Тема 4. экологическое управление, контроль и надзор за состоянием окружающей среды и соблюдением норм экологического законодательства
Задача № 1
Если это водный объект, то для начала нужно смотреть водный кодекс РФ – основополагающий НПА в области пользования водными объектами. В нем в ст 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов говорится, что 2. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
Теперь разберемся в том, что же является этим органом исполнительной власти : в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» п 3. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль); в п. 4 данного постановления установлено, что 4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Река Волга – федеральный водный объект, так как она протекает на территории нескольких субъектов РФ. Они должны обратиться в территориальный орган росприрод надзора по Волгоградской области управление осуществляет в соответствии с положением об управлению росприрднадзора по Волг Области
Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640)
1. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:
а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
I. Полномочия Управления
5. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); Это первый вариант того, куда можно обратиться
Второй вариант- такое загрязнение вод – это экологическое правонарушение ст. 23.23 коапа: Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.6 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.10 (за исключением самовольной уступки права пользования водным объектом, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.20 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьями 8.12 - 8.15 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.42 (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, их заместители. т. е гос инспектор в области охраны окруж среды также обращаемся в росприроднадзор.
Также можно обратиться в природоохранную прокуратуру, так как она образована специально для надзора за исполнением природоохранного законодательства Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органам. Природоохранные прокуратуры создаются при областной прокуратуре субъектов рФ. Приказ прокурора РФ «О разграничении компетенции военных и др специализированных про-р»
п. 2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
4. Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) осуществлять:
надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования
Задача № 2
Да, основания для проведения проверки имеются- факт загрязнения окружающей среды (см. задачу 1).
Действительно плановые проверки должны проводиться раз в три года, но проверка может быть и внеплановой Организация и проведение внеплановой проверки
54. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Росприроднадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: т. е аргумент, что не прошло еще 3ех лет не является обоснованным
3) инспектор не имеет всех требуемых документов и разрешений на проведение проверки;
Инспектор не имел права проведения проверки , так как одним из оснований ст 20 Общие основания для недействительности проверки: ФЗ «О защите юр лиц при проведении » 9) проверка проводится без оформленного в установленном порядке приказа (распоряжения) на проверку; Результаты проверки признаются недействительными контролирующим органом либо судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя. Т. е такая проверка вообще является недействительной, нужно получить разрешения в установленном порядке. Расторжение трудового договора с работниками, сливавшими эмульсол в овраг, не является основанием освобождения их от административной или уголовной ответственности.
Полномочия инспектора согласно Постановлению Правительства Российской Федерации ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ) :
9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.
11. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
а) проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
б) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Это же постановление, ст18.
Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющим государственный экологический контроль, и должностным лицам уполномоченных органов доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения государственного экологического контроля.
Задача №3.
В данном случае рыболовецким судном «Виктория» осуществлялся вылов рыбы в целях товарного рыбоводства, а в соответствии с п.5 ч.1 ст. 34 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении этого вида деятельности требуется специальное разрешение, выданное федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Федеральным агентством по рыболовству (оформление, выдача, регистрация разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесение изменений в такие разрешения осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства – ст. 36 того же ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми правительством. При этом в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что к заявлению о выдаче лицензии прилагаются копии документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензионным требованиям. В рассматриваемой задаче лицензионные требования к добыче водных биологических ресурсов установлены Постановлением Правительства от 22.10.2008 №775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов».
В частности, в данном постановлении установлено, что в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов указывается основание для выдачи разрешения, виды водных биологических ресурсов, разрешенных для добычи, квота добычи водных биологических ресурсов конкретно в этой задаче для рыболовецкого судна «Виктория», при использовании судна – фамилия, имя, отчество капитана судна, который и является ответственным за соответствие осуществляемой деятельности реквизитам, указанным в разрешении (пп. «а», «д», «е», «и» п. 15 Постановления).
Федеральное агентство по рыболовству в случае нарушения лицензиатом требований лицензии имеет право на приостановление ее действия либо ее аннулирования. Принудительное прекращение права на добычу водных биологических ресурсов возникает в случае нарушения лицом 2 или более раз в течение календарного года правил рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биологическим ресурсам. Крупный ущерб исчисляется по правилам ст. 53 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которая отсылает к постановлению Правительства от 18.08.2008 №625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным»: крупным ущербом считается добыча 10 тонн креветки гребенчатой. Следовательно, действиями судна был причинен крупный ущерб.
Однако санкцию в виде изъятия рыбы этот орган принимать не мог. Изъятие незаконно добытых водных биологических ресурсов должно было быть произведено при расследовании уголовного дела по п. «а» ч.1 ст. 256 УК – незаконная добыча водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба.
ВЫВОД: я считаю необходимым в данном случае применение госморинспекцией санкции в виде принудительного прекращения права на добычу водных биологических ресурсов,
а также возбуждение уголовного дела по п. «а» ч.1 ст. 256 УК РФ с последующим изъятием предмета преступления.
Задача № 4
В соответствии с ФЗ от 10.01. 2002 государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Территориальные органы Ростехнадзора в каждом субъекте РФ наделены полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды. В соответствии с законодательством органы исполнительной власти субъекта РФ также осуществляют государственный экологический контроль. В связи с этим возникает необходимость разграничения полномочий по осуществлению государственного экологического контроля между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Применительно к данной задаче к сфере ведения РФ в области государственного экологического контроля относится:
· установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
· установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
· установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
(ст. 5, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды")
Применительно к полномочиям субъекта РФ в этой сфере:
- осуществление контроля в области охраны окружающей среды
- установление нормативов качества окружающей среды и содержащих соответствующие требования, но не ниже установленных на федеральном уровне
ФЗ об охране окр среды, Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
ст. 1065 ГК: Предупреждение причинения вреда
1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
ст. 3.12 КоАПА: Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
3. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказа
Задача № 7
Попытаемся опровергнуть аргументы, которые приводит владелец цистерн Оспаривая наказание в суде, владелец склада указал, что 1) прокуратура не имеет права проводить проверки, отнесенные к компетенции иных органов государственного контроля; Это не так, потому что в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» Ответ: ст 22, 21 фз о прокуратуре: Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Т. е прокуратура имеет право проводить такие проверки + в приказе генпрокурора
2.3. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять: надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по преступлениям указанной категории.
2) одна из задач государственного экологического контроля – предупреждение подобного рода нарушений, которая при проведении плановой проверки выполнена не была. Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля
20. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, и должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного экологического контроля.
Задача № 7
Государственный экологический контроль осуществляется ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Государственные инспектора (т.е. эти самые должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования
Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
а) проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
б) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.
Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях ее планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Действительно при проверке должны были выявить опасность, которую представляют данные цистерны для окр.среды, но никаких правонарушений не было выявлено.
Особое значение в России имеет прокурорский надзор за соблюдением требований законодательства, в том числе экологического. Эти вопросы достаточно разработаны в теории прокурорского надзора.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. “О прокуратуре Российской Федерации” (действ. ред.) органы прокуратуры осуществляют пять видов прокурорского надзора 23. Среди них наиболее существенными в области реализации экологической функции государства следует отметить:
осуществление надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов
осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В широком смысле надзор- это одна из форм деятельности органов государственной власти по соблюдению законности. Различают прокурорский, судебный и административный надзор.
Прокурорский надзор заключается в осуществлении прокурором высшего надзора за точным и единообразным исполнением экологического законодательства всеми министерствами, учреждениями, организациями, отдельными должностными лицами и гражданами. Прокурорский надзор возложен на Прокуратуру РФ.
Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Экологический надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.