Значение федеративного устройства
Одним из важных условий является создание отлаженной сис-
темы взаимодействия «центр — регионы». Переход к устойчивому
развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений,
следовать которым будет нелегко. Это, в частности, осуществление
хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных
территориях и отказ от реализации любых проектов, которые на-
носят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологиче-
ские последствия которых недостаточно изучены.
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в це-
лом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчи-
вое развитие Российской Федерации, ее субъектов, всех ее ре-
гионов. Это предполагает формирование эффективной простран-
ственной структуры экономики страны при соблюдении баланса
интересов всех субъектов РФ, что предопределяет необходимость
разработки и реализации программ перехода к устойчивому раз-
витию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих
программ при разработке государственной политики в области
устойчивого развития.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степе-
ни должны соответствовать федеральным задачам, но при этом не-
обходим учет местных особенностей, предусматривающий, в част-
ности:
— выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и
незастроенных территориях городов, других населенных пунктов
и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекуль-
тивацию земель, озеленение и благоустройство;
— осуществление мер по оздоровлению населения, развитию
социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемио-
логического благополучия;
Принципы и объекты охраны окружающей среды • 43
— развитие сельского хозяйства на основе экологически про-
грессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям,
реализацию мер по повышению плодородия почв и их охране от
эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной за-
щиты сельского населения.
Глобальная роль России
Роль России в решении планетарных экологических проблем
определяется ее суверенитетом, «особенной статью», обладанием
большими по площади территориями, не затронутыми хозяй-
ственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости
ее как федеративного государства, всей биосферы в целом. В соот-
ветствии с этим приоритеты России в международном экологиче-
ском сотрудничестве по обеспечению своего устойчивого развития
сводятся к следующему:
— организация равноправного международного партнерства по
решению проблем перехода к устойчивому развитию;
— активное участие в международных программах по пробле-
мам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих
нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
— создание эффективных механизмов обеспечения межгосу-
дарственного экологического паритета при решении вопросов
0 трансграничном переносе вредных веществ;
— стимулирование поступления в Россию экологически ориен-
тированных зарубежных инвестиций, производств и продуктов;
— обеспечение экологических интересов страны во внешнеэко-
номической деятельности.
Необходимо продолжить усилия по основным направлениям
международной деятельности России в области охраны окружаю-
щей среды, в том числе по:
— сохранению биоразнообразия;
— защите озонового слоя от истощения;
— предотвращению антропогенного изменения климата;
— охране лесов и лесовосстановлению;
— борьбе с опустыниванием;
— развитию и совершенствованию системы особо охраняемых
природных территорий;
— обеспечению безопасного уничтожения химического и ядер-
ного оружия;
— решению проблем Мирового океана и межгосударственных
региональных экологических проблем (нормализация окружаю-
щей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспий-
1 кого морей и Арктическом регионе).
44 • Глава 3
К числу важнейших научных проблем, решение которых воз-
можно в рамках международного сотрудничества, относится опре-
деление характеристик экологической устойчивости планеты в це-
лом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему интеллек-
туальному и научному потенциалу Россия здесь может сыграть
одну из ведущих ролей, что обусловливает необходимость уясне-
ния значения международного экологического сотрудничества как
принципа охраны окружающей среды.
Этапы перехода
Переход к устойчивому развитию — процесс весьма длитель-
ный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу со-
циальных, экономических и экологических задач. По мере продви-
жения к устойчивому развитию само представление о нем будет
меняться и уточняться, потребности людей — рационализировать-
ся в соответствии с экологическими ограничениями, а средства
удовлетворения этих потребностей — совершенствоваться.
Начальный этап перехода России к устойчивому развитию пре-
допределен необходимостью решения острых экономических и со-
циальных проблем, но поскольку именно они формируют главные
целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблю-
дать в этот период обоснованные экологические ограничения на хо-
зяйственную деятельность.
Одновременно следует разработать и реализовать программы
оздоровления окружающей среды в зонах экологического бед-
ствия, обеспечить их планомерное выполнение, наметить комплек-
сные меры по нормализации обстановки на экологически неблаго-
получных территориях и подготовить организационную и законо-
дательную основу реализации этих мер.
На следующем этапе должны осуществляться основные струк-
турные преобразования в экономике, технологическое обновление,
существенная экологизация процесса социально-экономического
развития. На этом этапе экологическое благополучие территории
страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации ис-
пользования богатого природного потенциала России и снижения
его относительных затрат на душу населения.
Движение нашей страны и всего человечества к устойчивому
развитию в конечном счете приведет к формированию предска-
занной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мери-
лом национального и индивидуального богатства станут духов-
ные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружа-
ющей средой.
Принципы и объекты охраны окружающей среды • 45
§3. Международное
экологическое сотрудничество