В области охраны окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ
в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, от-
носятся:
— осуществление государственного контроля в области охраны
окружающей среды (государственного экологического контроля) на
объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм
собственности, находящихся на территории субъекта РФ, за исклю-
чением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих
федеральному государственному экологическому контролю;
— установление нормативов качества окружающей среды, со-
держащих соответствующие требования и нормы не ниже требо-
ваний и норм, установленных на федеральном уровне;
Управление в области охраны окружающей среды * 79
— ведение учета объектов и источников негативного воздей-
ствия на окружающую среду, государственный экологический
контроль которых осуществляется субъектом РФ;
— контроль в установленном федеральным законодательством
порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду
по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением
объектов, подлежащих федеральному государственному экологи-
ческому контролю;
— ведение Красной книги субъекта РФ;
— право образования особо охраняемых природных террито-
рий регионального значения, управление и контроль в области
охраны и использования таких территорий.
Полномочия органов государственной власти не являются кон-
стантой, неизменяемой категорией. Полномочия Российской Феде-
рации и субъектов РФ могут перераспределяться тремя различ-
ными способами:
1) заключение договоров о разграничении полномочий. При этом
способе передачи полномочий полномочия передаются между Рос-
сийской Федерацией и субъектами РФ полностью без предостав-
ления финансирования передающей стороной;
2) заключение соглашений о передаче осуществления части
полномочий. Указанное соглашение заключается на определенный
срок, при этом полномочие делегируется с финансированием из со-
ответствующего бюджета;
3) делегирование полномочий на основании федерального зако-
на. Передача полномочий осуществляется при условии предостав-
ления субвенций из федерального бюджета.
Система органов государственной власти
в области охраны окружающей среды
Полномочия в области охраны окружающей среды реализуют-
ся посредством системы органов государственной власти. Органы
государственной власти могут быть классифицированы по различ-
ным критериям. В зависимости от уровня государственного управ-
ления выделяются органы государственной власти РФ и органы го-
сударственной власти субъектов РФ. В зависимости от характера
компетенции:
— органы общей компетенции (Президент РФ, Правитель-
ство РФ, Федеральное Собрание РФ, правительства, администра-
ции субъектов РФ);
— органы отраслевой компетенции (Министерство обороны РФ,
Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Ми-
нистерство экономического развития и торговли РФ, Министер-
ство транспорта РФ, Минсельхоз РФ);
80 • Глава 6
— органы специальной компетенции (МПР России, Федераль-
ная служба по надзору в сфере природопользования (Росприрод-
надзор), Федеральная служба по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору при Правительстве РФ (Ростехнадзор),
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окру-
жающей среды при Правительстве РФ (Росгидромет); Федераль-
ное агентство лесного хозяйства при МПР России, Федеральное
агентство водных объектов при МПР России, Федеральное агент-
ство по недропользованию при МПР России, Федеральное агент-
ство по рыболовству при Минсельхозе РФ).
Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ 2004 г.
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» и Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной власти» утвер-
ждена система федеральных органов исполнительной власти,
дифференцируемая в зависимости от выполняемых ими функций.
В систему федеральных органов исполнительной власти вошли
федеральные министерства, федеральные службы и федеральные
агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом ис-
полнительной власти, осуществляющим функции по выработке го-
сударственной политики и нормативно-правовому регулированию
в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфе-
ре деятельности. Федеральная служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также
специальные функции в области обороны, государственной безопас-
ности, защиты и охраны Государственной границы Российской Фе-
дерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:
— осуществление действий по контролю и надзору за исполне-
нием органами государственной власти, органами местного само-
управления, их должностными лицами, юридическими лицами и
гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и другими
нормативными правовыми актами общеобязательных правил по-
ведения;
— выдача органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицен-
зий) на осуществление определенного вида деятельности и (или)
конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также из-
дание индивидуальных правовых актов.
Управление в области охраны окружающей среды • 81
Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме
случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постанов-
лениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору —
также управление государственным имуществом и оказание плат-
ных услуг.
Федеральное агентство является федеральным органом испол-
нительной власти, осуществляющим в установленной сфере дея-
тельности функции по оказанию государственных услуг, по управ-
лению государственным имуществом и правоприменительные
функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляю-
щие государственное управление в области охраны окружающей
среды, определяются субъектами РФ. Как правило, это управле-
ния, департаменты или отделы администраций (правительств)
субъектов РФ.
Муниципальное управление