Особенности микроклимата городской среды
Особенности микроклимата городской среды
Микроклимат города – это климат приземного слоя воздуха отдельных участков городской территории. Приземной слой воздуха занимает воздушное пространство двухметровой высоты над уровнем земли.
На формирование микроклимата города, помимо природных условий, оказывают влияние условия, создаваемые городской застройкой, а также функционированием автотранспорта, теплоэлектростанций, промышленных и других предприятий. Городская застройка изменяет природный рельеф: увеличивает шероховатость подстилающей поверхности (например, формирует котловинные условия на фоне равнинного рельефа), включает множество вертикальных поверхностей, создает пересеченную местность.
Городская среда характеризуется :
-высокой плотностью населения
-наличием строительных производств
-развитой инфраструктурой.
Особенности городской среды:
1. В городской среде на 10-20 % уменьшается приток солнечной радиации
2. Характерно наличие островов тепла
3. Температура воздуха в городе на 7-15° выше ,чем в природе
4. Количество атмосферных осадков увеличивается зимой- 50%, летом- 15%
5. поверхностный сток с города в несколько раз превышает сток с пригорода
6. Горо суше на 10-15%
7. Повторяемость туманов в промышленном городе выше.
Классификация среды обитания по уровню экологической безопасности
Классификация:
-Удовлетворяющее
-Напряженное
-критическое
-Кризисное
-Катастрофическое
Классификация по уровню экологической безопасности:
1. Зона экологического благополучия(состояние природной среды обеспечивает традиционные формы хозяйственной деятельности без ущерба для здоровья населения.)
2. Зона экологического риска(состояние природной среды, имеющ. предельно дополнительную нагрузку при формах хозяйственной деятельности,развитие которой может привести к тяжелым последствиям)
3. Зона экологического кризиса – уровень абиотической среды представляет угрозу для здоровья населения и требует частичной переориентации существующих форм хозяйственной деятельности.
4. Зона экологического бедствия – состояние природной среды требует полной переориентации существующих форм хозяйственной деятельности и внедрения комплекса природоохранных мероприятий для выживания популяции человека.
5. Зона экологической катастрофы – разрушение абиотической среды перешло границу возможного проживания человека.
Загрязнение природных вод
Выделяют три вида основных загрязнений океана и континентальных вод планетыбиологическое, химическое, физическое.
1. Биологическое - сброс в воды водоемов большого количества ряда органических веществ, способных к брожению. Их происхождение различно: сточные городские и промышленные воды, содержащие пищевые продукты и фекалии, сточные воды сахарных заводов и целлюлозно-бумажных комбинатов и т.д. Многие биогенные вещества дают животноводческие комплексы.
Так, например, 1 комплекс для откорма 10 тысяч голов скота дает столько же сточных вод, сколько город с 100-тысячным населением. Большое количество почвы, органики и минеральных удобрений смывается в водные объекты с сельскохозяйственных территорий во время половодья и после сильных дождей.
Чрезмерное обогащение биогенами водоемов приводит к их эвтрофикации, т.е резкому повышению биопродуктивности. При этом начинается массовое размножение фитопланктона, в первую очередь неприхотливых сине-зеленых водорослей. "Цветение" воды и постепенное отмирание массы водорослей становится источником вторичного загрязнения. Далее водоем медленно "умирает" из-за расходования всех запасов кислорода. Таким образом, антропогенная эвтрофикация вызывается нe ядовитыми загрязнениями, а тем, что всегда считалось безвредным, - частицами почвы и удобрениями. И это может нарушить равновесие экосистемы.
Биологическое загрязнение приводит к сильному бактериологическому заражению воды. С этим видом загрязнения связан ряд проблем в области общественной гигиены (гепатит, холера, кишечные инфекции).
2. Химическое загрязнение. К наиболее опасным загрязнителям этого вида относятся: соли тяжелых металлов (свинца, ртути, железа, меди). Иногда концентрация ионов этих металлов в теле рыб в 10 раз превышает исходную их концентрацию в водоеме.
Другим загрязнителем являются нефть и нефтепродукты. Общее загрязнение ими Мирового океана превысило 10 млн. т в год. Каждая тонна нефти покрывает тонкой пленкой (10-4 см) порядка 12 кв. км водной поверхности. По оценкам специалистов, нефтью уже загрязнена 1/5 часть акватории Мирового океана. Если пятно нефти небольшое (до 10 м2), то оно исчезает с поверхности за 24 часа, образуя эмульсию, а тяжелые фракции нефти оседают на дно. Если размер нефтяного пятна больше, чем 10 м 2, то нефтяная пленка приводит к гибели живых организмов, млекопитающих и птиц; нарушает процессы фотосинтеза, и газообмен между гидросферой и атмосферой.
Следующим видом химического загрязнения являются нитраты, фосфаты. Нитраты поступают в воды водоемов через удобрения, а фосфаты - как синтетические моющие средства (CMC). CMC входят в группу СПАВ - синтетические поверхностно-активные вещества. Появление фосфора антропогенного происхождения облегчило жизнь домохозяйкам, но усложнило жизнь природе. Чем? Присутствие CMC в воде придает ей неприятный вкус и запах. Там, где в водоемах течение быстрое, образуется пена. Если концентрация CMC в воде 1 мг/л - гибнет планктон, а если 5 мг/л - происходят заморы рыб. CMC замедляют естественное самоочищение водоемов, действуя угнетающе на многие биохимические процессы в них. Из других химических загрязнителей можно назвать фенолы, пестициды и другие органические яды.
3. Физическое загрязнение - сброс в поверхностные водоемы нерастворенных материалов (глин, как отходов производства при разработке карьеров и шахт). Оседая на дно, глинистая тонкодисперсная фракция может погубить выметанную икру рыб.
Другим видом физического загрязнения является охота, Использование патронов, дроби (сплав свинца и сурьмы) влечет загрязнение этими веществами. Подсчитано, что если 2 млн. охотников сделают хоть 1 выстрел, то выпустят 32 т свинца. Свинец способен накапливаться в водоемах. Если он попадает в зоб уток, то они заболеют сатурнизмом.
К этому виду загрязнения относится и тепловое загрязнение. Подогретая вода от ТЭЦ и других предприятий, поступая в водоем, приводит к повышению температуры воды в нем. Из химии известно, что растворимость газа в воде уменьшается с ростом температуры. Это приводит к уменьшению кислорода в воде. Дыхание биоценозов ухудшается, нарушается равновесие в таких водоемах. Начинают бурно размножаться болезнетворные микроорганизмы и вирусы (яйца аскарид).
Таким образом , пути и источники загрязнения поверхностных водоемов многообразны и масштабны. В результате этого загрязнены почти все реки мира (особенно крупные), большая часть озер. Интенсивно загрязняются и подземные воды.
Виды воздействия.
По характеру воздействия
· Прямо действующие — непосредственно влияющие на организм, главным образом на обмен веществ
· Косвенно действующие — влияющие опосредованно, через изменение прямо действующих факторов (рельеф, экспозиция, высота над уровнем моря и др.)
По происхождению
Абиотические — факторы неживой природы:
· климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха
· эдафические (эдафогенные): механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы, химический состав почвы
· орографические: рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона
· химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность
· физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения
· Биотические — связанные с деятельностью живых организмов:
· фитогенные — влияние растений
· микогенные — влияние грибов
· зоогенные — влияние животных
· микробиогенные — влияние микроорганизмов
· Антропогенные (антропические):
· физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации
· химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта
· биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания
· социальные — связанные с отношениями людей и жизнью в обществе
По уровню опасности:
· допустимое - норматив, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферу и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
· недопустимое – норматив, при котором присутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
По масштабу:Точечная, Площадная, Объёмная
Электромагнитный фон
Электромагнитный фон городской среды превышает допустимый уровень в 40 % случаев.
Радиационный фон
На территории Иркутска находится несколько предприятий, производящих радионуклидные вещества. В 2003 году Иркутское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды начало проводить работы по контролю за состоянием природной среды в районе Ангарского электролизного химического комбината. В результате проведённого обследование было установлено, что радиоактивное загрязнение почвы, растительности и снежного покрова в радиусе 20 км от комбината не превышало критических значений. На 2-ом км автодороги на посёлок Большая Елань отмечена наибольшая плотность радиационного загрязнения травяного покрова, которая превысила фоновую в 4,4 раза. Наибольшая плотность загрязнения почвы бета-активными продуктами была зарегестрирована в посёлке Мегет, фоновое значение оказалось превышенным в 4,9 раз.
1/7.Оценка воздействия на окружающую среду в строительстве(ОВОС).
ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) – это документ, дающий всестороннее представление обо всех видах воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
Основным нормативным документом, которым необходимо руководствоваться при разработке проекта ОВОС является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372.
Согласно Положению, оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Задачи ОВОС
· Определение параметров компонентов окружающей среды, которые будут подвергаться воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.
· Предварительная оценка факторов и видов воздействия на окружающую среду в процессе реализации намечаемой деятельности.
· Группировка экологических последствий и вызванных ими социальных, экономических и прочих изменений.
· Учет в проектных решениях хозяйственной деятельности вероятных последствий ее реализации.
Природоохранные нормативные акты, в соответствии с которыми должны решаться задачи проекта ОВОС:
· Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
· Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
· Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"
· Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.
· Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
· Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ
· Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372
Принципы ОВОС
1. Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности.
2. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы.
3. Недопущение негативного воздействия на окружающую среду.
4. Обязательность рассмотрения альтернативных путей достижения целей планируемой деятельности.
5. Обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.
6. Научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы.
7. Достоверность и полнота информации для экологической экспертизы.
Экологические платежи.
Действующим законодательством РФ пре/дусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся:
o выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
o сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
o загрязнение недр, почв;
o размещение отходов производства и потребления;
o загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
o иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия:
o выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами;
o выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами;
o сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
o размещение отходов производства и потребления.
За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды.
Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Требования к объектам размещения отходов
1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений
1. Территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами
1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов
1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Классификация отходов.
Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.
Классификация отходов:
По происхождению:
· отходы производства (промышленные отходы)
· отходы потребления (коммунально-бытовые)
По агрегатному состоянию:
· твёрдые
· жидкие
· газообразные
По классу опасности (для человека и / или для окружающей природной среды)
В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:
· 1й — чрезвычайно опасные
· 2й — высоко опасные
· 3й — умеренно опасные
· 4й — малоопасные
· 5й — практически неопасные
В России существует Федеральный классификатор отходов, в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный код.
Способы утилизации отходов.
Мусорные полигоны и свалки
Утилизация мусора в России на 80% состоит в его простом вывозе на специальные полигоны, а попросту говоря, - городские свалки. Стоимость утилизации мусора по такой технологической схеме – наиболее низкая.Под свалку должны использоваться территории с особым геологическим расположением, чтобы минимизировать, а по возможности и исключить просачивание ядовитых компонентов в грунтовые воды и почву. При устройстве полигона подготавливают углубления в земле с резервуаром, выполняющим роль отстойника для стекающих жидкостей. Дно и стены котлованов под утилизацию мусора выполняются из железобетона или устилаются геомембранными синтетиками, с целью изоляции почвенных слоев от отходов.
Утилизация мусора и отходов должна сопровождаться сортировкой, для чего рядом с полигонами организуют перегрузочные станции. Именно здесь привезенные отходы сортируются, а при необходимости проходят дегидрацию и уплотняются в специальныхкомпакторах (брикетируются).
Рассортированные и измельченные отходы ссыпаются в котлованы, разравниваются и утрамбовываются по всей площади. Сверху насыпается слой почвы, и котлован «консервируется» полиэтиленом, геосинтетиком или железобетоном. При такой утилизации мусора «крышка» котлована должна находиться ниже уровня земли. Сверху засыпается слой плодородной почвы, в которую высаживаются рекультивационные (способствующие восстановлению) растения.
Используя технологии брикетирования можно существенно повысить эффективность полигонной утилизации мусора.
Мусоросжигающие станции
Утилизация мусора и отходов с помощью термальных технологий используется еще с конца 19 века. При таком методе уничтожения объемы отходов уменьшаются на 90%, а их масса - до 60-70%.
Главный недостаток термического уничтожения заключается в высокой стоимости оборудования для утилизации мусора. А кроме того, без соответствующих технологий и дополнительных фильтров в атмосферу попадает масса ядовитых газов и веществ: фенолы, альдегиды, хлорорганика, тяжелые металлы, различные оксиды и прочие вещества, пагубно воздействующие на человека и окружающую среду. Чтобы минимизировать количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ, в топках необходимо поддерживать довольно высокую температуру – не меньше 1200°С, что технологически довольно сложно и дорого. Как правило, рабочая температура в печах находится в пределах 800-900°С, что приводит к неполному сжиганию материала и увеличению доли золы, вывозимой в дальнейшем на свалки. Бытовые отходы содержат достаточно много влаги, что также отрицательно сказывается на технологическом процессе, для повышения эффективности сжигания их приходится предварительно подсушивать, что, естественно, влечет за собой удорожание процесса.
Чтобы технология термического уничтожения была эффективной, требуется тщательная сортировка отходов с целью их разделения на группы. Впоследствии для каждой группы назначаются определенные режимы сжигания, что позволяет рационализировать технологию и снизить затраты. В то же время если проводить предварительную сортировку, то увеличиваются расходы на вывоз мусора, и утилизация обходится еще дороже. В Европе, чтобы как-то компенсировать затраты на организацию сжигания мусора, используют системы рекуперации тепла, образованного в процессе сжигания отходов. Таким образом, утилизация мусора может быть частично компенсирована возвратом тепловой или даже электрической энергии в коммуникационные сети.
Виды загрязнения гидросферы
-химическое загрязнение-изменение хим.свойств за счет увеличения содержания вредных примесей(может иметь органическое происхождение)
-Физическое загрязнение-изменение физических параметров водной среды.
-Механическое загрязнение характеризуется попаданием в воду различных механических примесей (шлам, песок, ил и др.), которые могут значительно ухудшать органолептические показатели.
-Тепловое загрязнение вызывается сбросом теплой сточной воды
И приводит к изменению химического состояния воды, а также выделению ядовитых газов(сероводорода и метана),в результате стимулируется рост водорослей ,а также быстрое размножение вирусов и болезнетворных бактерий.
-Радиоактивное загрязнение образуется в результате сброса или захоронения на дне радиоактивных отходов. Радиоактивные элементы способны передаваться по пищевым цепям.
-Биологическое загрязнение-изменение свойств водной среды в результате увеличения несвойственных ей микроорганизмов животных и растений принесенных из вне. Источниками являются: предприятия промышленности.
Классификация загрязнений по физическому состоянию:
-нерастворимые
-колодные
-растворённые
Виды загрязнения по составу:
-минеральные
-органические
-бактериальные
-биологические
Процесс очистки сточных вод
Наиболее рациональным, очевидно, будет разделение процесса очистки стоков на четыре этапа, в соответствии с разделением загрязняющих веществ на основе их агрегатного состояния по классификации академика
На первой стадии очистки сточных вод необходимо извлечь крупные частицы взвешенных веществ и грубодисперсных примесей, нейтрализовать токсины и удалить из сточных вод масла. Если данные загрязнения в сточных водах отсутствуют, следует начать очистку сточных вод со второй стадии, на которой происходит извлечение практически всех механических примесей, а также проводится подготовка стоков к дальнейшей очистке, а именно, снижение агрессивности сточных вод, понижение неприемлемых концентраций отдельных загрязняющих веществ. На третей стадии очистки стоков проиводится извлечение всех загрязняющих веществ до определенного заданного уровня. Если степень очистки недостаточна, требуется четвертая стадия очистки сточных вод, на которой использубтся методы, позволяющие извлекать соединения, находящиеся в растворимом состоянии.
Предварительная стадия обработки сточных вод. Когда стоки промышленного предприятия содержат крупные частицы взвешенных веществ либо волокна (как в производстве керамических и силикатных материалов), а также нефтепродукты, требуется тщательная предварительная очистка сточных вод, включающая в себя:
· Отстаивание сточных вод с использованием либо без использования химических реагентов в зависимости от состава стоков,
· Фильтрация через решетки или сетчатые фильтры,
· Подача стоков на гравийные фильтры (грубая очистка),
· Коагуляция (дозирование растворов солей железа либо алюминия),
· Извлечение из сточных вод вредных веществ специальными методами,
Применение нефтеловушек для очистки сточных вод от нефти и масла
Гидроциклоны
Гидроциклоны — механические устройства для очистки сточных вод НПЗ от нефтепродуктов и взвешенных минеральных частиц.
Назначение гидроциклонов аналогично назначению песколовок и нефтеловушек. Отделение примесей происходит под воздействием центробежных сил внутри корпуса цилиндрического аппарата с конусообразной нижней частью. Преимущества циклонов — увеличение скорости отделения примесей, небольшой объем устройств по сравнению с размерами отстойников.
Диаметр цилиндрической части (D) напорных гидроциклонов составляет от 150 до 1000 мм, внутри них создаются условия для бурного проявления центробежных сил. Безнапорные циклоны имеют диаметры цилиндрической части от 2 до 10 м, проявления центробежных сил в них незначительные, однако вращание потока жидкости создает условия для агломерации и интенсивному выпадению взвесей. Спиральное движение потока жидкости позволяет эффективно использовать весь объем гидроциклона.
Открытые безнапорные гидроциклоны по объему меньше, чем аналогичные по производительности отстойники; выдерживают значительные гидравлические нагрузки; сокращают площади, занимаемые очистными сооружениями.
Преимущества гидроциклонов:
· компактные размеры;
· высокая производительность по воде;
· несложная конструкция, простота в обслуживании;
· энергонезависимость;
· относительно невысокая цена;
· нет необходимости в расходных материалах, фильтрах и сорбентах (для большинства моделей);
· техническое обслуживание не представляет сложностей и не требует высокой квалификации персонала.
Эффективность очистки сточных вод нефтеперерабатывающих заводов от нефтепродуктов и взвесей в гидроциклоне не превышает 30-40%. Однако при сочетании гидроциклона с химической реагентной очисткой эффективность возрастает в несколько раз.
Особенности микроклимата городской среды
Микроклимат города – это климат приземного слоя воздуха отдельных участков городской территории. Приземной слой воздуха занимает воздушное пространство двухметровой высоты над уровнем земли.
На формирование микроклимата города, помимо природных условий, оказывают влияние условия, создаваемые городской застройкой, а также функционированием автотранспорта, теплоэлектростанций, промышленных и других предприятий. Городская застройка изменяет природный рельеф: увеличивает шероховатость подстилающей поверхности (например, формирует котловинные условия на фоне равнинного рельефа), включает множество вертикальных поверхностей, создает пересеченную местность.
Городская среда характеризуется :
-высокой плотностью населения
-наличием строительных производств
-развитой инфраструктурой.
Особенности городской среды:
1. В городской среде на 10-20 % уменьшается приток солнечной радиации
2. Характерно наличие островов тепла
3. Температура воздуха в городе на 7-15° выше ,чем в природе
4. Количество атмосферных осадков увеличивается зимой- 50%, летом- 15%
5. поверхностный сток с города в несколько раз превышает сток с пригорода
6. Горо суше на 10-15%
7. Повторяемость туманов в промышленном городе выше.