Экологический аудит и сертификация
Задача № 1.
Общество не могли привлечь к ответственности за то, что оно не вело мониторинг, так как его осуществляет в соответствии со ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 марта 2003 г. n 177 об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) осуществляет (п 30 фз о федеральной службе по гидрометоролигии РФ)
1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Экологический мониторинг включает в себя в том числе и мониторинг атмосферного воздуха, этот вид мониторинга регулируется ВК РФ
Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов
1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды.
7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации, т. е. ФЗ опять отсылает нас к постановлению правительса об организации мониторинга, и как мы уже выяснили ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июля 2004 г. N 372 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.4.5. государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции); Поучается, что ОАО «Амурнефтепродукт»должно осуществлять только производственный контроль ,но мониторинг проводить не обязано ,т.к. ст. 67 ФЗ «Об охране окр. среды»
В ФЗ «Об охране окружающей среды» даже есть такая норма Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
В данной статье говориться о том, что производственный экологический контроль осуществляется экологической службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальными предпринимателями и имеет своей задачей проверку выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды и т.д. В случае организации субъектом хозяйственной деятельности производственного экологического контроля, на него возлагается обязанность информировать об этом специально уполномоченные органы в области государственного и муниципального экологического контроля.
Выделение законом производственного контроля в качестве отдельного самостоятельного вида экологического контроля осуществлено в соответствии с рекомендациями, сформулированными в ряде международных документов. Так, ст. 15 Модельного закона "Об отходах производства и потребления", утвержденного Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 июня 1998 г. рекомендовано установить обязанность организаций, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с отходами, осуществлять производственный контроль за обращением с отходами, целью которого является проверка выполнения экологических, санитарных и иных требований по обращению с отходами.
Производственный экологический контроль неразрывно связан с осуществлением предприятиями-загрязнителями производственного мониторинга за состоянием окружающей среды, проводимого на территории производственной площадки и в пределах санитарно-защитной зоны. В отличие от государственного экологического контроля и мониторинга, производственный мониторинг состояния окружающей среды является частью экологического контроля, осуществляемого с целью получения сведений, их оценки и прогноза, и, в конечном счете, обеспечения экологической безопасности производств.
Вместе с обязательностью проведения производственного экологического контроля, федеральные законы устанавливает в отдельных случаях и определенную специфику его проведения с целью обеспечения дополнительных гарантий экологически безопасной работы отдельных хозяйственных объектов. Так, согласно ст. 11 Закона о промышленной безопасности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Получается, что данное ОАО можно привлечь к административной ответственности за невыполнение производств-го контроля, но не за непроведение мониторинга, т.к. это мероприятие не входит в его обязанности.
Статьи в КоАПе:
Статья 23.28. Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы
Задача № 2
Специалисты испытательного лабораторного центра ФГУ говорят о том, что они провели экологический мониторинг, так как были проведены отборы воздуха, значит проводился мониторинг атмосферного воздуха, который регулируется ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
Получается, что мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
А по постановлению ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 марта 2003 г. n 177 об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) осуществляет (п 30 фз о федеральной службе по гидрометоролигии РФ) сказано, что государственный мониторинг осуществляет 1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Теперь разберемся в статусе ФГУ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29 декабря 2004 г. N 872 О ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
2268. Федеральное государственное учреждение "Центр
государственного санитарно-эпидемиологического надзора N 29
Федерального управления медико-биологических и
экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения
Российской Федерации", г. Новочебоксарск, Чувашская
Республика
То есть оно относится к санитарно – эпидемиологическим учреждениям , а они согласно ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» данные службы ст. 45 1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
2. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Таким органом у нас как раз и является данная служба ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 февраля 2006 г. N 60 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В нем разъясняется понятие данного вида мониторинга природно-климатические факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - наблюдени
Мониторинг за состоянием окружающей среды по данному постановлению осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой государственной статистики. Т. е. данная ФГУ осуществляло именно санитарно-гигиенический мониторинг, а в соответствии со ст 46 ФЗ О СБН органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, представляют собой федеральные органы исполнительной власти, которые действуют от имени государства, образованы и функционируют на основе нормативных правовых документов. Но мониторинг не предполагает принятия мер, которые здесь были применены, получается, что уже проводился не мониторинг, а государственный санитарно-эпидемиологический надзор ФЗ ОСЭБН и Правилами установлена определенная процедура проведения мероприятий по государственному надзору. В соответствии с ней мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) о проведении. Распоряжения заверяются печатью государственного органа и вручаются руководителю проверяемого предприятия.
В целях реализации положений названного Закона приказом Министерства здравоохранения утверждены Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно статье 44 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц,
Понятие мероприятий по контролю дано в статье 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Названной нормой установлено, что мероприятиями по контролю признается совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Федеральным законом о СЭБНВ рамках проведения социально-гигиенического мониторинга соблюдения процедуры, установленной для государственного контроля (надзора), не требуется. А здесь, как уже говорилось По итогам исследования отобранных проб воздуха оформлены протоколы исследований воздуха, утвержденные главным санитарным врачом, следовательно здесь должны были соблюдаться требования для проведения контроля, даже уже в ст 50 Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:
получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;
проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;
проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, т е только в случае контроля государственный санитарный врач может
1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Следовательно, так как не были соблюдены условия проведения санитарно-эпидемиологического контроля, так как здесь проводился на мониторинг, а именно контроль, действия ФГУ следует признать незаконными.
В отличии от мониторинга пример контроля:
Статья 24. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:
условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;
стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Соотношение
Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции - государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.
Задача № 3
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе КоАПа
1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы. Значит мы должны посмотреть, что же такое экологическая экспертиза
Об этом говорится, в ст. 1. ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и иных последствий. Данное требование следует из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и закреплено в статье 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе"
Смотрим ст. 3 "Об охране окружающей среды" природоохранными требованиями являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" предусмотрено, что обязательной государственной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, экспертизе подлежат такие виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
Но общество проводило работы по организации комплексного мониторинга геологической среды в пределах участка по программе работ по организации комплексного мониторинга геологической среды, получается, что экспертизы на такую деятельность не требуется
Задача № 4
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности »
61) перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов п. 49. Ст. 12. 45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства); Т. е на данный вид деятельности обязательно нужна лицензия и ОАО «Бурятские авиалинии» в том числе. ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ
Статья 9. Порядок осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Выпуск экстренной информации осуществляют только федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы могут приобретать, хранить и использовать средства активного воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
, т.е обязательно должна быть выдана лицензия, т. е деятельность этой авиакомпании действительно незаконная.
Задача № 5.
Ручей Ялангас является водным объектом, значит его охрана регулирует ся водным кодексом, в котором сказано МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 12 декабря 2007 г. N 328 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах
1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 12 декабря 2007 г. N 328 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Что делать, если эти рекомендации нарушаются от 17 декабря 2007 г. N 333 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ ВЕЩЕСТВ И МИКРООРГАНИЗМОВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Вследствие нарушения этих правил д.б. возмещен вред, причиненный окружающей среде
ФЗ об охране окр. среды: Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Этот вред д.б возмещаться в соответствии МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 13 апреля 2009 г. N 87 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВОДНЫМ ОБЪЕКТАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Задача № 6
Для начала разберемся, что же такое экологическая сертификация
Статья 31. Экологическая сертификация
1. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
2. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной.
3. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Экологическая сертификация продукции
Экологическая сертификация - это подтверждение соответствия безопасности продукции для человека и окружающей среды требованиям национальных и международных стандартов, нормативно-технических документов. Экологическая сертификация продукции проводится на добровольной основе по инициативе заявителя (изготовителя или поставщика продукции). Независимые испытательные центры осуществляют испытания продукции на предмет соблюдения сертификационных требований.
Экологическая сертификация продукции чрезвычайно популярна в настоящее время. В современных условиях, когда российские потребители начали чаще уделять внимание собственному здоровью и заботе об окружающей среде, продукция, прошедшая соответствующую экологическую сертификацию, становится все более востребованной на рынке. Экологическая сертификация также позволяет существенно поднять имидж и репутацию изготовителя или поставщика продукции за счет позиционирования себя на рынке, как о компании, заботящейся об окружающей среде и предлагающей потребителям только качественные экологически безопасные товары.
Задача7. На землях сельхозкооператива «Искра», принадлежащих ему на праве собственности, было обнаружено большое количество гравия. Вначале организация использовала его для нужд своего хозяйства и предоставляла бесплатно своим работникам. Так как гравия было очень много, кооператив решил начать его реализацию третьим лицам и установил плату за отпуск гравия различным организациям и гражданам.