Территория признается курортом местного значения решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; п.4. ст. 31. ФЗ «Об особо.терр-иях»

4. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Порядок установлен ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. В соответствии с четвертым абзацем пункта 2 комментируемой статьи установлено, что признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения производится в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Т.е. признается эта территория все –таки местными властями, но в порядке, установленном НПА субъекта РФ

3)территория курорта является муниципальной собственностью и находится в ведении субъекта Российской Федерации; Не может находиться в ведении СРФ, так как в соответствии со ст. статьей 1 Федерального закона от 27 января 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

курортом местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления.

в целях сохранения благоприятных природных факторов на прилегающих к территории курорта участках земли организуется округ санитарной охраны. Это правильно Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

санитарной

Разработанный проект Положения о курорте было предложено передать для утверждения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.со статьей 3 комментируемого Закона, порядок и особенности функционирования отдельного курорта регламентируются положением о данном курорте, которое утверждается соответствующим уполномоченным органом.

Т.е. исполнительным органом местного самоуправление(Н. администрацией)

Были ли допущены при разработке проекта Положения отступления от требований законодательства? Какова роль субъектов Федерации в правовом регулировании соответствующих общественных отношений? В соответствии с комментируемым Законом и в целях упорядочения отношений, связанных с использованием природных лечебных природных ресурсов губернатором Омской области был издан Указ от 10 ноября 2003 года N 216 "Об организации использования природных лечебных ресурсов на территории Омской области (вместе с Положением о признании территорий Омской области лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения, Положением об округах санитарно- и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения)", который приводится нами по состоянию на конец 2006 года.

Итак, настоящим Указом определено, что уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов является Главное управление здравоохранения Омской области.

Утвержденное Указом губернатора Положение о признании территорий Омской области лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения призвано регулировать отношения в сфере использования, развития и охраны территорий Омской области, обладающих особо ценными лечебными и оздоровительными свойствами. Понятие лечебно-оздоровительной местности, приведенное в настоящем Положении идентично определению лечебно-оздоровительной местности, приведенному в Положении о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1426.

Лечебно-оздоровительные местности согласно п. 1 ст. 31 «Об особоохраняемых территориях» - это территории или акватории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения. При этом они обязательно должны обладать природными лечебными ресурсами (такими как минеральные воды, лечебный климат и т.п.).

Задача 5

Группа ученых-экологов, представителей курортного бизнеса обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии с просьбой рассмотреть вопрос о возможности создания на территории курорта Белокуриха (Алтайский край) национального парка. По мысли инициаторов обращения, цель создания национального парка состоит в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить организованный отдых граждан, приезжающих на лечение, с другой – сохранить природно-лечебные свойства курорта за счет распространения на него режима особой охраны территории национального парка.

Каковы цели создания национальных парков и курортов? Правомерно ли включение в состав территории национального парка территории курорта? Оцените обоснованность указанной инициативы с точки зрения действующего федерального законодательства.

Статья 12. Общие положения

1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Исходя из понятия национального парка, цели, котроые ставят инициаторы обращения(, с одной стороны, обеспечить организованный отдых граждан, приезжающих на лечение, с другой – сохранить природно-лечебные свойства курорта) в общем-то выполнимы), тк НП – 1)природоохранное учреждение 2) исп-ся может для регулируемого туризма.

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ

(ред. от 01.07.2011)

"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Статья 1. Основные понятия

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Но: курорт имеет свой правовой режим. Если курорт подвести в целом под правовое положение Национального парка, то это вызовет ряд противоречий:

1) курорт используется в лечебных целях, и предполагается всегда, что это осуществляется путем эксплуатации различных зданий и сооружений:

Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ

(ред. от 27.12.2009)

"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

ст 1

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

статья 15 ФЗ об особо охраняемых природных территориях говорит:

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

в то же время в границах функциональных зон это допустимо(см эту же статью 15):

По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Так что вопрос об использовании зданий и сооружений должен в каждом конкретном случае решаться специально, но в любом случае в нац парке дБ такая зона, где вообще не осуществляется никакой деятельности человека и иные зоны.

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

(пп. "г" в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Все же если взять уже функционирующий курорт и начать его переводить в другой статус, неизбежно можно встретиться с трудностями по функциональному разделению территории. Это вряд ли можно сделать.

Задача 6

Постановлением администрации Красноярского края особо охраняемая природная территория краевого значения «Ботанический сад В. Крутовского» была преобразована в Памятник природы краевого значения с тем же названием. Указанным правовым актом администрация субъекта РФ также пересмотрела границы особо охраняемой природной территории, уменьшив размеры земельного участка, занимаемого памятником природы.

Прокурор края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству. Свои требования прокурор мотивировал, в частности, тем, что земельный участок, на котором расположена особо охраняемая природная территория, находится в федеральной собственности.

Соответствует ли федеральному законодательству принятый органом исполнительной власти субъекта РФ правовой акт? Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести суд?

Согласно п. 6 ст. 2 Закона РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 15.02.95 N 33-ФЗ ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и в зависимости от этого являются соответственно собственностью Российской Федерации,

субъекта Федерации или муниципального образования.

В силу п. 8 данной статьи содержание права собственности на

ООПТ, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и

объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст. ст. 129,

209, 214 ГК РФ.

В силу ст. 209 ГК РФ правомочия по распоряжению имуществом

принадлежат исключительно собственнику имущества. Статьей 214 ГК

РФ определено, что отнесение имущества к федеральной собственности

и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке,

установленном законом.

Согласно пункту 2 раздела 11 Приложения N 1 к постановлению

Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 имущество учреждений,

финансируемых из бюджета РФ, является исключительно федеральной

собственностью.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О разграничении федеральной

собственности на землю" от 17.07.01 N 101-ФЗ к федеральной

собственности относятся земли природоохранного, рекреационного и

историко-культурного назначения, если на этих земельных участках

располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной

собственности, эти земельные участки переданы государственному

учреждению, созданному органами государственной власти Российской

Федерации.

Из материалов дела видно, что СибГТУ является федеральным

государственным учреждением, созданным органом государственной

власти РФ - Министерством образования, финансируется собственником

из федерального бюджета. Сад Крутовского еще в 1988 г. как садово-

мемориальный комплекс передан в ведение (на баланс) СибГТУ. При

этом на балансе СибГТУ находятся не только земельный участок и

постройки, но и все плодовые деревья, каждое из которых имеет

собственный инвентарный номер.

Распоряжением Правительства РФ от 31.07.2003 N 1046-р земельный

участок площадью 283721,2 кв. м, занимаемый Садом Крутовского, отнесен к федеральной собственности.

Следовательно, и сад Крутовского, и земельный участок, занимаемый садом, являются федеральной собственностью.

Согласно п. 7 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, объявление субъектом РФ особо охраняемой природной территорией регионального значения возможно лишь в отношении территорий и объектов, находящихся в собственности этого

субъекта РФ.

В данном случае и имущественный комплекс сада Крутовского, и земельный участок, занимаемый садом, являлся собственностью РФ, и объявление его ООПТ регионального значения памятник природы после июля 2003 г., когда не только сад, но и земельный участок, занимаемый садом, отнесены к федеральной собственности, произведено субъектом РФ с нарушением действующего законодательства.

Противоречит нормам материального права и вывод суда о возможности ограничения субъектом РФ прав Российской Федерации со ссылкой на ст. 56 ЗК РФ и ст. 27 Закона РФ об ООПТ.

Возможность ограничения федеральными законами гражданских прав установлена ст. 55 Конституции РФ. Однако в силу названной статья допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Целью природоохранного законодательства является сохранение и воспроизведение природных ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения граждан РФ, обеспечение здоровой экологической среды для всех граждан России, в связи с чем федеральным законодательством, в том числе и приведенными судом законами, правомерно ограничиваются права граждан - собственников и владельцев земельных участков, включаемых в особо охраняемые природные территории.

Задача 7

Правительством субъекта РФ было принято распоряжение об изменении границ охранной зоны государственного природного заповедника. В результате площадь охранной зоны заповедника существенно увеличилась. Группа граждан обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного правового акта. По мнению заявителей, правительство субъекта превысило свои полномочия; кроме того, расширение границ охранной зоны нарушает их конституционное право на свободу передвижения, поскольку инспекторы заповедника чинили заявителям препятствия в посещении его территории.

С какой целью создаются охранные зоны особо охраняемых природных территорий? Какими правовыми актами определяется правовой режим этих зон? Подлежит ли заявление граждан удовлетворению?

Государственный природный заповедник находится в федеральном ведении.

Статья 2 ФЗ об особо охраняемых природных территориях:

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Соответсвенно, правовое регулированиеОсобо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется только на федеральном уровне. Это же касается и гос управления и гос контроля:

Статья 3. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Поэтому граждане в данном случае правы.

Насчет ограничения свободы передвижения - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» допускает эти ограничения в принципе, то есть в целом можно гражданам не разрешить пребывание на территории заповедника вне зависимости от того, на какую зону он желает попасть.

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Конституции ограничение права на свободу передвижения не противоречит:

Статья 55

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

( в интересах государства обеспечить своим гражданам право на благоприятную окружающую среду)

Но надо было бы в этом случае дополнить специальный закон соответсвующей нормой, потому что он содержит закрытый перечень оснований для ограничения права граждан на свободу передвижения, и ничего подобного среди этих оснований нет:

Статья 8. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Задача 8

В целях подготовки к строительству Олимпийских объектов было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка. В частности, около 10 тыс. га территории Сочинского национального парка на хребтах Аибга, Псехако, Грушевый и Турьих горах были выедены из состава заповедной и особо охраняемой зон национального парка. На указанной территории в соответствии с проектом должен был быть построен ряд Олимпийских объектов: горная олимпийская деревня, санно-бобслейная трасса, биатлонный и лыжный комплексы. В результате изменения функционального зонирования общая площадь заповедной и особо охраняемой зон национального парка не изменилась: в их состав были включены другие, менее ценные участки леса.

Общественное природоохранное объединение «Социально-экологический союз» оспорило указанные изменения в суде.

С какой целью в пределах территорий национальных парков выделяются различные функциональные зоны? В каком порядке производится изменение функционального зонирования национального парка? Требуется ли в данном случае проведение экологической экспертизы?

Функциональн зоны в НП выделяются для того, чтобы определить, в каких целях могут использоваться те или иные территории и для того,чтобы установить соответствующий режим правового регулирования( полностью запрещена хозяйственная деятельность/ частично допустима и тд)

С какой целью в пределах территорий национальных парков выделяются различные функциональные зоны? Зонирование применяется во всех случаях, когда необходимо установить определенный режим охраны и/или использования определенного участка пространства, отличающийся от смежных с ним участков. В этом смысле зонирование служит правовым инструментом не только для установления ограничений деятельности в границах ООПТ (и прилежащих охранных зон), но и для дифференциации режимных ограничений.

Установление дифференцированного режима использования посредством зонирования территорий в границах ООПТ присуще государственным природным заповедникам, национальным паркам, природным паркам. Каких-либо законодательных предписаний относительно процедуры установления таких зон не предусмотрено. В этом смысле мы разделяем мнение О.И. Крассова о том, что выделение функциональных зон ООПТ на сегодняшний день осуществляется сугубо в административном порядке. В основу классификации зон положены цели. Представляется, что виды функциональных зон тесно связаны с целями национальных парков, предусмотренных пунктом 1 ст. 12, и их задачами, предусмотренными ст. 13 Закона о ОТТ

пунктом 3 установлено выделение специфических "зон традиционного экстенсивного природопользования" и условия осуществления хозяйственной деятельности в их границах. Пункт 4 определяет особенности хозяйственного использования включенных в состав территорий национальных парков или их охранных зон земель, не изъятых из хозяйственной эксплуатации. Пункт 2 содержит отсылочные нормы и нормы прямого действия, устанавливающие конкретные режимные ограничения. Пункт 5 содержит указание на способ закрепления дифференцированного режима особой охраны (функционального зонирования).

Наши рекомендации