Цели управления биоразнообразием на современном этапе
Формулировка целей управления биоразнообразием на современном этапе
необходима для разработки достаточно полной и внутренне непротиворечивой
системы критериев для определения природоохранного статуса природных систем.
Некоторые варианты формулировки целей управления биоразнообразием показаны
ниже.
Варианты формулировки целей | Необходимые знания |
Минимизация изменений существующих в настоящее время уровней биоразнообразии (для нарушенных систем означает их консервацию в современном состоянии) | Относительная важность разных биосистем для сохранения биоразнообразия в целом |
Сохранение или восстановление «естественных» уровней биоразнообразия, свойственных ненарушенным природным системам (огромную роль играют особо охраняемые природные территории как эталоны систем) | Характеристики биоразнообразия ненарушенных природных систем |
Сохранение или восстановление уровней разнообразия выше критических, необходимых для сохранения биосистем | Критические значения биоразнообразия |
Сохранение или восстановление оптимальных уровней биоразнообразия | Оптимальные значения бноразнообразия |
Последние два варианта формулировки целей предполагают решение проблемы на
теоретическом уровне, вскрытие связи параметров биоразнообразия с
функциональными характеристиками биосистем, определение оптимальных и
критических значений разнообразия в биосистемах. Это требует серьезных
дополнительных исследований, но дает возможность для объективного
установления приоритетов. Поскольку сегодня наши знания о критических и
оптимальных уровнях разнообразия в биосистемах крайне скудны, следует
признать, что такие цели управления могут быть поставлены только в очень
ограниченном числе случаев. Более реальны на современном этапе первые два
варианта формулировки целей, основывающиеся лишь на измерении уровней
разнообразия в биосистемах. В этом случае отсутствие количественных критериев
для установления природоохранных приоритетов между разными биосистемами
предполагает использование метода экспертной оценки.
*** Можно выдвинуть несколько аргументов этического плана в защиту сохранения
всех видов, независимо от их экономической ценности. Последующие рассуждения
важны для биологии сохранения, поскольку они представляют логические доводы в
защиту редких видов и видов, не имеющих очевидной экономической ценности.
• Каждый вид имеет право на существование. Все виды представляют
уникальное биологическое решение проблемы выживания. На этом основании
существование каждого вида должно быть гарантировано, независимо от
распространения данного вида и его ценности для человечества. Это не зависит от численности вида, от его географического распространения, древний это или
недавно появившийся вид, экономически значим он или нет. Все виды являются
частью бытия и поэтому имеют столько же прав на жизнь, сколько и человек.
Каждый вид ценен сам по себе, независимо от потребности человека. Кроме того,
что люди не имеют права уничтожать виды, они еще должны и нести ответственность за принятие мер по предотвращению вымирания вида в результате человеческой деятельности. Этот аргумент предвосхищает то, что человек поднимется над ограниченной антропоцентрической перспективой, станет частью жизни и отождествится с большим жизненным сообществом, в котором мы будем уважать все виды и их право на существование. Как можно давать право на существование и законодательно защищать виды, лишенные человеческого сознания и понятия морали, права и долга? Далее, как могут виды не животного происхождения, такие как мхи или грибы, иметь права,
когда у них нет даже нервной системы, чтобы соответствующим образом
воспринимать окружающую среду? Многие защитники этики окружающей среды
полагают, что виды имеют право на жизнь потому, что они производят потомство
и непрерывно адаптируются к изменяющемуся окружению. Преждевременное
вымирание видов в результате человеческой деятельности разрушает этот
естественный процесс и может рассматриваться как “сверхубийство”, поскольку
оно убивает не только отдельных представителей, но и будущие поколения видов,
ограничивая процесс эволюции и видообразования.
• Все виды взаимозависимы. Виды как части естественных сообществ
взаимодействуют сложным образом. Потеря одного вида может иметь далеко идущие
последствия для других видов сообщества. В результате могут вымереть другие
виды, и все сообщество дестабилизируется в результате вымирания групп видов.
Гипотеза Геи заключается в том, что по мере того, как мы все больше узнаем о
глобальных процессах, нам все больше открывается, что многие химические и
физические параметры атмосферы, климата и океана связаны с биологическими
процессами на базе саморегулирования. Если дело обстоит именно так, то наши
инстинкты самосохранения должны толкать нас на сохранение биоразнообразия.
Когда мир вокруг нас процветает, то и мы процветаем. Мы обязаны сохранять
систему в целом, поскольку она выживает только как целое. Люди как рачительные хозяева ответственны за Землю. Многие последователи религиозных воззрений считают уничтожение видов недопустимым, поскольку все они – творения Бога. Если Бог создал мир, то и созданные Богом виды имеют ценность. В соответствии с традициями иудаизма, христианства и ислама человеческая ответственность за охрану видов животных и растений является как бы статьей договора с Богом. Индуизм и буддизм также строго требуют сохранения жизни в окружающей природе.
• Люди несут ответственность перед будущими поколениями. Со строго
этической точки зрения, если мы истощаем природные ресурсы Земли и становимся
причиной вымирания видов, то будущие поколения людей должны будут за это
заплатить ценой более низкого уровня и качества жизни. Поэтому современное
человечество должно пользоваться природными ресурсами в режиме сохранения, не
допуская уничтожения видов и сообществ. Мы можем представить себе, что
одалживаем Землю у будущих поколений, и когда они получат ее от нас назад, то
они должны обнаружить ее в хорошем состоянии.
• Соотношение интересов человека и биологического разнообразия. Иногда
считают, что забота об охране природы освобождает от необходимости заботы о
человеческой жизни, но это не так. Понимание сложности человеческой культуры и естественного мира заставляет человека уважать и защищать всю жизнь в ее
многочисленных формах. Также правда и то, что люди, вероятно, лучше смогут
защищать биологическое разнообразие, когда они будут обладать полными
политическими правами, надежными средствами к существованию и знаниями о
проблемах окружающей среды. Борьба за социальный и политический прогресс
бедного и бесправного народа сравнима по усилиям с защитой окружающей среды. На протяжении длительного времени становления человека он шел по естественному пути “выявления всех форм жизни” и “уяснения ценности этих форм”. В этом видится расширение круга моральных обязательств отдельного человека: распространение его личной ответственности на родственников, на свою социальную группу, на все человечество, животных, все виды, экосистемы и в конечном итоге на всю Землю
• Природа имеет свою духовную и эстетическую ценность, превосходящую ее
экономическую ценность. На протяжении всей истории отмечалось, что
религиозные мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты черпали
вдохновение в природе. Для многих людей важным источником вдохновения являлось
любование первозданной дикой природой. Простое чтение о видах или наблюдения в музеях, садах, зоопарках, фильмы о природе – всего этого не достаточно. Почти каждый получает эстетическое наслаждение от дикой природы и ландшафтов. От активного общения с природой получают удовольствие миллионы людей. Потеря
биоразнообразия уменьшает такое наслаждение. Например, если в следующие
несколько десятилетий вымрут многие киты, дикие цветы и бабочки, то будущие
поколения художников и детей навсегда лишатся чарующих живых картин.
• Биологическое разнообразие необходимо для определения происхождения жизни.
В мировой науке существует три главных тайны: как произошла жизнь, откуда
произошло все разнообразие жизни на Земле и как эволюционирует человечество.
Тысячи биологов работают над решением этих проблем и вряд ли подошли ближе к их пониманию. Например, недавно систематики с использованием молекулярных методик обнаружили, что куст с острова Новая Каледония в Тихом океане представляет единственный уцелевший вид из древнего рода цветковых растений. Однако когда такие виды исчезают, теряются важные ключи к решению главных загадок, и тайна становится все более неразрешимой. Если исчезнут ближайшие родственники человека – шимпанзе, бабуины, гориллы и орангутанги – мы потеряем важные ключи к пониманию эволюции человека
Ответ 29