Основные методы защиты атмосферы
От химических примесей
Все известные методы и средства защиты атмосферы от химических примесей можно объединить в три группы.
В первую группу входят мероприятия, направленные на снижение мощности выбросов, т.е. уменьшение количества выбрасываемого вещества в единицу времени. Во вторую группу входят мероприятия, направленные на защиту атмосферы путем обработки и нейтрализации вредных выбросов специальными системами очистки. В третью группу входят мероприятия по нормированию выбросов как на отдельных предприятиях и устройствах, так и в регионе в целом.
Для снижения мощности выбросов химических примесей в атмосферу наиболее широко используют:
замену менее экологичных видов топлива экологичными;
сжигание топлива по специальной технологии;
создание замкнутых производственных циклов.
В первом случае применяют топливо с более низким баллом загрязнения атмосферы. При сжигании различных топлив такие показатели, как зольность, количество диоксида серы и оксидов азота в выбросах, могут сильно различаться между собой, поэтому введен суммарный показатель загрязнения атмосферы в баллах, который отражает степень вредного воздействия на человека.
36) Защита гидросферы
Поверхностные воды охраняют от засорения, загрязнения и истощения.
Для предупреждения от засорения принимают меры, исключающие попадание в водоемы и реки строительного мусора, твердых отходов, разработанного грунта и других предметов, негативно влияющих на качество воды, условия обитания рыб и др.
Важнейшая и очень сложная проблема – защита вод от загрязнения. С этой целью предусматривают следующие мероприятия:
развитие безотходных и безводных технологий, внедрение систем оборотного водоснабжения, утилизация отходов;
очистка промышленных, коммунально-бытовых и др. сточных вод;
передача сточных вод на другие предприятия, предъявляющие менее жесткие требования к качеству воды и если, содержащиеся в ней примеси, не оказывают вредного воздействия на технологический процесс этих предприятий, а наоборот улучшают качество выпускаемой продукции (например, передача сточных вод химических предприятий на предприятия строительного производства);
канализование и санитарная очистка городов;
очистка поверхностного стока городских, промышленных территорий;
создание водоохранных зон.
Методы очистки сточных вод.В виду огромного разнообразия состава сточных вод существуют различные способы их очистки: механический, физико-химический, химический, биологический и др. В зависимости от характера загрязнения и степени вредности очистка сточных вод может производиться каким-либо одним методом или комплексом методов (комбинированный способ).
При механической очисткепутем процеживания, отстаивания и фильтрования удаляют нерастворимые механические примеси. Для этой цели используют решетки, песколовки, песчаные фильтры, отстойники различных типов. Вещества, плавающие на поверхности сточных вод (нефть, смолы, масла, жиры, полимеры и др.), задерживают нефте- и жироловушками или другого вида уловителями, путем слива верхнего слоя, содержащего плавающие вещества.
Химические и физико-химические способы используют для очистки промышленных сточных вод.
При химической очисткев сточные водывводят специальные реагенты (известь, кальцинированную соду, аммиак и др.), которые взаимодействуют с загрязнителями и выпадают в осадок.
При физико-химической очистке используют методы коагуляции, сорбции, флотации и др.
Для очистки коммунально-бытовых, промышленных стоков целлюлозно-бумажных, нефтеперерабатывающих, пищевых предприятий после механической очистки используют биологический метод. Этот метод основан на способности природных микроорганизмов, использовать для своего развития, органические и некоторые неорганические соединения, содержащиеся в сточных водах. Очистку производят на искусственных сооружениях (аэротенках, метантенках, биофильтрах и др.) и в естественных условиях (поля фильтрации, поля орошения, биологические пруды и др.). При очистке сточных вод образуетсяосадок, который удаляют для подсушивания на иловые площадки, а потом используют как удобрение. Однако при биологической очистке коммунально-бытовых сточных вод совместно с промышленными сточными водами, которые содержат тяжелые металлы и другие вредные вещества, эти загрязнители накапливаются в осадках и использование их в качестве удобрений исключается. Возникает проблема обращения с осадками сточных вод во многих городах Украины, в том числе и в Харькове.
Важную защитную роль на любом водном объекте выполняют водоохранные зоны –это специальные зоны, устраиваемые вдоль берегов рек, озер, водохранилищ. Основное назначение – защита водных объектов от загрязнения, засорения, эрозионных наносов поверхностным стоком. Ширина водоохранных зон может составлять от 100 до 300 м и более. В пределах водоохраной зоны почва должна быть закреплена растительностью, высажены защитные лесные полосы, запрещается хозяйственная деятельность: распашка земель, выпас скота, применение ядохимикатов, удобрений, производство строительных работ, размещение складов, гаражей, животноводческих комплексов и др.
Контроль качества воды проводят дляоценки возможности ее использования для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного и технического назначения. Для оценки качества воды анализируют ее состав и физические свойства. Определяют температуру, запах, вкус, прозрачность, мутность, содержание растворенного кислорода, биохимическое потребление кислорода, кислотность, содержание вредных веществ, а также количество кишечных палочек в одном литре воды. Все приведенные показатели не должны превышать нормативные требования.
Основные мероприятия по защите подземных вод заключаются в предотвращении истощения запасов их (путем регулирования водоотбора) и загрязнения.
37) Литосфера – это каменная оболочка Земли, включающая земную кору мощностью (толщиной) от 6 (под океанами) до 80 км (горные системы). Верхняя часть литосферы в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. Основные значимые составляющие литосферы: почвы, горные породы и их массивы, недра.
Причины нарушения верхних слоев земной коры
добыча полезных ископаемых;
захоронение бытовых и промышленных отходов;
проведение военных учений и испытаний;
внесение удобрений;
применение пестицидов.
В процессе преобразования литосферы человек извлек 125 млрд. т угля, 32 млрд. т нефти, более 100 млрд. т других полезных ископаемых. Распахано более 1500 млн. га земель, заболочено и засолено 20 млн. га. При этом лишь 1/3 часть всей извлекаемой горной массы вовлекается в оборот, а используется в производстве ~7% объема добычи. Большая часть отходов не используется и скапливается в отвалах.
Методы защиты литосферы
Можно выделить следующие основные направления:
Защита почв.
Охрана и рациональное использование недр: наиболее полное извлечение из недр основных и попутных полезных ископаемых; комплексное использование минерального сырья, включая проблему утилизации отходов.
Рекультивация нарушенных территорий.
Рекультивация – это комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий (при открытой разработке месторождений полезных ископаемых, в процессе строительства и др.) и приведения земельных участков в безопасное состояние.
Различают рекультивацию техническую, биологическую и строительную.
Техническая рекультивация представляет собой предварительную подготовку нарушенных территорий. Проводится планировка поверхности, снятие верхнего слоя, транспортировка и нанесение плодородных почв на рекультивируемые земли. Засыпаются выемки, разбираются отвалы, поверхность выравнивается.
Биологическая рекультивация проводится для создания растительного покрова на подготовленных участках.
Строительная рекультивация – при необходимости возводятся здания, сооружения и другие объекты.
4. Защита массивов горных пород:
Защита от подтопления – организация стока грунтовых вод, дренаж, гидроизоляция;
Защита оползневых массивов и селеопасных массивов – регулирование поверхностного стока, организация ливневых коллекторов. Запрещается строительство зданий, сброс хозяйственных вод, вырубка деревьев.
Утилизация твердых отходов
Утилизация представляет собой переработку отходов, имеющую целью использование полезных свойств отходов или их компонентов. В этом случае отходы выступают в качестве вторичного сырья.
По агрегатному состоянию отходы разделяются на твердые и жидкие; по источнику образования – на промышленные, образующиеся в процессе производства (металлический лом, стружка, пластмассы, зола и т.д.), биологические, образующиеся в сельском хозяйстве (птичий помет, отходы животноводства и растениеводства и др.), бытовые (в частности, осадки коммунально-бытовых стоков), радиоактивные. Кроме того, отходы разделяются на горючие и негорючие, прессуемые и непрессуемые.
При сборе отходы должны разделяться по признакам, указанным выше, и в зависимости от дальнейшего использования, способа переработки, утилизации, захоронения.
После сбора отходы подвергаются переработке, утилизации и захоронению. Перерабатываются такие отходы, которые могут быть полезны. Переработка отходов – важнейший этап в обеспечении безопасности жизнедеятельности, способствующий защите окружающей среды от загрязнения и сохраняющий природные ресурсы.
Вторичное использование материалов решает целый комплекс вопросов по защите окружающей среды. Например, использование макулатуры позволяет при производстве 1 т бумаги и картона экономить 4,5 м3 древесины, 200 м3 воды и в 2 раза снизить затраты электроэнергии. Для изготовления такого же количества бумаги требуется 15–16 взрослых деревьев. Большую экономическую выгоду дает использование отходов из цветных металлов. Для получения 1 т меди из руды необходимо добыть из недр и переработать 700–800 т рудоносных пород.
Пластмассы в виде отходов естественным путем разлагаются медленно, либо вообще не разлагаются. При их сжигании атмосфера загрязняется ядовитыми веществами. Наиболее эффективными способами предотвращения загрязнения среды пластмассовыми отходами является их вторичная переработка (рециклинг) и разработка биодеградирующих полимерных материалов. В настоящее время в мире утилизируется лишь небольшая часть из ежегодно выпускаемых 80 млн. т пластмасс. Между тем, из 1 т отходов полиэтилена получается 860 кг новых изделий. 1 т использованных полимеров экономит 5 т нефти.
Широкое распространение получила термическая переработка отходов (пиролиз, плазмолиз, сжигание) с последующим использованием теплоты. Мусоросжигающие заводы должны оборудоваться высокоэффективными системами пыле- и газоочистки, так как существуют проблемы с образованием газообразных токсичных выбросов.
Отходы, не подлежащие переработке и дальнейшему использованию в качестве вторичных ресурсов, подвергаются захоронению на полигонах. Полигоны должны располагаться вдали от водоохранных зон и иметь санитарно-защитные зоны. В местах складирования выполняется гидроизоляция для исключения загрязнения грунтовых вод.
Для переработки твердых бытовых отходов находят широкое применение биотехнологические методы: аэробное компостирование, анаэробное компостирование или анаэробная ферментация, вермикомпостирование.
38) Субъекты экологического права– это лица, принимающие участие в экологических отношениях, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.
Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).
Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.
Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане (в т.ч. иностранные) и хозяйствующие субъекты.
Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые воздействуют на природную среду, осуществляют общее или специальное природопользование.
Объекты экологического права (экологических правоотношений)– природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.
Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно–оздоровительные районы и т. д.
Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми, существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды в целом.
39) Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине права окружающей среды экологическим или экогенным вредом.
Когда речь идет об экологическом вреде, в законодательстве употребляются различные термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки. Например, в Законе «Об охране окружающей природной среды» говорится о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением (разд. XIV). Конституция РФ устанавливает право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89). УК РФ устанавливает уголовную ответственность за создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде при нарушении правил обращения с опасными веществами и отходами (ст. 247). Важно разобраться: одинаковое ли содержание вкладывается в эти понятия или оно различно? И как с этим соотносятся причиненные убытки?
Некоторые ответы на эти вопросы можно найти в ГК РФ. Другие – в доктрине права окружающей среды. При этом наиболее полно в ГК РФ определено понятие«убытки» (ст. 15) – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества(реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено(упущенная выгода).
Таким образом, по гражданскому праву вред – понятие родовое, наиболее широкое.Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Составными частями экологического вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.
Подчеркнем, что экологический ущерб имеет и другие общественно значимые проявления. Они касаются, в частности, демографической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьшение прироста населения.
Экологический ущерб (вред) часто связан с упущением выгоды, т.е. неполучением природопользователем доходов, которые он мог получить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.
Новым для российского права окружающей среды элементом экологического вреда является моральный вред. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда – общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованы. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.
Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.
В ст. 86 Закона «Об охране окружающей природной среды» усттанавливается, что вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Принцип возмещения вреда в полном объеме устанавливается и в ст. 1064 ГК РФ. Содержание этого принципа раскрывается в ст. 1082 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Субъектами причинения экологического вреда могут быть граждане, общественные формирования, граждане-предприниматели, предприятия, государственные органы. Так, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается в этом случае за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ст. 1064 ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда – в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.
40) Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Нарушение правовых экологических требований влечет применение мер юридической ответственности.
Под юридической ответственностью понимается система принудительных мер, применяемых к нарушителям экологического законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений, восстановления нарушенных прав. Одним из свойств юридической ответственности является то, что она имеет государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующих субъектов обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Наиболее распространенными санкциями, предусмотренными за совершение экологических правонарушений, являются административный и уголовный штрафы, изъятие орудий незаконной деятельности и незаконно добытой продукции, возложение обязанности компенсировать причиненный ущерб.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает при наличии юридических и фактических оснований, которые включают:
— норму, запрещающую поведение или действие, или норму, обязывающую предпринять то или иное действие;
— факт несоблюдения требований законодательства, т.е. наличие правонарушения;
— причинную связь между совершенным действием и наступившими последствиями.
Экологические правонарушения — это действия или бездействия, умышленно или неосторожно нарушающие нормы экологического права. Действие или бездействие признается экологическим правонарушением, если оно является экологически значимым. Экологически значимое поведение означает обязательное использование природных объектов, которые выступают предметом посягательства, и направленность на такое изменение состояния окружающей среды, которое запрещено правом. Таким образом экологическое правонарушение, отличается от других правонарушений тем, что предметом посягательства действий либо бездействий, запрещенных законом, является окружающая среда либо ее отдельные компоненты в их юридическом понимании.
Для характеристики экологического правонарушения необходимо определить его состав — объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся по поводу использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов — природных объектов. Объективную сторону образует противоправное действие либо бездействие, имеющее определенную степень общественной опасности. Факт совершения такого действия или бездействия должен быть выявлен и зафиксирован в установленном порядке уполномоченными государственными органами. Действие либо бездействие будет признано экологическим правонарушением как в случае, если оно вызвало общественно опасные последствия, так и в случае отсутствия таковых. К примеру, сброс отходов в водоемы, в результате которого наступило загрязнение водного объекта, относится к экологическим правонарушениям, так как в его составе наряду с прочим имеется объективная сторона, т. е. противоправное действие, имеющее общественно опасные последствия. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах также будет экологическим правонарушением, так как в нем есть признаки формального состава правонарушения, выражающиеся в создании угрозы пожара. Для привлечения к юридической ответственности необходимо наличие и самого правонарушителя — субъекта правонарушения. Таковыми могут быть как физические, так и юридические лица. Объективную сторону составляет наличие вины правонарушителя в форме умысла или неосторожности. В некоторых случаях наступление юридической ответственности за экологические правонарушения возможно и без вины правонарушителя. К примеру, загрязнение воздуха путем выбросов загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов дает право гражданам требовать возмещения ущерба, причиненного здоровью.
За совершение экологических правонарушений предусматривается применение мер уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Правовое регулирование в области уголовной и гражданско-правовой ответственности, в соответствии со ст. 71 Конституции России, входит в ведение Российской Федерации. Соответственно на уровне субъектов РФ не могут приниматься законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие данные меры ответственности за экологические правонарушения. Одновременно, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, административное законодательство составляет совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ.
Уголовная ответственность за экологическое преступление предусмотрена УК РФ. В гл. 26 этого Кодекса «Экологические преступления», определены 17 составов уголовных преступлений. К числу таковых отнесены незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, нарушение правил охраны и использования недр, незаконная порядка леса, уничтожение или повреждение лесов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, загрязнение моря вредными веществами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.
За совершение уголовных преступлений применяются штрафные санкции, лишение права занимать определенные должности либо права заниматься определенной деятельностью, лишение или ограничение свободы. Уголовные штрафы исчисляются в кратном размере относительно минимальной оплаты труда и колеблются от 50 до 700 минимальных размеров оплаты труда. Субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица — граждане и должностные лица, уголовная ответственность которых может быть различной за одно и то же правонарушение. Уголовный штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда предусматривается за незаконную охоту с отягчающими обстоятельствами с использованием служебного положения. Наиболее строгое наказание в виде 8 лет лишения свободы установлено за умышленное уничтожение или повреждение лесов путем поджога, нарушение правил с экологически опасными веществами, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей. В соответствующих случаях наряду со штрафными санкциями производится конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. Применение мер уголовной ответственности не освобождает правонарушителя от обязанности возместить причиненный экологический ущерб гражданам, организациям, государству
Уголовные санкции применяются по решению суда, которому предшествует проведение следственных действий правоохранительными органами.
Административная ответственность за экологические правонарушения применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовным преступлением отличаются меньшей степенью общественной опасности. Меры административной ответственности применяются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора, административными комиссиями на основании постановлений о наложении штрафа. Постановления о наложении административного штрафа могут быть обжалованы в суд.
Одно из наиболее распространенных наказаний, которое применяется к гражданам, должностным лицам или организациям за экологическое правонарушение — штраф на основе официально установленного минимального размера оплаты труда. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.
Особенностью правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами — Законом «Об охране окружающей природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом, Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и др.
Согласно ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», к административным экологическим правонарушениям относятся несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды, порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, отказ в предоставлении достоверной экологической информации и др. Физические и юридические лица, виновные в совершении этих правонарушений, могут быть подвергнуты штрафу, налагаемому в административном порядке: граждане от однократного до десятикратного размера минимальной оплаты труда, должностные лица — от трехкратного до двадцатикратного размера оплаты труда, организации - от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Административную ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ несут только физические лица
— граждане и должностные лица. В перечень правонарушений входят бесхозяйственное использование земель, нарушение требований по охране недр, нарушение правил охраны водных ресурсов, нарушение правил захоронения отходов, незаконное использование лесного фонда и другие.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией государственных и негосударственных организаций в отношении работающих по найму должностных лиц, технического персонала и работников, а также в отношении членов общественных объединений за экологические правонарушения, совершенные в процессе трудовой или служебной деятельности. Дисциплинарные взыскания включают предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях, специальными правовыми актами организаций — уставами, правилами внутреннего распорядка и другими.
Имущественный вред, причиненный нарушением норм экологического права, или экологический вред подлежат возмещению причинителем вреда в соответствии с общими нормами гражданского права, а также требованиями экологического законодательства.
Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов. Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме.
В первом случае причинитель вреда обязан своими силами и за свой счет выполнить работы по физическому оздоровлению природной среды: очистить территорию, восстановить популяцию животных, рекультивировать ландшафт. На практике такое физическое возмещение происходит крайне редко в силу разнообразных объективных и субъективных причин (невозможности восстановления природного объекта, отсутствие технической способности предприятия провести специальные работа, скажем, по восстановлению популяции животных). Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации причиненного ущерба. По общему правилу, суммы, полученные в качестве денежной компенсации, должны быть направлены на восстановление нарушенных природных объектов. Однако реально это происходит далеко не всегда.
Определение размера ущерба является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены. Поэтому используется два способа определения размера ущерба и размера его компенсации.
Нормативный или таксовый способ компенсации вреда решает две задачи — компенсировать понесенные потери и наказать причинителя вреда. Данный способ применяется в целях компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках).
Наиболее распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения экологического вреда. Его смысл заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества.
Возмещение экологического вреда на практике сталкивается с огромными трудностями, главным образом, связанными с доказыванием причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями. Не всегда возможно убедительно доказать, что состояние природной среды изменилось в негативную сторону как следствие действий конкретных лиц, а имущественный вред возник как следствие изменения состояния окружающей среды.
Вред возмещается добровольно либо по решению суда по иску потерпевшей стороны.
Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности является особой мерой воздействия на поведение субъектов экологически