Предмет и объект исследования и задачи «Экологии».
Предмет и объект исследования и задачи «Экологии».
Невозможно пользоваться природными усл. и рес-сами, охранять природу, не зная как она устроена, по каким законам сущ-ет, как реагирует на воздействие чел-ка, какие предельно допустимые нагрузки может выдержать прир. сис-ма ч/б не разрушить ее – это явл. предметом изуч экол. Термин экология был предложен в 1866г. Эрнестом Геккелем в его работе «Всеобщая морфологи организмов» . Экология-наука об отношен. организмов или группы организмов к окруж. их среде. Наука о взаимоотношен. м/д живыми орг-змами и средой их обитания. Осн. задачи эк-гии:*исследован. закономерностей организации жизни в том числе в связи с антропогенными воздействиями на прир сист. и биосферу в целом;*создание научной основы рационально эксплуатации биологич. и земных рес-сов, прогнозирование изменен. природы под влиянием деят-ти чел-ка и управлен. процессами, протекающими в биосфере и сохранен. среды обитания чел-ка; *регуляция численности популяций; *разработка сист. мероприятий, обеспечивающих min применение отриц. влияющих на чел-ка ср-в борьбы с вредными видами; *восстановлен. нарушенных природн. сист.; *сохранен.(консервация) эталонных участков биосферы.
Системность в «Экологии». Основные законы.
Экол. – системная дисциплина кот. изуч прир сис-мы и нарушение одного компонента в прир сис-ме влечет за собой изменение качественно новых свойств в др частях сис-мы.
Америк. эк-г Э. Коммонер обобщил системность в эк-гии в виде 4-х законов: 1-все связано со всем =>любое изменен., совершаемое чел-ком в природе вызыв. цепь последствий и как правило неблагоприятных.; 2-все должно куда-то деваться =>любое наше вмешательство в прир. возвращ. к нам повышенными проблемами; 3-природа знает лучше. Действие чел. д/б направлено не на покорение прир. и преобразоан. её в своих целях, а на адоптациюк ней. Эт о одна из формулир. принципа оптимальности.; 4-ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать ср-ва в охрану прир., то придется платить здоровьем как своим, так и потомков.
Понятие об экосистемах.
Все компоненты прир ср организованны в экологич. сис-мы. Экосис-ма – сложное, устойчивое прир образование, способное путем саморегуляции противостоять изменениям как внутри сис-мы так и внешним факторам воздействия. Экосис-ма имеет замкнутый хар-р и обеспеч собственное равновесие и явл «безотходным пр-вом». Ведь в прир. существует замкнутый биологич. Цикл: одни существа поглощаются др, все отходы – утилизируются. В настоящее время широкое распространение получило следующее определение экосистемы. Экосистема — это любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ. Экосистема — это любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными эколкомпонентами. Совокупность специфического физико-химического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) и образует экосистему.
Экологическая сфера, ее сущность и структура.
В эконом. принято выделять 2 сферы:производственную и непроиз-нную. Осн. признак произ-ной сферы-произ-во ср-в произ-ва, непроиз-ной-произв-во ср-в потребления. Экологич. сфера-любая сфера, кот. напрямую не связана с окруж. природн. средой, т.е. это окруж. нас природн. среда. Прир. охранный труд мы можем наблюдать как в материальном произ-ве (предприятия и т.д.) так и в непроиз-ной сфере (образование, бытовое обслуживание, торговля и т.д.)=> Структура экологич. сферы может сост. из 2-х составляющих:*материальное произ-во-есть отрасли, деят-ть кот. связана с охраной и воспроиз-вом прир. рес-сов(лесной хоз-во, рыбное хоз-во, промышленность, с.х., транспорт ит.д.); *непроиз-ная сфера(образование. бытовое обслуживание, торговля). Экологическая сфера — это не окружающая нас природная среда, а природоохранный труд, связанный с ее воспроизводством.
Атмосфера, ее состав.
Условием появления и развития жизни на Земле является атмосфера — окружающая Землю газовая среда, воздушный бассейн. По объему и составу образующих газов атмосфера Земли резко отличается от газовых оболочек других планет Солнечной системы. Различают несколько основных слоев атмосферы. Нижний, прилегающий к земной поверхности, называется тропосфера (высота — 8—10 км у полюсов и 16—18 км — над экватором). Выше находится стратосфера, которая простирается до высоты 50—55 км от поверхности океана или суши. Этот слой атмосферы значительно разрежен, количество кислорода и азота уменьшается, а водорода, гелия и других легких газов увеличивается. Образующийся здесь озоновый слой (экран) поглощает ультрафиолетовую радиацию и сильно влияет на тепловые условия поверхности Земли и физические процессы в тропосфере. На высоте 55—80 км простирается мезосфера, между 80— 800 км расположена термосфера, в составе которой преобладают гелий и водород; часть молекул разлагается космическим излучением на атомы и ионы. Мезосфера и термосфера вместе образуют мощный слой, называемый ионосферой (область заряженных частиц — ионов и электронов). Самая верхняя, сильно разреженная, часть атмосферы составляет экзосферу. В ней преобладают газы в атомарном состоянии.
Предмет и объект исследования и задачи «Экологии».
Невозможно пользоваться природными усл. и рес-сами, охранять природу, не зная как она устроена, по каким законам сущ-ет, как реагирует на воздействие чел-ка, какие предельно допустимые нагрузки может выдержать прир. сис-ма ч/б не разрушить ее – это явл. предметом изуч экол. Термин экология был предложен в 1866г. Эрнестом Геккелем в его работе «Всеобщая морфологи организмов» . Экология-наука об отношен. организмов или группы организмов к окруж. их среде. Наука о взаимоотношен. м/д живыми орг-змами и средой их обитания. Осн. задачи эк-гии:*исследован. закономерностей организации жизни в том числе в связи с антропогенными воздействиями на прир сист. и биосферу в целом;*создание научной основы рационально эксплуатации биологич. и земных рес-сов, прогнозирование изменен. природы под влиянием деят-ти чел-ка и управлен. процессами, протекающими в биосфере и сохранен. среды обитания чел-ка; *регуляция численности популяций; *разработка сист. мероприятий, обеспечивающих min применение отриц. влияющих на чел-ка ср-в борьбы с вредными видами; *восстановлен. нарушенных природн. сист.; *сохранен.(консервация) эталонных участков биосферы.