Выброс углекислого газа в год по странам мира
Страна | Выброс С02, % от всех мировых выбросов | |
США | 24,11 | |
Европейский союз | 15,98 | |
Китай | 14,54 | |
Россия | 6,45 | |
Япония | 5,13 | |
Индия | 4,22 | |
Германия | 3,50 | |
Великобритания | 2,34 | |
Канада | 2,18 | |
Южная Корея | 1,97 |
По данным World Resource Institute
Таблица 7.2
Среднегодовой расчетный ущерб от стихийных бедствий
[Осипов В.И., 2001] ,
Африка | Америка | Азия | Европа | Океания | Сумма | |
Землетрясения | 65 115 | 1 000 | 67 035 | |||
Засуха и голод | н/у | 1 000 | 11 008 | н/у | 12 342 | |
Наводнения | 8 032 | 8 675 | ||||
Ураганы | 42 494 | 6 100 | 49 316 | |||
Оползни | н/у | 0,4 | н/у | 29,4 | ||
Вулканы | н/у | н/у | н/у | |||
Прочие бедствия | н/у | 1 410 | ||||
Итого | 1244,4 | 45 116 | 91 065 | 1 121 | 138 890,4 |
Рис.7.1. Наиболее распространенные природные катастрофы в мире за 1965— 1999 гг.
Источник: CRED.
Рис. 7.2.Рост количества крупных природных катастроф в мире за 1965—1999 гг. (среднегодовое значение за 5 лет)
Источник: CRED.
Рис.7.3. Число погибших на Земле от различных природных катастроф с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет)
Источник: CRED
Рис.7. 4. Число людей, пострадавших от различных природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет). [Осипов В.И., 2001]
Рис.7.5.Экономический ущерб на Земле от природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет) [Осипов В.И., 2001]
Рис.7.6. Рост численности населения мира и числа жертв землетрясений в течение последних 2000 лет [Reductio and Predictability of Natural Disaster, 1996]
7. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.
При подготовке по первому вопросустуденты уясняют роль антропогенного фактора в биосфере через:
– изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов;
– сокращение численности популяций;
– воздействие на характер функционирования экосистем (изменение цепей питания и нарушение правил экологических пирамид, изменение границ экологических ниш организмов, динамики экосистем, обеднение генофонда, сокращение территорий, занимаемых естественными экосистемами);
– влияние человека на функции живого вещества в биосфере (усиление транспортной и рассеивающей, деструктивной и концентрационной функции живого вещества, изменение временного фактора развития биосферных процессов).
Необходимо разобраться с понятиями «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическая проблема». При рассмотрении этого вопроса целесообразно также проанализировать историю экологических кризисов в развитии природы, человечества и дать их характеристику.
Готовясь к ответу на второй вопрос, необходимо разобраться с типами глобальных катастроф (космические, природно-циклические, антропогенные или искусственные), угрожающих цивилизации ее уничтожением, а также рассмотреть основополагающие причины экологического кризиса и катастрофы (природные и антропогенные). Самым детальным образом разобраться с вкладом человеческого фактора в развитие современного экологического кризиса и катастрофы.При этом необходимо уяснить два противоположных взгляда (неомальтузианцы и корнуконианцы) на то, какова роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать. Каково влияние этих проблем на Вашу жизнь сейчас и в будущем? Ваши собственные взгляды на развитие и последствия экологического кризиса больше совпадают с взглядами неомальтузианцев или корнуконианцев? Сравните Ваши взгляды с взглядами Ваших товарищей (коллег). Выскажите свою точку зрения на поведение тех, кто пытается игнорировать природоохранные и природоресурсные проблемы, утверждая, что «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету и весь этот шум по поводу загрязнения среды и охраны ресурсов ни к чему. Мы пока еще живы, и у многих людей дела идут лучше, а не хуже». Выявите рациональное зерно в этом рассуждении, а затем обсудите его слабые стороны.
Выскажите свое суждение на точку зрения французского зоолога – эволюциониста Поля Грассе: «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой».
При подготовке к третьему вопросу необходимо раскрыть содержание проблем, возникающих в результате экологических кризисов в различных сферах человеческой деятельности, их региональные особенности и общества в целом. Проанализировать взаимосвязь процессов глобализации и охраны окружающей среды.
Рассмотреть содержание следующих экологических стратегий: нулевого роста, экотопии, устойчивого развития, ноосферы, коэволюции, и детально раскройте пути (политические, правовые, экономические, нравственные, религиозные и др.) выхода из экологического кризиса. При анализе путей выхода из экологического кризиса особое внимание обратить на принципы экоразвития (принцип «мыслить глобально – действовать локально», принцип превентивности, принцип экологического императива, принцип эколого-экономической сбалансированности, принцип экологизации и гуманизации производства).
При подготовке к ответу на четвертый вопрос студент отмечает, что принесла человечеству аграрная революция и дал человеку переход на западную модель экономики ( индустриальная революция). Высказывает суждения, о тех переменах (реструктуризация ) которые должны произойти в основных отраслях экономики ( энергетическом, продовольственном, сырьевом секторах, транспортной системе, демографической политике), чтобы нынешний тип экономического развития перерос в экоэкономику. Раскрыть в чем заключается смысл экологической революции? Привести примеры экоэкономической перестройки ( Дания, Япония, Исландия, и др. государства). Отвечая на вторую часть вопроса необходимо обратить внимание на такие альтернативные источники, как: солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергетика, производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов. На конкретных примерах показать положительные стороны их применения и недостатки.
Готовясь к ответу на пятый вопрос, необходимо уяснить, чем объясняется экологическая безнравственность. Раскрыть роль экологического воспитания в утверждении принципов экоразвития. Следует также характеризовать главный принцип поведения людей – принцип взаимности, который записан в законах царя Хаммурапи, Ману, Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в учении других философов, и показать его возможную роль в стабилизации экологической обстановки.
II. Аудиторная работа студентов
Вопросы для обсуждения:
1.Антропогенный фактор в биосфере. Понятие экологической проблемы, экологического кризиса.
2.Анализ причин экологического кризиса. Региональная специфика экологических кризисов. Экологические риски. Принципы управления риском.
3.Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии.
4.Экоэкономика. Экологическая характеристика альтернативных источников энергии.
5.Основы экологической нравственности.
Экологический тренинг
№ теста | Содержание теста |
Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется: 1)техносферой; 3) антропосферой; 2)ноосферой; 4) социосферой. | |
К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести: 1)уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия; 2)увеличение количества углекислого газа в атмосфере; 3)истощение озонового слоя; 4)загрязнение морского побережья в районе больших городов; 5)хищнические способы охоты и рыболовства. | |
Канцерогенами называют вещества, вызывающие: 1)раковые заболевания; 2)аллергические заболевания; 3)хронические отравления; 4)инфекционные заболевания. | |
«Парниковый эффект», связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи, паров воды и других твердых частиц: 1)вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете; 2)вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет в конечном итоге к похолоданию; 3)вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере. | |
Принцип гармоничного совместного развития человека и природы называется: 1)корреляцией; 3) адаптацией; 2)коэволюцией; 4) конвергенцией. | |
Укажите верное утверждение: 1)безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий; 2)безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть только переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве. | |
Экологизация промышленности – это 1)укрупнение предприятий; 2)уменьшение количества предприятий; 3)малоотходное производство; 4)строительство высоких заводских труб. | |
Выделите среди причин экологического кризиса наиболее существенные: 1)рост природных аномалий; 2)загрязнение атмосферного воздуха, почв, вод; 3)отходность человеческого производства; 4)природопокорительская и природопотребительская психология человека; 5)рост численности населения; 6)все вышеперечисленные. | |
Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают опасность его для окружающей среды? 1. 2. 3. | |
Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают возможность их повторного (многократного) использования и/или они могут быть подвергнуты вторичной переработке? 1. 2. 3. | |
Изменение климата как одного из факторов экологического кризиса обусловлено … : 1)антропогенной деятельностью (выброс в атмосферу СO2, NO2, NН4 и других «парниковых газов»; 2)природными факторами (вулканическая деятельность, тепловой поток, поступающий от Солнца на внешнюю границу тропосферы, апериодическими колебаниями в системе атмосфера – океан, изменение угла наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики); 3)оба ответа верны. | |
Закончите предложение: «Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия ... »: 1)уменьшается с севера на юг; 2)увеличивается с севера на юг; 3)является величиной постоянной для всех регионов. | |
Укажите верное понятие «трансграничное загрязнение»: 1)это загрязнение на границе двух природных сред – воздушной и водной; 2)это загрязнение, возникшее в границах одного региона, последствия которого проявляются в пределах другого (других) регионов; 3)это загрязнение, источник возникновения которого чрезвычайно обширен и поддается локализации. | |
Из перечисленных отраслей перерабатывающей промышленности выделите три, которые дают основную массу отходов: 1)тепловая энергетика; 2)производство минудобрений; 3)машиностроение; 4)нефтепеработка; 5)производство льняных тканей; 6)ядерная энергетика; 7)пищевая промышленность. | |
Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется: 1) устойчивым развитием; 4) глобализацией; 2) специализацией; 5) модернизацией; 3) экологизацией;6)кондоминимумом. | |
Выберите правильные утверждения. Глобальное загрязнение окружающей среды произошло по следующим причинам: 1)неуклонный рост населения планеты; 2)резкое возрастания в ходе научно - технической революции потребления различных источников энергии; 3)по двум приведенным причинам. | |
Укажите, какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим (А); биологическим (Б); химическим (В) и энергетическим (физическим) (Г): 1)пыль; 2)сернистый газ; 3)тепловая энергетика; 4)ионизирующее излучение; 5)металлическая стружка; 6) фенол; 7)сажа; 8) электрические поля; 9) стекло; 10) плесень; 11) бытовые отходы; 12) шум; 13) грибки рода Candida; 14) вибрация; 15) нефть; 16) азотная кислота; 17) бактерии. | |
Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса: 1)переход на малоотходные технологии; 2)организация заказников и заповедников; 3)безотвальная и плоскорезная вспашка; 4)вспашка поперек склонов; 5)регулирование снеготаяния; 6)борьба с загрязнением воды, воздуха. | |
Выберите правильные ответы. В документах ООН глобализация рассматривается как неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства, объединяющих все страны мира, всех жителей планеты. В однополярном мире она создает условия для: 1)утверждения принципов не только социального неравенства, но и экологической несправедливости; 2)сосредоточения всех видов производств в одной стране; 3)равномерная нагрузка на окружающую среду по всему земному шару; 4)концентрация «грязных» производств в некоторых странах; 5)устойчивого развитие стран мира; 6)все ответы верны. | |
К альтернативным источникам энергии относится: 1)энергия солнца; 2)энергия ветра; 3)производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов; 4)геотермальная энергетика. | |
Технология, позволяющая получать минимум твердых, жидких и газообразных отходов называется: 1)безотходной; 2)рациональной; 3)малоотходной. | |
Процесс, основанный на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов, называется: 1)компостированием; 2)биотехнологией; 3)брожением. | |
Выберите правильные ответы: 1)экологический императив – это совокупность запретов, нарушение которых приводит к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни людей свойств окружающей среды, к разрушению экологических условий существования человечества; 2)одним из основных путей экологизации производства является расширение использования биологических технологий – применения живых организмов и биологических процессов для получения полезных продуктов и очищения окружающей среды; 3)экоразвитие – экологически ориентированное социально - экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем; 4)все ответы верны. | |
К способам распространения биологического оружия относится: 1)жидкие или сухие рецептуры для заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем; 2)распространение заразных переносчиков: насекомых, грызунов; 3)боеприпасы, начиненные порошком или жидкостью. | |
В последнее время стали использовать различные бытовые фильтры для доочистки воды. Укажите верные утверждения, касающиеся этих фильтров: 1)фильтрыудаляют микробы, хлор и его производные, тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты и нитриты, пестициды; 2)опасно вторичное загрязнение воды микроорганизмами, осевшими на фильтре; 3)оба утверждения верны. | |
Под устойчивым развитием человечества понимается: 1)развитие без изменений в жизни общества; 2)прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений. | |
Из перечисленных областей России отметьте три наиболее радиационно загрязненные, расположив их в убывающем порядке по площади загрязнения: 1) 2) 3) а)Тульская; б) Орловская; в) Брянская; г)Смоленская; д) Саратовская. | |
Укажите верное название экологической ситуации по следующему определению: «Это потенциально обратимая ситуация, возникающая в природных экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных или антропогенных факторов». 1)экологическая авария; 2) экологический кризис; 3) экологическое бедствие; 4) экологическое равновесие; 5)экологическая катастрофа. | |
В соответствии с Указом Президента РФ площадь особо охраняемых территорий в России необходимо довести от территории страны до: 1)10 %; 3) 5%; 2)3%;4) процент не определен. | |
Глобальный многоаспектный кризис, который несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете, складывается из составляющих: 1)демографической, продовольственной, энергетической, экологической; 2)гуманитарной, социально-экономической и политической; 3)указанных в п.п.1 и 2. |
Основная литература:
1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 325-355.
2.Браун Л.Экоэкономика.М.: Изд-во « Весь мир».2003.-с.392.
3.Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристь, 2000. – с. 20-26.
4.Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 2000. С.246
5.Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 576 с.
6.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 1: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – с. 48-62.
7.Реймерс Н.Ф. Экологический манифест // Экологическая Россия. Хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов – М.: АО «МДС», 1995. – с. 261.
Дополнительная литература:
8.Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – с. 42-47.
9.Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.,1999. – с.30-36.
10.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – с. 359.
11.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 275 с.
12.Трубецкой К.Н., Гоченко Ю. Человек и природа: противоречия и пути их решения. Вестник РАН. – 2002. – 72. – №5. – с. 405-409.
13.Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М. Устойчивый мир, 2001. – С. 73-78.
14.Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета 18 сентября 2002 года.
15.Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред Н.Н. Марфени . – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. с. 53-67.
16.Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года, № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Российская газета от 2 декабря 2004 года».