Загрязнение и охрана атмосферного воздуха

60. Из перечисленных газов, присутствующих в промышленных выбросах, в наибольшей степени пропускает ультрафиолетовое и задерживает инфракрасное излучение:

а) CH4; +

б) N2;

в) O3;

г) CO.

61. Одним из глобальных последствий загрязнения атмосферного воздуха, губительных для населяющих сушу организмов, считается:

а) снижение содержания метана;

в) понижение кислотности водоёмов;

б) разрушение озонового экрана; +

г) повышение температуры приземного слоя.

62. Более всего опустыниванию подвержена территория (около 45%):

а) Азии;

б) Австралии; +

в) Северной Америки;

г) Южной Америки.

63. В районах недостаточного увлажнения, занимающих более 47% всей земной суши, деятельность людей вызвала эффект опустынивания, который заключается:

а) в расширении существующих пустынь за счёт их наступления;

б) в уменьшении площади луговых экосистем;

в) в образовании пустынь за счёт уничтожения растительности и аридизации; +

г) в уменьшении площади лесных массивов.

Инвазия

64. Моллюск дрейссена заселил промышленные водоемы тепловых и атомных электростанций. При этом основная проблема, на решение которой приходится ежегодно затрачивать значительные средства, заключается:

а) в сокращении биоразнообразия промышленных водоемов;

б) в загрязнении промышленных водоемов продуктами жизнедеятельности моллюсков;

в) в обрастании и засорении промышленных водозаборов; +

г) в сокращении уловов рыбы в промышленных водоемах.

65. Неконтролируемое распространение животных и растений на новые территории получило название:

а) интродукция;

б) инвазия; +

в) акклиматизация;

г) реаклиматизация.

66. В Великих американских озерах обитало 22 вида местных двустворчатых моллюсков. Как только в эти водоемы из Европы попала дрейссена, устойчивость водных экосистем начала снижаться, так как биоразнообразие:

а) исчезло;

б) возросло;

в) сократилось; +

г) не изменилось.

67. Примером неконтролируемого распространения видов на новые территории не является:

а) появление в России колорадского жука;

б) распространение американской ондатры в европейской части России; +

в) уничтожение растительности кроликами в Австралии;

г) снижение уловов местных рыб в бассейне Волги за счет поедания икры и молоди ротанами.

Экологические проблемы города

68. Антигололедные средства и продукты их разложения загрязняют окружающую среду (почвы, поверхностные и грунтовые воды), а также способствуют разрушению автомобилей и инженерных коммуникаций (электро- и теплосетей, трубопроводов и т.п.). В связи с этим наиболее опасным из используемых средств борьбы с оледенением является:

а) мочевина;

б) хлорид натрия; +

в) формиат натрия;

г) ацетат натрия.

69. На мусороперебатывающем заводе из отходов пластмассы, кожи, резины получают материал для производства асфальтовых покрытий:

а) пирокарбон и органические смолы; +

б) компост и метан;

в) макулатуру и целлюлозу;

г) щебень и цемент.

Сохранение здоровья населения

70. Опасным, часто присутствующим в водопроводной воде веществом, существенно увеличивающим вероятность рака мочевого пузыря и прямой кишки, является:

а) свинец;

б) хлор; +

в) кальций;

г) железо.

71. Источником свинца, ионы которого вызывают анемию, почечную недостаточность, заболевания лёгких и замещают ионы кальция в костях, является производство:

а) красок и автомобильного топлива; +

б) солнечных батарей, космических антенн;

в) калийных и фосфорных удобрений;

г) ртутных батарей, ламп, пестицидов.

72. Степень восприимчивости различных организмов, тканей и клеток к действию ионизирующих излучений называют:

а) реакционной способностью;

б) радиопротекцией;

в) радиочувствительностью; +

г) радиоактивностью.

73. Повреждение зубной эмали вызывается избытком в питьевой воде ионов:

а) кальция (Ca);

б) кремния (Si);.

в) фтора (F); +

г) серы (S).

74. Уменьшение толщины озонового слоя в верхних слоях атмосферы приводит к повышению уровня заболеваний:

а) органов дыхания;

б) пищевода и желудка;

в) кожи и роговицы глаза; +

г) органов выделения.

75. Химический элемент, используемый для производства батарей, ламп, для производства красок, пестицидов, измерительных приборов, при попадании в организм вызывает судороги, параличи, психические расстройства, слепоту и обладает тератогенным действием (болезнь Минамата):

а) сурьма (Sb);

б) железо (Fe);

в) ртуть (Hg); +

г) хром (Cr).

Изменение климата

76. Изменение климата на планете, вызванное антропогенным воздействием предположительно связывают с:

а) разрушением «озонового экрана»;

б) фотохимическим смогом;

в) изменением солнечной активности;

г) «парниковым эффектом». +

77. Рамочная конвенция «Об изменении климата» была принята главами 114 государств на международной встрече:

а) в Хельсинки (1985 г.);

б) в Стокгольме (1972 г.);

в) в Копенгагене (2009 г.);

г) в Рио-де-Жанейро (1992 г.). +

Природные ресурсы

78.Совокупность компонентов неживой и живой природы, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется:

а) разведанные запасы;

б) природные резервы;

в) природные ресурсы; +

г) исчерпаемые ресурсы.

79. К возобновимым ресурсам не относятся:

а) растительные ресурсы;

б) ресурсы животного мира;

в) минеральные ресурсы; +

г) солнечная энергия.

80. Одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов, необходимых для орошения, выработки гидроэлектроэнергии и удовлетворения коммунальных нужд, было:

а) сокращение промышленного водопотребления;

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин; +

г) уменьшение загрязнителей.

81. В настоящее время одним из главных способов увеличения доступных водных ресурсов является:

а) сокращение промышленного водопотребления; +

б) модернизация очистных сооружений;

в) сооружение плотин;

г) уменьшение загрязнителей.

82. В биологическом мониторинге качества природных вод индикаторным организмом служит:

а) личинка веснянки; +

б) личинка жука-короеда;

в) личинка капустной белянки;

г) личинка майского жука.

83. Главным фактором развития сельского хозяйства является:

а) растительный покров суши;

б) почвенный покров суши; +

в) биологическое разнообразие;

г) природные ландшафты.

84. Геоморфологи, специалисты, изучающие рельеф и его изменения, разработали способ изучения выветривания склонов «по обнаженным корням». Скорость отступания склона можно определить, измерив расстояние между нынешней его поверхностью и центром корневой шейки произрастающего на нем дерева, зная:

а) возраст дерева; +

б) высоту дерева;

в) толщину дерева;

г) породу дерева.

Задание 2

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4

85. Некорректным определением устойчивого развития является:

а) устойчивое развитие – это такое развитие, при котором возможен постоянный, бесконечный и стабильный рост финансового и промышленного капитала, что приведет к устойчивому росту валового внутреннего продукта (ВВП), и как следствию, росту благосостояния и улучшению жизни людей, способности удовлетворять их потребности; +

б) устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

в) устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивости биосферы, т.е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы или когда сохраняется такой объем естественной среды, который способен обеспечить устойчивость биосферы с включением в нее хозяйственной деятельности человека;

г) устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям.

Задание 3

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.

86. Лесные пожары – чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с природой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:

а) меньшей густотой подроста и подлеска;

б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;

в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;

г) большей влажностью воздуха. +

Примерное обоснование (решение) к заданию 86.

Ответ А ошибочный. Для лиственных лесов характерно наличие более густого подроста и подлеска, чем для хвойных.

Ответ Б ошибочный. Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных.

Ответ В ошибочный. Частота посещения леса туристами, охотниками, грибниками существенно не зависит от его природы (лиственный это лес или хвойный).

Ответ Г правильный.Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. В Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

Задание 4

«Глобальные экологические проблемы: проблема изменения климата»

Комментарий. Поиск решения любых проблем всегда начинается с вопросов, которые надо поставить самому себе и попытаться найти на них ответ. Если Вы свяжите свою профессиональную деятельность с экологией, то Вам наверняка придётся участвовать в решении многих экологических проблем, которые потребуют от Вас умения задавать вопросы и отвечать на них.

Иногда на первых этапах исследования экологической ситуации для определения поля деятельности по решению экологической проблемы приходится использовать информацию, отличающуюся неполнотой, фрагментарностью, тенденциозностью и т.д. В этом случае эколог-исследователь выполняет работу, которую можно представить в виде такой последовательности:

Задание

Вам предлагается информация о проблеме изменения климата во всем мире, которая является глобальной экологической проблемой.

1. Прочитайте предложенную информацию и проанализируйте её содержание.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТА (журнальной статьи, записи интервью, фотографий, видеосюжета и т.д.) для выявления сведений, характеризующих экологическую ситуацию и позволяющих установить экологическую проблему.

2. Сформулируйте и запишите три вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные причины данной проблемы и направления деятельности для ее решения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (т.е. составление модели – мысленной, текстовой, графической и т.д.) ситуации на основе выявленных в документе сведений с целью определения недостающей (/требующей проверки) информации для установления экологической проблемы и нахождения путей и способов её решения.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде ВОПРОСОВ тех аспектов модели экологической ситуации, информации о которых не достаёт для определения путей и способов решения установленной экологической проблемы.

4. Напишите эти ответы.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ в виде предположительных (гипотетических) ОТВЕТОВ на вопросы, содержащие описание путей и, возможно, способов решения установленной на основе анализа документа экологической проблемы.

Ситуация

В декабре 2009 г. в Копенгагене прошла 15-я конференции ООН по изменению климата, в которой приняли участие представители 192 стран, а также экологических и общественных организаций - около 15 тысяч человек.

На конференции обсуждались различные проблемы, связанные с изменением климата, среди них:

Колоссальное могущество природы: наводнение, стихии, бури, подъём уровня моря. Изменение климата меняет образ нашей планеты. Причуды погоды уже не являются чем-то необычным, это становится нормой.

Глобальное потепление, мы постоянно слышим это выражение, но за знакомыми словами стоит пугающая действительность. Лёд на нашей планете тает и это меняет всё. Моря поднимутся, города могут быть затоплены и миллионы людей могут пострадать.

По всему миру уровень океана поднимается в 2 раза быстрее чем 150 лет назад. В 2005 году 315 куб км льда из Гренландии и Антарктики растаяли в море, для сравнения в городе Москва в год используется 6 куб км воды – это глобальное таяние.

Связь между уровнем углекислоты в атмосфере и температурой учеными установлена уже давно, но до сих пор было трудно оценить, насколько увеличится температура в зависимости от количества выбросов двуокиси углерода из-за сложных взаимодействий между человеческими выбросов углерода, концентрациями в атмосфере и изменением температуры.

Установлено, что несмотря на имеющиеся факторы неопределенности, каждый выброс углекислого газа приводит к повышению температуры на планете, независимо от того за какой период времени происходит выброс.

Класс

Тексты заданий с решениями

Задание 1

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 2 балла)

Биосфера

Наши рекомендации