Выброс углекислого газа в год по странам мира

  Страна Выброс С02, % от всех мировых выбросов
США 24,11
Европейский союз 15,98
Китай 14,54
Россия 6,45
Япония 5,13
Индия 4,22
Германия 3,50
Великобритания 2,34
Канада 2,18
Южная Корея 1,97

По данным World Resource Institute

Таблица 7.2

Среднегодовой расчетный ущерб от стихийных бедствий

[Осипов В.И., 2001] ,

  Африка Америка Азия Европа Океания Сумма
Землетрясения 65 115 1 000 67 035
Засуха и голод н/у 1 000 11 008 н/у 12 342
Наводнения 8 032 8 675
Ураганы 42 494 6 100 49 316
Оползни н/у 0,4 н/у 29,4
Вулканы н/у н/у н/у
Прочие бедствия н/у 1 410
Итого 1244,4 45 116 91 065 1 121 138 890,4

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис.7.1. Наиболее распространенные природные катастрофы в мире за 1965— 1999 гг.

Источник: CRED.

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис. 7.2.Рост количества крупных природных катастроф в мире за 1965—1999 гг. (среднегодовое значение за 5 лет)

Источник: CRED.

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис.7.3. Число погибших на Земле от различных природных катастроф с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет)

Источник: CRED

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис.7. 4. Число людей, пострадавших от различных природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет). [Осипов В.И., 2001]

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис.7.5.Экономический ущерб на Земле от природных катастроф за период с 1965 по 1999 г. (среднегодовое значение за 5 лет) [Осипов В.И., 2001]

Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru

Рис.7.6. Рост численности населения мира и числа жертв землетрясений в течение последних 2000 лет [Reductio and Predictability of Natural Disaster, 1996]

7. Подготовиться к вопросам, выносимым для обсуждения на аудиторном занятии.

При подготовке по первому вопросустуденты уясняют роль антропогенного фактора в биосфере через:

– изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов;

– сокращение численности популяций;

– воздействие на характер функционирования экосистем (изменение цепей питания и нарушение правил экологических пирамид, изменение границ экологических ниш организмов, динамики экосистем, обеднение генофонда, сокращение территорий, занимаемых естественными экосистемами);

– влияние человека на функции живого вещества в биосфере (усиление транспортной и рассеивающей, деструктивной и концентрационной функции живого вещества, изменение временного фактора развития биосферных процессов).

Необходимо разобраться с понятиями «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологическая проблема». При рассмотрении этого вопроса целесообразно также проанализировать историю экологических кризисов в развитии природы, человечества и дать их характеристику.

Готовясь к ответу на второй вопрос, необходимо разобраться с типами глобальных катастроф (космические, природно-циклические, антропогенные или искусственные), угрожающих цивилизации ее уничтожением, а также рассмотреть основополагающие причины экологического кризиса и катастрофы (природные и антропогенные). Самым детальным образом разобраться с вкладом человеческого фактора в развитие современного экологического кризиса и катастрофы.При этом необходимо уяснить два противоположных взгляда (неомальтузианцы и корнуконианцы) на то, какова роль человека в мире, насколько в действительности серьезны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать. Каково влияние этих проблем на Вашу жизнь сейчас и в будущем? Ваши собственные взгляды на развитие и последствия экологического кризиса больше совпадают с взглядами неомальтузианцев или корнуконианцев? Сравните Ваши взгляды с взглядами Ваших товарищей (коллег). Выскажите свою точку зрения на поведение тех, кто пытается игнорировать природоохранные и природоресурсные проблемы, утверждая, что «люди всегда загрязняли и разоряли нашу планету и весь этот шум по поводу загрязнения среды и охраны ресурсов ни к чему. Мы пока еще живы, и у многих людей дела идут лучше, а не хуже». Выявите рациональное зерно в этом рассуждении, а затем обсудите его слабые стороны.

Выскажите свое суждение на точку зрения французского зоолога – эволюциониста Поля Грассе: «Жить – значит реагировать, а отнюдь не быть жертвой».

При подготовке к третьему вопросу необходимо раскрыть содержание проблем, возникающих в результате экологических кризисов в различных сферах человеческой деятельности, их региональные особенности и общества в целом. Проанализировать взаимосвязь процессов глобализации и охраны окружающей среды.

Рассмотреть содержание следующих экологических стратегий: нулевого роста, экотопии, устойчивого развития, ноосферы, коэволюции, и детально раскройте пути (политические, правовые, экономические, нравственные, религиозные и др.) выхода из экологического кризиса. При анализе путей выхода из экологического кризиса особое внимание обратить на принципы экоразвития (принцип «мыслить глобально – действовать локально», принцип превентивности, принцип экологического императива, принцип эколого-экономической сбалансированности, принцип экологизации и гуманизации производства).

При подготовке к ответу на четвертый вопрос студент отмечает, что принесла человечеству аграрная революция и дал человеку переход на западную модель экономики ( индустриальная революция). Высказывает суждения, о тех переменах (реструктуризация ) которые должны произойти в основных отраслях экономики ( энергетическом, продовольственном, сырьевом секторах, транспортной системе, демографической политике), чтобы нынешний тип экономического развития перерос в экоэкономику. Раскрыть в чем заключается смысл экологической революции? Привести примеры экоэкономической перестройки ( Дания, Япония, Исландия, и др. государства). Отвечая на вторую часть вопроса необходимо обратить внимание на такие альтернативные источники, как: солнечная энергия, энергия ветра, геотермальная энергетика, производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов. На конкретных примерах показать положительные стороны их применения и недостатки.

Готовясь к ответу на пятый вопрос, необходимо уяснить, чем объясняется экологическая безнравственность. Раскрыть роль экологического воспитания в утверждении принципов экоразвития. Следует также характеризовать главный принцип поведения людей – принцип взаимности, который записан в законах царя Хаммурапи, Ману, Ветхом и Новом заветах, нашел отражение в учении других философов, и показать его возможную роль в стабилизации экологической обстановки.

II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

1.Антропогенный фактор в биосфере. Понятие экологической проблемы, экологического кризиса.

2.Анализ причин экологического кризиса. Региональная специфика экологических кризисов. Экологические риски. Принципы управления риском.

3.Проблемы, создаваемые экологическим кризисом, и пути выхода из него. Глобализация и охрана окружающей среды. Экологические стратегии.

4.Экоэкономика. Экологическая характеристика альтернативных источников энергии.

5.Основы экологической нравственности.

Экологический тренинг

№ теста Содержание теста
Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется: 1)техносферой; 3) антропосферой; 2)ноосферой; 4) социосферой.
К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести: 1)уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия; 2)увеличение количества углекислого газа в атмосфере; 3)истощение озонового слоя; 4)загрязнение морского побережья в районе больших городов; 5)хищнические способы охоты и рыболовства.
Канцерогенами называют вещества, вызывающие: 1)раковые заболевания; 2)аллергические заболевания; 3)хронические отравления; 4)инфекционные заболевания.
«Парниковый эффект», связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи, паров воды и других твердых частиц: 1)вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете; 2)вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет в конечном итоге к похолоданию; 3)вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере.
Принцип гармоничного совместного развития человека и природы называется: 1)корреляцией; 3) адаптацией; 2)коэволюцией; 4) конвергенцией.
Укажите верное утверждение: 1)безотходное производство возможно при достаточно высоком уровне техники и технологий; 2)безотходное производство невозможно, так как отходы производства принципиально неустранимы, они могут быть только переведены из одной формы в другую и перемещены в пространстве.
Экологизация промышленности – это 1)укрупнение предприятий; 2)уменьшение количества предприятий; 3)малоотходное производство; 4)строительство высоких заводских труб.
Выделите среди причин экологического кризиса наиболее существенные: 1)рост природных аномалий; 2)загрязнение атмосферного воздуха, почв, вод; 3)отходность человеческого производства; 4)природопокорительская и природопотребительская психология человека; 5)рост численности населения; 6)все вышеперечисленные.
Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают опасность его для окружающей среды? Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru 1. 2. 3.
Изображение каких экознаков (знака) на предмете отражают возможность их повторного (многократного) использования и/или они могут быть подвергнуты вторичной переработке? Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru Выброс углекислого газа в год по странам мира - student2.ru 1. 2. 3.
Изменение климата как одного из факторов экологического кризиса обусловлено … : 1)антропогенной деятельностью (выброс в атмосферу СO2, NO2, NН4 и других «парниковых газов»; 2)природными факторами (вулканическая деятельность, тепловой поток, поступающий от Солнца на внешнюю границу тропосферы, апериодическими колебаниями в системе атмосфера – океан, изменение угла наклона оси вращения Земли к плоскости эклиптики); 3)оба ответа верны.
Закончите предложение: «Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия ... »: 1)уменьшается с севера на юг; 2)увеличивается с севера на юг; 3)является величиной постоянной для всех регионов.
Укажите верное понятие «трансграничное загрязнение»: 1)это загрязнение на границе двух природных сред – воздушной и водной; 2)это загрязнение, возникшее в границах одного региона, последствия которого проявляются в пределах другого (других) регионов; 3)это загрязнение, источник возникновения которого чрезвычайно обширен и поддается локализации.
Из перечисленных отраслей перерабатывающей промышленности выделите три, которые дают основную массу отходов: 1)тепловая энергетика; 2)производство минудобрений; 3)машиностроение; 4)нефтепеработка; 5)производство льняных тканей; 6)ядерная энергетика; 7)пищевая промышленность.
Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется: 1) устойчивым развитием; 4) глобализацией; 2) специализацией; 5) модернизацией; 3) экологизацией;6)кондоминимумом.
Выберите правильные утверждения. Глобальное загрязнение окружающей среды произошло по следующим причинам: 1)неуклонный рост населения планеты; 2)резкое возрастания в ходе научно - технической революции потребления различных источников энергии; 3)по двум приведенным причинам.
Укажите, какие виды загрязнителей окружающей среды относятся к механическим (А); биологическим (Б); химическим (В) и энергетическим (физическим) (Г): 1)пыль; 2)сернистый газ; 3)тепловая энергетика; 4)ионизирующее излучение; 5)металлическая стружка; 6) фенол; 7)сажа; 8) электрические поля; 9) стекло; 10) плесень; 11) бытовые отходы; 12) шум; 13) грибки рода Candida; 14) вибрация; 15) нефть; 16) азотная кислота; 17) бактерии.
Из приведенного ниже списка выберите мероприятия, способствующие приостановке эрозионного процесса: 1)переход на малоотходные технологии; 2)организация заказников и заповедников; 3)безотвальная и плоскорезная вспашка; 4)вспашка поперек склонов; 5)регулирование снеготаяния; 6)борьба с загрязнением воды, воздуха.
Выберите правильные ответы. В документах ООН глобализация рассматривается как неизбежный процесс формирования общемировых принципов жизнеустройства, объединяющих все страны мира, всех жителей планеты. В однополярном мире она создает условия для: 1)утверждения принципов не только социального неравенства, но и экологической несправедливости; 2)сосредоточения всех видов производств в одной стране; 3)равномерная нагрузка на окружающую среду по всему земному шару; 4)концентрация «грязных» производств в некоторых странах; 5)устойчивого развитие стран мира; 6)все ответы верны.
К альтернативным источникам энергии относится: 1)энергия солнца; 2)энергия ветра; 3)производство энергии биомассы, получаемой в результате переработки органических отходов; 4)геотермальная энергетика.
Технология, позволяющая получать минимум твердых, жидких и газообразных отходов называется: 1)безотходной; 2)рациональной; 3)малоотходной.
Процесс, основанный на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов, называется: 1)компостированием; 2)биотехнологией; 3)брожением.
Выберите правильные ответы: 1)экологический императив – это совокупность запретов, нарушение которых приводит к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни людей свойств окружающей среды, к разрушению экологических условий существования человечества; 2)одним из основных путей экологизации производства является расширение использования биологических технологий – применения живых организмов и биологических процессов для получения полезных продуктов и очищения окружающей среды; 3)экоразвитие – экологически ориентированное социально - экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем; 4)все ответы верны.
К способам распространения биологического оружия относится: 1)жидкие или сухие рецептуры для заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем; 2)распространение заразных переносчиков: насекомых, грызунов; 3)боеприпасы, начиненные порошком или жидкостью.
В последнее время стали использовать различные бытовые фильтры для доочистки воды. Укажите верные утверждения, касающиеся этих фильтров: 1)фильтрыудаляют микробы, хлор и его производные, тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты и нитриты, пестициды; 2)опасно вторичное загрязнение воды микроорганизмами, осевшими на фильтре; 3)оба утверждения верны.
Под устойчивым развитием человечества понимается: 1)развитие без изменений в жизни общества; 2)прогресс и движение вперед, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения должно происходить без лишения такой возможности будущих поколений.
Из перечисленных областей России отметьте три наиболее радиационно загрязненные, расположив их в убывающем порядке по площади загрязнения: 1) 2) 3) а)Тульская; б) Орловская; в) Брянская; г)Смоленская; д) Саратовская.
Укажите верное название экологической ситуации по следующему определению: «Это потенциально обратимая ситуация, возникающая в природных экосистемах в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных или антропогенных факторов». 1)экологическая авария; 2) экологический кризис; 3) экологическое бедствие; 4) экологическое равновесие; 5)экологическая катастрофа.
В соответствии с Указом Президента РФ площадь особо охраняемых территорий в России необходимо довести от территории страны до: 1)10 %; 3) 5%; 2)3%;4) процент не определен.
Глобальный многоаспектный кризис, который несет в себе угрозу самому существованию человечества на планете, складывается из составляющих: 1)демографической, продовольственной, энергетической, экологической; 2)гуманитарной, социально-экономической и политической; 3)указанных в п.п.1 и 2.

Основная литература:

1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – с. 325-355.

2.Браун Л.Экоэкономика.М.: Изд-во « Весь мир».2003.-с.392.

3.Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристь, 2000. – с. 20-26.

4.Горелов А.А. Экология. - М.: Центр, 2000. С.246

5.Коробкин В.И., Передельский Л.В.Экология, Учебник для вузов.– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 576 с.

6.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. 1: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Ягодина. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – с. 48-62.

7.Реймерс Н.Ф. Экологический манифест // Экологическая Россия. Хрестоматия /сост. В.Н. Кузнецов – М.: АО «МДС», 1995. – с. 261.

Дополнительная литература:

8.Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – с. 42-47.

9.Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М.,1999. – с.30-36.

10.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – с. 359.

11.Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 275 с.

12.Трубецкой К.Н., Гоченко Ю. Человек и природа: противоречия и пути их решения. Вестник РАН. – 2002. – 72. – №5. – с. 405-409.

13.Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М. Устойчивый мир, 2001. – С. 73-78.

14.Экологическая доктрина Российской Федерации // Российская газета 18 сентября 2002 года.

15.Россия в окружающем мире: 1998 (Аналитический ежегодник). Отв. ред Н.Н. Марфени . – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. с. 53-67.

16.Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 года, № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Российская газета от 2 декабря 2004 года».

Наши рекомендации