Российское законодательство об охране озонового слоя
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана озонового
слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечива-
ется посредством регулирования производства и использования
веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы в соответствии
с международными договорами Российской Федерации, общеприз-
нанными принципами и нормами международного права, а также
законодательством РФ.
190 • Глава 15
Предупреждение опасных изменений озонового слоя Земли на
деле обеспечивается:
— организацией наблюдения, учета и контроля изменения со-
стояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной дея-
тельности и иных процессов;
— установлением и соблюдением нормативов предельно допус-
тимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние
климата и озонового слоя;
— регулированием производства и использования в быту хими-
ческих веществ, разрушающих озоновый слой;
— применением мер ответственности за нарушения этих требо-
ваний.
Список веществ и отходов производства, вредно воздействую-
щих на состояние озонового слоя, утверждается специально упол-
номоченными государственными органами Российской Федерации
в области охраны окружающей среды и сообщается всем мини-
стерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организа-
циям.
Сыграли свою роль постановления Правительства РФ об утверж-
дении федеральной целевой программы «Защита окружающей
природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных
токсикантов», «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и
вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и
содержащей их продукции», «Об усилении мер государственного
регулирования производства и потребления озоноразрушающих
веществ в Российской Федерации».
В настоящее время приобретает актуальность выполнение тре-
бований Киотского протокола, предусматривающего выделение
странам квот на возможность загрязнения глобальной атмосферы.
В случае неиспользования своей квоты государство, вероятно, смо-
жет ее уступить, каким-либо образом компенсировать, может быть,
продать другому загрязнителю-государству.
Приобретение атмосферы над своей территорией в собствен-
ность, торговля воздухом, таким образом, приобретают не только
фантастические, но и, по мнению ряда специалистов, реальные
очертания. Нашей стране предстоит серьезное обновление законо-
дательства об охране атмосферного воздуха и ужесточение требо-
ваний к его охране.
Проблема сохранения озонового слоя показывает, что власть че-
ловека над природой не является всесильной и он должен вовремя
осмыслить свою роль во вселенной и, возможно, кое-где остано-
виться в своем безудержном техническом прогрессе, приносящем
не только блага, но и загрязнения, порой необратимые, ограни-
Правовая охрана атмосферного воздуха • 191
читься в своих потребностях сверхприбылей и глобального превос-
ходства, иначе может быть поздно.
Глобальная озоновая, околокосмическая, экологическая катаст-
рофа, как и ядерное загрязнение, может коснуться всех и каждого.
Однако кажущаяся отрешенность этих проблем от сиюминутных
забот затрудняет и отодвигает их решение, а экономический кри-
зис перечеркивает достигнутые международные договоренности и
национальные предписания.
Вопросы для повторения
1. В чем особенности правовой охраны атмосферного воздуха,
его озонового слоя и околоземного космического пространства?
2. Каковы основные направления правовой защиты атмосфер-
ного воздуха и предупреждения вредного воздействия на него?
3. Какое место занимает охрана атмосферного воздуха в комп-
лексе мер по правовой охране окружающей среды?
Литература
Комментарий к Федеральному закону «Об охране атмосферного
воздуха» / под ред. С. А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002.
Бринчук М. М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1986.
Габитов Р. X. Воздухоохранное право. Уфа: Башкирский госу-
дарственный университет, 1999.
Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция нео-
жиданной глобальной опасности. М., 1993.
Глава 16