И способы охраны водных объектов

Водные объекты или их части могут предоставляться для удов-
летворения одной или нескольких целей, одному или нескольким
водопользователям. Законодательно установлен перечень целей
использования водных объектов: питьевое и хозяйственно-быто-
вое водоснабжение; здравоохранение; промышленность и энерге-
тика, сельское хозяйство, лесное хозяйство, гидроэнергетика, рек-
реация, транспорт, строительство, пожарная безопасность, рыбное
хозяйство, охотничье хозяйство, лесосплав, добыча полезных ис-
копаемых, торфа, сапропеля.

Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-
бытового водоснабжения признается приоритетным. Источниками
подобного водоснабжения являются защищенные от загрязнения и
засорения поверхностные и подземные водные объекты, близ ко-
торых организуются зоны и округа санитарной охраны. Отно-
шения по использованию воды, изъятой из водных объектов, рег-
ламентируются гражданским и санитарным законодательством.
Кроме того, водные объекты или их участки, имеющие важное зна-
чение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресур-
сов, предоставляются преимущественно для этих целей.

Водное законодательство предусматривает лимиты водополь-
зования — установленные на определенный срок предельно допус-
тимые объемы изъятия вод или сброса сточных вод нормативного
качества. Этими мерами законодатель стремится ограничить нега-

Правовая охрана вод «153

И способы охраны водных объектов - student2.ru тивное воздействие на воды, возможное при любом целевом ис-
пользовании водного объекта.

В законодательстве различаются следующие виды вредного
воздействия на водные объекты: загрязнение, засорение, истоще-
ние. Загрязнение понимается как сброс, иное поступление в вод-
ный объект или образование в нем веществ, ухудшающих качество
вод и негативно воздействующих на состояние сопряженных с ним
земель (дна и берегов), что приводит к ограничению использова-
ния. Засорение заключается в сбросе или ином поступлении в вод-
ный объект инородных предметов и взвешенных частиц, ухудша-
ющих состояние и затрудняющих использование водного объекта.
Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение
качества поверхностных и подземных вод.

Правовая охрана вод осуществляется по различным направле-
ниям и различными способами. Для обеспечения охраны вод осу-
ществляется регулирование деятельности источников загрязне-
ния — объектов, с которых сбрасываются или иным образом по-
ступают вредные вещества. Это могут быть промышленные и
сельскохозяйственные предприятия, транспорт, коммунально-бы-
товое хозяйство и т. д. Они не должны вызывать загрязнения и за-
сорения водных объектов сверх установленных нормативов.

Чтобы защитить водные объекты от загрязнения, засорения, за-
иления и истощения, а также сохранить среду обитания биоресур-
сов, отечественное законодательство пошло по пути создания во-
доохранных зон с полосами разной степени жесткости правового
режима. В Положении о водоохранных зонах водных объектов и их
прибрежных защитных полосах 1996 г. содержатся необходимые
ограничения хозяйственной деятельности на примыкающих к воде
участках. Запрещены складирование мусора, отходов производ-
ства, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других
машин и механизмов, а в определенных случаях (при ширине зоны
менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более
3°) — размещение дачных и садово-огородных участков. Запреща-
ется проведение строительства и реконструкции зданий, сооруже-
ний, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче по-
лезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования
с бассейновыми и другими органами управления в области исполь-
зования и охраны вод.

Прибрежные защитные полосы являются линией наиболее же-
сткого режима и, как правило, должны быть залужены или покры-
ты древесно-кустарниковой растительностью. На территории при-
брежных защитных полос (дополнительно к предусмотренным во-
доохранной зоной ограничениям) запрещены распашка земель,

154 • Глава 12

И способы охраны водных объектов - student2.ru применение удобрений, складирование отвалов размываемых грун-
тов, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение
участков под индивидуальное строительство, движение автомоби-
лей и тракторов.

Согласно ВК РФ запрещено применение ядохимикатов и других
химических средств, если это влияет на состояние водных объек-
тов и водных биоресурсов. Запрещены также взрывные работы с
применением ядерных или иных технологий с выделением радио-
активных и токсичных веществ, захоронение и сброс радиоактив-
ных и токсичных веществ (материалов). При этом сброс сточных
вод с токсичными веществами допускается только после их очист-
ки в установленном порядке.

Водное законодательство предусматривает и некоторые особен-
ности охраны подземных водных объектов. На их водосборных
площадях запрещено размещение отходов, свалок, кладбищ, ско-
томогильников, если сами подземные воды используются для пи-
тьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вопросы для повторения

1. Какова наиболее распространенная форма собственности на
российские водные объекты?

2. В чем существенные условия договоров пользования водны-
ми объектами?

3. В чем проявляется назначение бассейновых соглашений?

4. Каковы ограничения хозяйственной деятельности в преде-
лах водоохранных зон?

5. Каковы тенденции развития водного законодательства РФ?

Литература

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв.
ред. С. А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 1997.

Крассов О. И. Природные ресурсы России: комментарий зако-
нодательства. М.: Дело, 2002.

Гуцуляк В. Н. Морское право: учеб. пособие. М.: РосКонсульт,
2000.

Евсегнеев В. А. Российское и зарубежное законодательство о за-
щите населения и территорий от наводнений. М.: Былина, 2003.

Глава 13

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ

Составляющие важную часть окружающей природной среды
леса, представляющие национальное достояние России, нуждают-
ся в усилении правовой охраны путем неуклонного соблюдения
установленного в них режима использования, совершенствования
управления лесным фондом, повышения экологического, рекреа-
ционного потенциала лесов.

§1. Правовой режим использования
и охраны лесов

Развитие лесных отношений

Использование и охрана лесного фонда, правовой режим ис-
пользования лесов регулируются ЛК РФ, заменившим Основы
лесного законодательства РФ 1993 г. В нем предусматриваются
разграничение земельных, водных и лесных отношений и немало
связанных с ними природоохранных требований.

Базируясь на конституционных нормах, ЛК РФ устанавливает
правовые основы рационального использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсно-
го потенциала. При этом регулирование лесных отношений осуще-
ствляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лес-
ной растительности, земли, животного мира и других компонентов
окружающей природной среды, имеющей важное экологическое,
экономическое и социальное значение.

Такое понимание леса в единстве с землей сложилось не сразу и
имеет длительную историю развития. До XVII в. лес рассматривал-
ся, в том числе в Уложении Алексея Михайловича 1649 г., прежде
всего как способ бортничества, охоты, заграждения от набегов вра-
гов. В XVIII в. при Петре I и Екатерине II лесу придается значение
корабельного материала, строительства российского флота. В XIX
и XX вв. учреждаются и функционируют государственные органы
управления лесом, который становится средством извлечения
прибыли: в 1913 г. лесная отрасль давала 2% государственного бюд-
жета, из которых одна треть шла на лесное хозяйство.



Глава 13

И способы охраны водных объектов - student2.ru Лесным кодексом РСФСР 1923 г. устанавливались новые отно-
шения в области лесопользования. Экспорт лесной продукции ев-
ропейского российского Севера стал давать значительные финан-
совые средства для развития, индустриализации и обеспечения
независимости, обороноспособности страны.

Плановое ведение лесного хозяйства, его централизация наряду
с крайностями и недостатками позволили наладить надлежащую
государственную охрану лесных ресурсов в системе органов
управления, реализовать полезащитные, противоэрозионные и во-
доохранные свойства лесов, бороться с пожарами и вредителями
лесов, в значительной мере обепечивать воспроизводство лесов,
снабжать древесиной малолесные районы страны, занимающей
одну шестую часть суши.

Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных рес-
публик (1977 г.) и принятый вслед Лесной кодекс РСФСР (1978 г.)
закрепили исключительную собственность государства на леса и
предоставление их только в пользование, «оторвали» регулирова-
ние лесных отношений от регулирования земельных, водных и гор-
ных отношений, что было изменено упомянутыми Основами 1993 г.

При отграничении лесных отношений от иных экологических
отношений важно понимать, что:

— лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е.
распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд
и на земли лесного фонда, в том числе не покрытые лесной расти-
тельностью;

—• лесное и земельное законодательства регулируют отноше-
ния в области использования и охраны земель лесного фонда;

— гражданское, земельное, водное законодательства, законода-
тельство о растительном мире, соответствующие статьи ЛК РФ
регулируют отношения в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности;

— гражданское и иное законодательства РФ регулируют отно-
шения по использованию различных видов лесной продукции.

Объектами лесных отношений признаются лесной фонд РФ,
участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие
в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кус-
тарниковая растительность.

Наши рекомендации