридической ответственности за невыполнение должностными лицами государственных и муниципальных органов требований по предоставлению экологически значимой информации или предоставление недостоверной информации.
Основными организационными формами общественного экологического контроля являются:
1) Контроль общественных организаций.
Выделяют два вида общественных экологических организаций:
♦ общероссийские организации. Они отражают интересы тех лиц, которые добиваются проведения определенной экологической политики в стране в целом, направленной, например, на реализацию про граммы расширения парков в России, ограничение застройки ландшафтов и т. д.;
♦ общественные организации, имеющие региональный и местный характер. Эти организации объединяют такие круги населения, которые обеспокоены охраной здоровья и возможными нарушениями нормальных условий быта из-за появления в данной местности определенных промышленных и иных объектов, в частности, атомных электростанций, свалок, «дымящих» производств и других объектов.
Такие организации возникают, как правило, в качестве реакции на нежелательные проекты и носят в большинстве случаев временный характер.
2) Контроль органов местного самоуправления.
3) Контроль отдельных граждан, осуществляемый непосредственно на основе участия в референдумах и в иных формах,
Новой формой участия общественности в охране природной среды является институт уполномоченных по правам человека.
Таким образом, развитие системы общественного экологического контроля требует принятия нормативных актов, которыми бы закреплялись права и гарантии реализации прав граждан и общественных объединений при осуществлении экологического контроля.
Экологические правонарушения: понятие и виды.
Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.
Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.
Дляобъективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
а) противоправность поведения;
б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).
В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.
Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
37. Понятие экологического преступления. Классификация видов экологических преступлений.Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.
Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.
Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.
Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности человечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.
К числу преступлений данной группы относится экоцид. Состав данного преступления предусмотрен ст. 358 УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов; в также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Предметом экологического преступления являются охраняемые законом природные объекты и комплексы.
Однако не всякое преступление, где фигурирует природный объект, относится к разряду «экологических преступлений». Для отнесения преступления к категории «экологических» необходимо наличие такого признака, как реальное причинение вреда либо создание угрозы такого причинения.
Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.
Субъективную сторону преступного деяния составляет вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности. Форма вины правонарушителя имеет значение для определения степени социальной опасности деяния.
Большинство составов экологических преступлений включает умышленную форму вины. Неосторожная форма вины является признаком экологического преступления в отдельных случаях, в частности, когда экологическое преступление повлекло смерть человека, когда совершено уничтожение или повреждение леса и в других случаях.
В широком смысле понятие «экологические преступления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:
1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного посягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;
2) собственно экологические преступления, предусмотренные гл. 26 УК РФ. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются отношения по поводу охраны природной среды.
В зависимости от объективных признаков преступления выделяют:
♦ материальные составы экологических преступлений, связанные с причинением реального вредатприродной среде;
♦ формальные составы, предусматривающие ответственность за создание «угрозы» причинения вреда природной среде.
Общим предметом экологического преступления признается окружающая природная среда в целом. Данный предмет присутствует во всех составах экологических преступлений.
Наряду с общим предметом выделяют родовые предметы уголовно-правовой охраны, к числу которых относятся:.
♦ здоровье и жизнь человека;
♦ состояние отдельных видов природных ресурсов и природных комплексов;
♦ порядок пользования отдельными природными объектами.
Родовой предмет присущ определенным видам преступлений. Например, родовой предмет преступления против здоровья человека отличается от родового предмета экологических преступлений в узком значении.
Экологический контроль: виды и формы.
Экологический контроль — это комплекс мероприятий, включающих в себя наблюдение за состоянием окружающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В зависимости от субъектного состава отношений в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:
1) государственный экологический контроль;
2) производственный экологический контроль;
3) муниципальный экологический контроль;
4) общественный экологический контроль.
Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами исполнительной власти. Система государственных органов, наделенных функцией осуществления экологического контроля, постро ена в соответствии с принципом разделения функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов (п. 5 ст. 65 Закона РФ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Муниципальный контроль как вид экологического контроля предусмотрен ст. 68 Закона РФ «Об охране окружающей среды», Все уполномоченные на осуществление МЭК структуры можно свести к двум видам: органы местного самоуправления и муниципальные учреждения.
Роль общественного экологического контроля заключается в том, что граждане и природоохранительные общественные объединения наряду с государственными органами участвуют в определении природоохранительной политики, а также в осуществлении контроля за ее осуществлением.
Правовые формы экологического контроля классифицируются по двум основаниям: во-первых, в зависимости от целевой направленности контрольных мероприятий, во-вторых, с учетом юридической значимости результатов контроля.
По первому основанию формы контроля классифицированы на две группы:
1) превентивный экологический контроль;
2) инспекционный экологический контроль.
Превентивный контроль, направленный на предупреждение экологических правонарушений, включает такие мероприятия, как экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, экологическая экспертиза.
Инспекционный контроль состоит в проведении проверок соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечении виновных в совершении правонарушений лиц к юридической ответственности.
По второму критерию формы контроля также делятся на две группы — информационные и юрисдикционные формы.
К информационным формам контроля относятся экологический мониторинг, государственный учет, экологическая и радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий и территорийПравовое значение данных мероприятий состоит в накоплении информационных ресурсов, необходимых для осуществления юрисдикционных форм контроля.
К юрисдикционным относятся такие формы контроля, как оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, государственная экологическая экспертиза, декларирование безопасности промышленных объектов, применение административной ответственности, постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия.
Юрисдикционное значение данных мер состоит в принятии по результатам их осуществления правовых актов, порождающих либо прекращающих права и (или) обязанности участников экологических правоотношений.
Так, утверждение экологического обоснования по результатам оценки воздействия является основанием для принятия документов на государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для начала финансирования и санкционирования проекта намечаемой деятельности. Представление декларации промышленной безопасности, на которую получено положительное заключением государственной экологической экспертизы, является основанием для выдачи лицензии на данный вид деятельности и заключения договора обязательного страхования риска гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.