Тема 5. здоровье человека и среда обитания
Задачи занятия: углубить знания студентов: об адаптации организмов к различным условиям жизни (в различных средах и географических зонах); о токсичных веществах; хроническом отравлении; радиационном загрязнении, лучевой болезни; о вредном влиянии загрязнения на здоровье человека; о необходимости изучения и учета индивидуальных адаптивных возможностей человека.
Методические указания к теме практического занятия
I. Внеаудиторная работа студентов
1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биоэтика, валеология, экология человека, медицинская экология, агросистема, антропоэкосистема, соцэкосистема, биохимическая провинция, геопатогенная зона, биоаккумуляция, здоровье человека, депопуляция, адаптация человека, радиационное загрязнение, лучевая болезнь, токсичные вещества, металлы тяжелые, ксенобиотики, мутагены, тератогены, синергизм, генофонд, генная инженерия, продукты генной инженерии, генное оружие, геноцид, дегенерация, скрининг, пандемия, ионизация воздуха, факторы риска, биотерроризм, коэффициент корреляции.
2. Используя данные приложений 1-16 , рис. 5.1, 5.2, 5.3 и таб. 5.1, сделайте выводы о:
- изменении динамики коэффициента рождаемости городского и сельского населения;
- изменении численности населения;
- состоянии здоровья граждан (мужчин, женщин, детей) РФ;
- причинах смертности;
- динамике продолжительности жизни и расходам на медицину в России и США, ожидаемой продолжительности жизни в России и странах Северной и Западной Европы;
-младенческой смертности, средней продолжительность жизни. Увяжите эти выводы с экономикой (валовой национальный продукт) стран государств мира.
Графически отобразите динамику общей заболеваемости населения и заболеваемости такими болезнями, как туберкулез, сифилис, ВИЧ, злокачественные образования. Сопоставьте эти данные с динамикой использования спиртных напитков, табака (приложение 17). Выскажите свои суждения о корреляционных связях между применением табака , спиртного и заболеваниями.
3. Используя данные рис. 5.1, 5.2, приложения 15,17 спрогнозируйте, рост числа каких заболеваний возможен в связи с увеличением потребления сигарет, загрязнения окружающей среды в РФ.
Сформулируйте ваши предложения, направленные на снижения социально обусловленных этих и других болезней.
Рис.5.1. Влияние курения на здоровье человека (Денисов В. В., 2002г.)
Таблица 5.1
Потребление табака в отдельных странах мира
мужчины | женщины | подростки | |
Китай | 66,90% | 4% | 10,80% |
Аргентина | 46,80% | 34,00% | 28,10% |
Польша | 44,00% | 25,00% | 24,40% |
США | 21,50% | 25,40% | 25,80% |
Россия | 70,5% | 13,80% | 35,10% |
По данным www.Nation Master.com и Всемирной организации
здравоохранения
Рис. 5.2 По данным сборника тезисов международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе», 2002
4. Проведите опыт по изучению суточного ритма частоты ваших сердечных сокращений. Ежедневно, три раза в сутки в спокойном состоянии измеряйте свой пульс. Длительность одного измерения должна быть строго постоянна – 30 сек. Измерения повторите в течение 4 дней. Полученные данные занесите в таблицу 5.2. Сделайте вывод, проявляется ли суточный ритм в частоте ваших сердечных сокращений. С учетом полученных данных выскажите предложения по планированию своего рабочего дня.
Таблица 5.2