Предмет, источники и объекты экологического права
Предмет, источники и объекты экологического права
Понятие, предмет и метод экологического права
Экология— это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и окружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «экология» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука экология возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
Экологическое право— это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей [77, с. 2].
Предметом экологического праваявляются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.
Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранительные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.
Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.
Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.
Метод экологического права — это совокупность приемов и способов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологической системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.
1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых нуждается в правовом регулировании и обеспечении,
2. Закрепление в экологическом законодательстве структуры органов, осуществляющих управление использованием природных объектов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.
3. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.
4. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другой — правовым статусом природопользователя.
5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
Правовое регулирование природопользования
Управление природопользованием
И охраной окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Управление природопользование призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Его значение определяется тем, что путем последователь той реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды «т вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.
К функциям управления природопользованием относятся:
• подзаконное нормотворчество;
• создание системы органов управления в сфере природопользования и координация их деятельности;
• экологическое планирование и нормирование;
• оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
• экологическая экспертиза;
• экологическое лицензирование и сертификация;
• экологический мониторинг и учет состояния и использования от дельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий на них;
• экологический контроль и разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется в рамках исполнительной власти государства, а также гражданами, юридическими лицами, общественными формированиями и органами муниципальной власти. Поэтому в экологическом праве выделяют общественное, производственное, муниципальное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды: Министерством природных ресурсов РФ и ею территориальными подразделениями, а также специально уполномоченными государственными органами по отдельным видам природных ресурсов (например, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральными агенствами водных ресурсов, лесного хозяйства, по недро-использованию и рыболовству и др.).
Формы государственного регулирования подразделяются на:
а) неправовые;
б) правовые.
К неправовым формам относятся: оперативно-хозяйственное распорядительство (например, определение категории земель) и обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения своих функций.
Правовые формы выражаются в трех основных видах:
• правотворчестве — принятии решений, имеющих значение закона или его форму;
• правоприменении — принятии правоприменительных актов;
• правоохране — применении санкций правовых норм в случае,
когда эти нормы нарушаются.
Методы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды бывают четырех видов:
• метод обязательных предписаний;
• метод рекомендаций;
• метод санкционировании(ограниченного самоуправления);
• метод разрешения (полного делегирования прав).
Предмет, источники и объекты экологического права